Cacique

редактировать
Вождь племени
Найдите cacique в Викисловаре, бесплатном словаре.

A cacique (иберийский испанский: ; латиноамериканский испанский: ; португальский: ; женская форма: cacica ) переводится как «король» или «принц» аборигенной группы, происходящее от Taíno слова касике для доколумбовые вожди племен на Багамах, Больших Антильских островах и северных Малых Антильских островах. В колониальную эпоху испанцы расширили это слово как титул лидеров практически всех коренных групп, с которыми они столкнулись в Западном полушарии. В испаноязычных и лузофонических странах этот термин также стал обозначать политического босса или лидера, обладающего значительной властью в политической системе, известной как caciquismo. .

Содержание
  • 1 Касики испанской колониальной эпохи
  • 2 Касикизмо и Каудиллизмо
  • 3 Династия Таино
  • 4 Известные местные касики Америки
  • 5 См. Также
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Ссылки
Испанские касики колониальной эпохи

Касики происходят от Taíno слова kassiquan, означающего «хранить дом». В 1555 году это слово вошло в английский язык как «принц». В культуре таино ранг касиков был наследственным и иногда устанавливался демократическим путем. Его важность в племени определялась размером его племени, а не его навыками ведения войны, поскольку таино были в основном миролюбивой культурой. Они также пользовались некоторыми привилегиями за свое положение: они жили в большей прямоугольной хижине в центре деревни, а не в круглых хижинах других жителей деревни, и у них было специальное место для сидения для арейто (церемониальных танцев) и церемониального бала. игра. Подобно другим правителям, их слово было законом, и они контролировали сложный уровень управления.

Мемориальная доска Хатуэй. Тупак Амару II, андский курака или касик, возглавивший массовое восстание в 1781 году.

Испанцы расширили использование касика для обозначения лидеров на уровне города или деревни практически во всех коренных группах Испанской Америки. Карибские касики, которые изначально не выступали против испанцев, были кооптированы в качестве посредников между испанцами и их общинами, но их сотрудничество было переходным и вызывающим наибольшее отвращение, что привело к их смерти в бою или казнью. Двумя известными касиками ранней колониальной эпохи являются Хатуей (Куба) и Энрикильо (Эспаньола), которые теперь являются национальными героями Кубы и Доминиканской Республики. У основания памятника Хатуэю находится историческая мемориальная доска: «В память о вожде Хатуэе, незабываемом уроженце, предшественнике кубинской борьбы за свободу, он отдал свою жизнь, прославляя свои идеалы, терзаемый пламенем 2/2 /. 1512. Памятники Делегации Яра, 1999 г. ". Хатуэй был историческим персонажем в фильме 2010 года Даже дождь.

В центральной Мексике в колониальную эпоху испанцы более успешно использовали лидеров гораздо более иерархически организованных коренных народов, чтобы они действовали как посредники в системе колониального господства. Иерархия и номенклатура местного лидерства там могла сохраняться внутри сообществ, но обозначение касиков испанцами не обязательно соответствовало наследственной местной системе лидерства.

Элитные представители коренных народов, желающие сотрудничать с колониальным правлением, заменили тех, кто претендовал на лидерство по наследству и по традиции. Испанцы признали коренное дворянство дворянами в рамках недавно созданной колониальной системы, и статус касиков вместе с их семьями был усилен тем, что им было разрешено владеть испанскими благородными почетными титулами дон и донья. Касики были одними из первых, кто привнес европейскую материальную культуру в общины коренных народов: они построили дома в испанском стиле, приобрели испанскую мебель и носили испанскую одежду. Они занимались такими коммерческими предприятиями в испанском стиле, как разведение овец и крупного рогатого скота, а также разведение шелкопряда. Многие даже владели черными рабами. Они также приобрели некоторые новые привилегии, такие как право носить мечи или огнестрельное оружие и ездить на лошадях или мулах. У некоторых касиков были поместья под названием cacicazgos. Записи о многих из этих мексиканских поместий хранятся в мексиканских национальных архивах в разделе Vínculos («влечет за собой»). Создание городского правительства [cabildos] в испанском стиле использовалось в качестве механизма замены традиционного правления. Испанская манипуляция выборами кабильдо. В некоторых областях традиционные члены наследственной линии стали руководителями городских советов.

К концу колониальной эпохи в центральной Мексике термин касик потерял свое династическое значение во многих областях; «Статус касика мог в некоторой степени укрепить престиж семьи, но сам по себе он уже не мог рассматриваться как ранг крупного авторитета». В 1769 г. в обращении к вице-королю Новой Испании семьи касиков с просьбой восстановить свои привилегии они перечисляли: что касик должен сидеть отдельно от простолюдинов на публичных мероприятиях; он был освобожден от службы в городском правительстве; он был освобожден от дани и других поборов; он был освобожден от воскресного богослужения и выплаты полреала; его слуги не несли ответственности за общественный труд; он был освобожден от лишения свободы за долги, а его имущество - от ареста; он мог быть заключен в тюрьму за тяжкое преступление, но не в общественной тюрьме; имена касиков должны были быть внесены в списки знати в официальных реестрах; и «все эти привилегии в равной степени относятся к женам и вдовам касиков». С обретением Мексикой независимости в 1821 году особые привилегии касиков колониальной эпохи были отменены.

В Андском регионе местный термин курака использовался в качестве альтернативы касику., в отличие от остальной части испанской колониальной Америки. После завоевания Империи инков испанцы в перуанском наместничестве позволили куракам или касикам сохранять свои дворянские титулы и привилегии местного правления, пока они были верны испанскому монарху. В конце восемнадцатого века массовое восстание, восстание Тупака Амару (1781), часто называемое «Великим восстанием», возглавил Тупак Амару II, курака, который утверждал, что быть потомком по королевской линии инков, а именно до последнего императора Тупака Амару. После обретения независимости в 1825 году Симон Боливар отменил дворянские титулы, но власть и престиж кураков уже упали после Великого восстания. Восстания кураков происходили с начала испанского колониального правления, кураки из разных мест и из разных мест Анд неоднократно приводили восстания, в том числе восстание Тупака Амару II, которое произошло после 250 лет колониального правления, крупнейшее из них и Крупное восстание в истории испанской американской империи, тем не менее, восстания курака будут продолжаться годы и десятилетия после восстания Тупака Амару II, такого как восстание Тупака Катари или восстание Матео Пумакавы на юге Американские войны за независимость.

Caciquismo и Caudillismo

Расширение термина cacique, caciquismo («правило босса») может относиться к политической системе, в которой доминирует власть местных политические боссы, касики. В период после обретения независимости в Мексике этот термин сохранил свое значение «лидеров коренных народов», но также приобрел более общее значение «местного» или «регионального» лидера. Некоторые ученые проводят различие между каудильо (политическими лидерами ) и их правлением, каудиллизмом, а также касиками и касикизмом. Один аргентинский интеллектуал, Карлос Октавио Бунге, считал, что касикизм возник из анархии и политической разрухи, а затем превратился в «тихую» форму «цивилизованного касикизма», такую ​​как мексиканский Порфирио Диас (годы правления 1876-1911). Аргентинский писатель Фернандо Н.А. Куэвильяс рассматривает касикизм как «не что иное, как особую разновидность тирана».

В Испании касикизм появился в Испании конца 19-го века и начале 20-го века. Писатель Рамон Акал Гонсалес рассматривает Галисию на северо-западе Испании, как находящуюся в состоянии постоянного удушения на протяжении веков в результате касикизма и кумовства. «Галичина до сих пор страдает от этой анахроничной касты касиков». Испанский силач Эль Каудильо Франсиско Франко (1892-1975) родился в Ферроле в Галисии.

На Филиппинах термин касиковая демократия был придуман Бенедиктом Андерсоном. Он использовался для описания политической системы, при которой во многих частях страны местные лидеры остаются очень сильными, обладая почти властью типа военачальников. Филиппины были колонией Испании с конца шестнадцатого века до испано-американской войны 1898 года, когда США взяли на себя управление. Впоследствии администрация США провела множество коммерческих, политических и административных реформ. Иногда они были довольно прогрессивными и были направлены на модернизацию правительства и торговли на Филиппинах. Однако местные традиционные филиппинские элиты, будучи более образованными и имеющими более тесные связи, чем большая часть местного населения, часто могли воспользоваться изменениями, чтобы укрепить свои позиции.

В научной литературе нет единого мнения о происхождении caciquismo. Мердо Дж. МакЛауд предполагает, что термины cacique и caudillo «либо требуют дальнейшего изучения, либо, возможно, они настолько растянуты из-за разнообразия объяснений и процессов, упакованных в них, что превратились в несколько пустых обобщений».

Династия Таино
Известные коренные касики Америки
Дополнительная литература
Литература
Последняя правка сделана 2021-05-13 13:08:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте