Избиение младенцев является предметом двух картин Питера Пауля Рубенса, изображающих эпизод библейской резни младенцев в Вифлееме, описанный в Евангелии от Матфея (2: 13-18). Первый, размером 142 х 182 см, был написан после его возвращения в родной Антверпен в 1608 году, после восьми лет, проведенных в Италии.
Первая версия, написанная Рубенсом, датируется примерно 1611–1612 годами. В конце семнадцатого века картина стала частью коллекции Лихтенштейна в Вене, Австрия, вместе с другой картиной Рубенса, Самсона и Далилы. Братья Форхондт продали обе картины Гансу-Адаму I, принцу Лихтенштейна, которого они знали через его отца Карла Евсевия, принца Лихтенштейна около 1700 года. Картины получили семейную печать Лихтенштейна и хранятся в коллекции до 19 века, где рисунки 1815 года показывают, что они висели бок о бок в Садовом дворце в Вене.
После внесения в каталог Винченцио Фанти как Франциска де Неве (II) в 1767 году резня была приписана в анонимной описи коллекции Лихтенштейна, датированной 1780 годом, одному из помощников Рубенса, Яну ван ден Хёке, после Рубенса. Композиция была известна уже по тому, что сейчас считается копией мастерской Рубенса. Это было куплено в 1902 году Королевскими музеями изящных искусств Бельгии в Брюсселе как работа Антуна Салларта. В соответствии с этой атрибуцией он оставался до тех пор, пока в 1920 году не был продан австрийской семье. Впоследствии в 1923 году он был передан в аренду монастырю Штифт Райхерсберг на севере Австрии.
В 2001 году картину увидел Джордж Гордон, эксперт по фламандской и голландской живописи на Sotheby's в Лондоне. Он был убежден, что это действительно Рубенс, по своим характеристикам и стилю, подобным Самсону и Далиле, написанным примерно в то же время. Работа была продана на аукционе Сотбис в Лондоне 10 июля 2002 года за £ 49,5 млн ( C $ 117 млн) на канадский бизнесмен и коллекционер произведений искусства Кеннет Томсон, второй барон Thomson флота.
После аукциона картина была передана в аренду Национальной галерее в Лондоне на период до ее передачи в 2008 году Художественной галерее Онтарио в Торонто, которой Томсон подарил ее и которая в те годы подвергалась серьезной перестройке и расширению.
Это широко расценено как демонстрация знаний художника, полученных им за время, проведенное в Италии между 1600 и 1608 годами, где он воочию наблюдал за работами итальянских художников эпохи барокко, таких как Караваджо. Эти влияния видны в этой картине через явный драматизм и эмоциональный динамизм сцены, а также через богатый цвет. Есть также свидетельства использования светотени. Он также использовал фигурки с отделкой - анатомические статуи с удаленной кожей - чтобы изучить, как устроено тело.
Во время написания первой картины Рубенса на эту тему Антверпен был вовлечен в войну всего за несколько лет до этого - конфликт был временно заморожен перемирием 1609 года. Только за один год кальвинисты и католики убили более 8000 граждан. Испанские силы, правящие Нидерландами, стремились дать отпор протестантским армиям. Резня была реальностью в Антверпене; В 160 километрах к северу от города лидер протестантских повстанцев принц Мауриц поручил Корнелису ван Харлему нарисовать ту же сцену для ратуши Харлема - пропаганда, призванная рассказать о зверствах испанцев против голландцев. Однако Антверпен оставался католической цитаделью и стал ведущим центром мысли Контрреформации.
Ближе к концу своей жизни, между 1636 и 1638 годами, Рубенс написал вторую версию « Избиения младенцев». Эта версия была приобретена Старая Пинакотека, Мюнхен по 1706, где он остается.
Копия этой более поздней версии была сделана в виде гравюры Паулюсом Понтием в 1643 году.
СМИ, связанные с массовым убийством невиновных (Рубенс) на Викискладе?