Гастон Мардоче Брансуик, более известный под псевдонимом Монтехус (9 июля 1872 г. - декабрь 1952 г.), был французским певцом и автором песен. Он был автором таких известных песен, как «Gloire au 17ème» и «La Butte Rouge».
Монтеус был старшим из 22-летних детей в бедной семье еврейского происхождения из рабочего класса.
Монтеюс родился в Париже после Парижской коммуны 1871 года. По его словам, его отец Авраам Бруншвиг был среди повстанцев, но нет источника, подтверждающего это утверждение. Тем не менее, Монтеус вырос в посткоммунистическом контексте, что объясняет его приверженность левой политике. «Революционный ура-патриот», как он любил себя изображать, он был близок к тому «убогому с Земли», о котором говорил Эжен Поттье в «Интернационале».
Он начал петь публично в возрасте 12 лет, в 1884 году, за десять лет до начала дела Дрейфуса. Он опубликовал свою первую песню ( Au camarade du 153ème) в 1897 году. Именно тогда он принял свой псевдоним, который легче было носить, чем его имя в контексте сильного антисемитизма. В 1907 году он опубликовал « Gloire au 17ème» в честь полка солдат, которые отказались стрелять по демонстрации виноградарей в Безье.
Во второй половине 19 века песня занимала центральное место в массовой культуре. Книги, какими бы дорогими они ни были, были недоступны для рабочего класса. Когда в ней содержался сильный политический элемент, песня могла стать мощным орудием пропаганды. Монтеус был одним из участников красного восстания вместе с Жан-Батистом Клеманом (1836–1903), автором песни Le Temps des cerises, Эженом Поттье (1816–1887), писателем L'Internationale, Жюлем Жуи (1855). –1897), писатель V'là l'choléra qu'arrive, Les Anarchistes de Chicago, Пьер Дюпон (1821–1870), Le chant des ouvriers, Le chant du vote, Gaston Couté (1880–1911) Le gars qu ' a mal tourné и т. д.
В своих ярких и энергичных песнях Монтеус выступал против войны, капиталистической эксплуатации, проституции, бедности, религиозного лицемерия, а также против подоходного налога:
Он также замечательно защищал интересы женщин. La grève des Mères (Забастовка матерей) была законодательно запрещена 5 октября, а Монтеюс осужден за «подстрекательство к аборту».
5 марта 1902 года он был инициирован в масонство в ложе ″ l'Union de Belleville ″ в Париже. И когда он подумывал о вступлении в Коммунистическую партию в 1922 году, поскольку Коммунистическая партия Франции не принимала масонов, он предпочел остаться верным своей ложе.
Монтеюс поддерживал отношения с Владимиром Лениным ; более того, последний ссылался на это в своей переписке. В письме Льву Каменеву Ленин писал: «Ах! Если бы я мог еще раз послушать Монтеюса!». Во время своего изгнания во Франции (между 1909 и 1912 годами) Ленин проводил серию конференций в зале Рив Гош или Бобино (места неизвестны). По просьбе Ленина Монтеус спел в первой части, чтобы привлечь значительную аудиторию. Людей, пришедших послушать «гуманитарного певца», также пригласили послушать большевистского активиста после антракта. Отношения между искусством и политикой были прообразом агитпропа (искусства на службе политического дискурса и / или идеологии), начавшегося в СССР с 1920-х годов.
Во время Первой мировой войны Монтехус, как и многие другие, радикально изменил свои политические взгляды. Он ревностно изменил Union Sacrée и пел милитаристские песни. Можно провести сравнение с картиной Пикассо, который в тот же период отказался от кубизма (считавшегося «слишком немецким») в пользу более академического стиля (считавшегося «французским»). Именно тогда Монтеус спел финал La Guerre, гротескный détournement из L'Internationale:
Точно так же, в Леттре d'оон Sociālo (поются на мотив L'воздуха ей Clairon от Paul Deroulede ), он объяснил, что пришло время для Марсельезы, в ожидании, чтобы быть в состоянии петь L'Internationale еще раз:
Монтеус был образом трудящихся, массово уехавших на фронт вопреки опасениям государственного адъютанта, переоценившего приверженность рабочих пацифизму.
В песне, пропитанной расизмом его времени, под названием L' Arbi, Монтеус придерживался ксенофобских намерений:
Плюс поясница:
За эти четыре года войны он не переставал сочинять воинственные песни ( La Dernière victime, La Voix des mourants, La Vision sanglante, Debout les Morts! И т. Д.), Он никогда не был мобилизован и, следовательно, никогда не узнал ужасов перед. С другой стороны, на сцене Олимпии он был ранен в голову, распевая воинственные песни. В конце войны в 1918 году за свои добрые и верные услуги он получил Круа де Герр.
После войны Монтеюс пережил довольно долгий период позора. Он перестал записываться в Народный фронт. В 1923 году он попытался искупить свою вину, сочинив La Butte Rouge (Красный курган), который отсылает к кургану Бапом, театру жестоких сражений на Сомме во время наступления лета 1916 года (а не, вопреки утверждениям распространенная ошибка, Парижская Коммуна 1871 года, сильно упоминавшаяся в работах де Монтеюса). В этой песне он берет на себя ответственность за кровавую бойню:
[...] car les bandits qui sont cause des guerres n'en meurent jamais, on ne tue qu'les innocents.
В 1930-е годы он был членом Французской секции Интернационала трудящихся (SFIO). С появлением Народного фронта, в возрасте 64 лет, Монтеус снова был в авангарде с Le décor va changer, Vas-Y Léon! ", Le Cri des grévistes, L'Espoir d'un gueux, песни, в которых он поддержал Народный фронт и Леона Блюма.
Монтеюса не отправили в концлагерь, но он был вынужден носить желтую звезду с 1942 года до Освобождения Франции. В 1944 году он написал Chant des Gaullistes (Песнь голлистов).
Он получил Почетный легион от Поля Рамадье в 1947 году. Почти забытый, поддерживаемый только его семьей, он умер в 1952 году в Париже.
Реми Верместер: "Montéhus La lutte en chantant" Editions Elzévir (ноябрь 2012 г.): В то же время биография, библиография писателя на исторической почве от "La Belle Epoque" до "Trente Glorieuses".
Марк Робин: « Montéhus, Le chansonnier humanitaire. Оригиналы регистрации 1905–1936 »EPM, Париж.