Мария Жанион | |
---|---|
Мария Янион, портрет работы Збигнева Кресоватого | |
Родился | ( 1926-12-24)24 декабря 1926 г. Моньки, Польша |
Умер | 23 августа 2020 г. (2020-08-23)(93 года) Варшава, Польша |
Занятие | литературный критик |
Академическое образование | |
Альма-матер | Варшавский университет |
Академическая работа | |
Известные работы | Проект фантазматической критики (1991), романтизм, революция, марксизм (1972) |
Мария Янион (24 декабря 1926 - 23 августа 2020) была польским ученым, литературным теоретиком и критиком, а также феминисткой. Она была профессором Института литературных исследований Польской академии наук, специализируясь на литературном романтизме.
Янион был также членом Польской академии обучения. Она провела почетную степень от Гданьского университета.
Она родилась 24 декабря 1926 года в Моньках, Вторая Польская Республика, в семье отца Киприана Яниона и матери Людвики ( урожденной Курдык). До 1945 года она жила в Вильнюсе, где окончила среднюю школу и провела годы Второй мировой войны. Она была членом Польской ассоциации разведчиков и гидов (польский язык: Związek Harcerstwa Polskiego, ZHP), которая была связана с Армией Крайовой, и работала офицером связи. После войны она и ее семья переехали в Быдгощ в результате послевоенного переселения населения.
В 1945 году она сдала выпускной экзамен средней школы в Торуни. Она изучала поляковедение в Лодзинском университете. С 1946 года она посещала курсы литературной критики, которые вел Стефан Жулкевский из еженедельника « Кузница ». В 1947 году она начала публиковать собственные статьи и обзоры и вступила в Академический союз борьбы молодежи «Жизнь». В 1948 году она стала членом редакции еженедельника Wieś ("Деревня"). В 1948 году она работала в Институте литературных исследований Польской академии наук, где проработала до выхода на пенсию в 1996 году.
С 1948 по 1978 год она была активным членом Польской объединенной рабочей партии.
В 1951 году она получила степень магистра от университета Варшавы. В 1957 году она начала работать в Высшей педагогической школе в Гданьске (WSP). В 1968 году она была назначена заведующей кафедрой истории литературы XIX века. После событий марта 1968 года ее уволили с должности в WSP, поскольку коммунистические власти были обеспокоены ее растущим влиянием на студентов университета. В ее лекциях особое внимание уделялось революционным и либертарианским аспектам романтизма, которые не соответствовали официальной и общепринятой интерпретации литературного канона и побуждали ее студентов принять смелую, дерзкую и оригинальную точку зрения на польскую литературу. После основания Гданьского университета она начала работать на факультете польской филологии.
В 1970 году Янион присоединился к тайным обществам, направленным против коммунизма в Польше. Она была одним из основателей независимого Общества учебных курсов. В 1973 году она получила звание профессора гуманитарных наук. В 1979 году она стала членом Союза польских писателей ( Związek Literatów Polskich).
Она стала более критически относиться к навязанным взглядам и ценностям в отношении польской литературы, как классической, так и современной, а также к польским взглядам на войну, солдат, героизм, военные восстания и мученичество. В 1976 году она опубликовала исследование о войне и форме, обсуждая недавно опубликованный Частный журнал Варшавского восстания поэта Мирона Бялошевского. Поскольку она описала журнал как произведение, изображающее войну и восстание с гражданской, немифологической, негероической точки зрения, она подверглась широкой критике. Ее обвиняли, как и Мирона Бялошевского, в оскорблении польских ценностей. Ее независимые взгляды, завоевавшие уважение среди студентов и академиков, а также ее связи с оппозицией сделали ее потенциальным врагом государства.
Когда началось движение «Солидарность», Дженион подписал письмо от 64 интеллектуалов, поддерживающих забастовки, но призывающих к действиям, которые не будут способствовать кровопролитию. В 1981 году она выступила на Конгрессе польской культуры, который был прерван введением военного положения в Польше. Она призвала к тому, чтобы огромное национальное движение, которое до сих пор было движимо страстью, было превращено в интеллектуальное усилие.
В 1990-х годах она присоединилась к Обществу гуманизма и независимой этики ( Stowarzyszenia na Rzecz Humanizmu i Etyki Niezależnej). В 1989 году она стала членом Союза польских писателей, а в 1991 году - Польского ПЕН-клуба. В 1994 году она была удостоена почетной степени Гданьского университета. С 1997 по 2004 год она входила в состав жюри премии Nike Award, главной литературной премии Польши, а с 2000 по 2004 год работала председателем жюри. С 1992 по 2010 год она продолжала читать открытые лекции в Институте социологии и философии Польской академии наук.
Она умерла в возрасте 93 лет в Варшаве 23 августа 2020 года.
Согласно Жаниону, романтизм - это революция мысли, которая позволяет по-разному взглянуть на историю, природу и человечество. Она подчеркнула, что в романтизме со временем возрастает значение чувства абсурда и гротеска по отношению к существованию, выраженного в иронии и меланхолии. Она прослеживает рождение романтизма до повторного открытия современного «я», которое вначале проявлялось в индивидуализме, исследующем опыт и тайну определенного существования. Романтическое воображение открыло новую реальность: внутренний мир грез и фантазий. Она представила идею «подсознательного человека», выражающего ранее скрытые и подавленные мысли, хотя еще оставались различные сферы подавления. Романтическое освобождение стало возможным благодаря отказу от классицизма и его догматического и одномерного понимания традиции, ограничивавшего воображение. Романтический многосторонний и плюралистический взгляд на традиции стал основой новой культурной парадигмы. Однако в своей работе «Романтическая лихорадка» она демонстрирует, что романтизм не может держаться за статичную и недвусмысленную систему - даже среди своих эпигонов, поскольку они просто усиливают его антиномии и превращают их в стереотипы.
В своих книгах она обсуждала многочисленные аспекты этой новой парадигмы, такие как новый романтический герой ; радикальное нарушение табу на смерть ; повторное исследование скрытого и забытого, что привело к облагораживанию народных культур ( в частности, народной, а также языческой, славянской, нордической и восточной); концепция природы как модели; способ существования, который неизбежно отождествляет творение с разрушением или даже самоуничтожением, а жизнь со смертью; понимание истории как теофании ; драматическая философия существования, простирающаяся от спасения до небытия; а также подавленные экзистенциальные переживания (ребенка, сумасшедшего или женщины).
В книге Niesamowita Słowiańszczyzna (« Страшное славянство») Янион применил концепцию ориентализма Эдварда Саида, чтобы доказать, что в средние века западные славяне подверглись колонизации римским католицизмом. По словам Яниона, вступление поляков в царство латинского влияния оторвало их от языческих традиций и стало для них источником травмы, который продолжает влиять на их нынешнюю коллективную идентичность. Эта интерпретация была оспорена Дариушем Скурчевским как неправильное применение постколониальной теории и неверное толкование роли христианства на польских землях.
Она публично выступила в роли лесбиянки в книге под названием Дженион. Transe - травмы - transgresje. Она активно продвигала феминизм в Польше и была известна своей критикой расизма, антисемитизма, гомофобии и женоненавистничества.
По польски:
На английском: