"Недостающее звено "является ненаучным термин для переходных ископаемых. Его часто используют в научно-популярной литературе и в СМИ для обозначения любой новой переходной формы. Термин возник для описания гипотетической промежуточной формы в эволюционной серии от антропоидных предков до анатомически современных людей (гоминизация ). На этот термин повлияли додарвиновская эволюционная теория Великой цепи бытия и устаревшее представление (ортогенез ) о том, что простые организмы более примитивны, чем сложные.
Филогенетическое древо эволюции гоминидовТермин «недостающее звено» потерял популярность у биологов, потому что он подразумевает, что эволюционный процесс является линейным явлением и что формы возникают последовательно в цепочке. Вместо этого предпочтительнее использовать последний общий предок, поскольку это не имеет коннотации линейной эволюции, поскольку эволюция - это ветвящийся процесс.
Этот термин подразумевает не только линейную эволюцию, но и то, что конкретное ископаемое еще не было найдено. Многие из известных открытий в области эволюции человека часто называют «недостающими звеньями». Например, были пекинский человек и яванский человек, несмотря на то, что эти окаменелости не пропали. Переходные формы, которые не были обнаружены, также называются недостающими звеньями; однако нет единственного недостающего звена. Редкость переходных окаменелостей может быть объяснена неполнотой летописи окаменелостей.
На термин «недостающее звено» повлияли мыслители эпохи Просвещения 18 века, такие как Александр Поуп и Жан-Жак Руссо, считавший людей звеньями Великой Цепи Бытия. Великая Цепь Бытия - это иерархическая структура всей материи и жизни. Под влиянием теории Аристотеля о высших и низших животных, Великая Цепь Бытия была создана в период Средневековья в Европе и находилась под сильным влиянием религиозной мысли. Бог был на вершине цепи, за ним следовал человек, а затем животные. Это было в 18 веке, когда возник вопрос о неизменной природе видов и их неизменном месте в великой цепи. Двойственная природа цепи, разделенной, но объединенной, всегда позволяла рассматривать творение как единое непрерывное целое с возможностью перекрытия звеньев. Радикальные мыслители, такие как Жан-Батист Ламарк, видели развитие форм жизни от простейших существ, стремящихся к сложности и совершенству, схема, принятая зоологами, такими как Анри де Бленвиль. Сама идея упорядочения организмов, даже если она предположительно зафиксирована, легла в основу идеи трансмутации видов, например, теории эволюции Чарльза Дарвина 115>Самая ранняя публикация, в которой явно используется термин «недостающее звено», была опубликована в 1844 году в статье Реликвии естественной истории сотворения Роберта Чемберса, где этот термин используется в контексте эволюции, относящейся к к пробелам в летописи окаменелостей. Чарльз Лайель использовал этот термин несколько лет спустя в 1851 году в своем третьем издании "Элементов геологии" как метафору отсутствующих пробелов в непрерывности геологической колонки . Впервые он был использован в качестве названия переходных типов между разными таксонами в 1863 году в работе Лайеля «Геологические свидетельства древности человека». «Недостающее звено» позже стало названием переходных окаменелостей, особенно тех, которые рассматриваются как мосты между человеком и животным. Впоследствии Чарльз Дарвин, Томас Генри Хаксли и Эрнст Геккель использовали его в своих работах в этом смысле.
Жан-Батист Ламарк предполагал, что жизнь рождается постоянно в форме простейших существ, а затем стремится к сложности и совершенству (т.е. люди) через ряд низших форм. По его мнению, низшие животные были просто новичками на эволюционной сцене. После работы Дарвина «О происхождении видов» идея «низших животных», представляющих более ранние стадии эволюции, сохранилась, что продемонстрировано Эрнстом Геккелем в виде человеческой родословной. Тогда как позвоночные считались образующими своего рода эволюционную последовательность, различные классы были разными, а неоткрытые промежуточные формы назывались «недостающими звеньями».
Геккель утверждал, что эволюция человека проходила в 24 этапа и что 23-я стадия была теоретически недостающим звеном, которое он назвал Pithecanthropus alalus («обезьяно-человек без речи»). Геккель утверждал, что происхождение человечества следует искать в Азии. Он предположил, что недостающее звено должно быть найдено на затерянном континенте Лемурия, расположенном в Индийском океане. Он считал, что Лемурия была домом первых людей, а Азия была домом многих из самых ранних приматов ; таким образом он утверждал, что Азия была колыбелью эволюции гоминидов. Геккель утверждал, что люди были тесно связаны с приматами Юго-Восточной Азии, и отверг гипотезу Дарвина о происхождении человека из Африки.
Поиск окаменелости, соединяющей человека и обезьяну, был непродуктивным до голландцев. палеонтолог Юджин Дюбуа отправился в Индонезию. Между 1886 и 1895 Дюбуа обнаружил останки, которые он позже описал как «промежуточный вид между людьми и обезьянами». Он назвал гоминина Pithecanthropus erectus (прямоходящий человек-обезьяна), который теперь был реклассифицирован как Homo erectus. В средствах массовой информации Java Man был провозглашен недостающим звеном. Например, заголовок Philadelphia Enquirer от 3 февраля 1895 г. был «Недостающее звено: голландский хирург на Яве вытаскивает необходимый образец».
Среди известных окаменелостей, считающихся «недостающим звеном» в эволюции человека, следующие: