редактировать

Мандавуи Юнупингу
Гуджук
44-летний австралийский абориген стоит на сцене в голубых джинсах, черной расстегнутой куртке, желтой рубашке и повязке на голове. В левой руке он держит портативный микрофон и смотрит вперед. Позади него оборудование оркестра на экране, освещенном зеленым дисплеем. Юнупингу выступает с Йоту Йинди в 2000 году.
Родился Том Джамбаянг Бакамана Юнупингу ( 1956-09-17)17 сентября 1956 г. Йирркала, Северная территория, Австралия
Умер 2 июня 2013 (2013-06-02)г. (56 лет) Йирркала, Северная территория, Австралия
Другие имена Гуджук, д-р Юнупингу
Занятие Музыкант, директор школы
Активные годы 1985–2013 гг.
Родитель
Музыкальная карьера
Жанры Аборигенный рок
Инструмент(ы) Гитара, вокал
Ранее из Йоту Йинди

Мандавуи Джарртджунтун Юнупингу AC, ранее Том Джамбаянг Бакамана Юнупингу ; скин имя Гудюк ; также известный как доктор Юнупингу (17 сентября 1956 г. - 2 июня 2013 г.) был австралийским музыкантом и педагогом.

Абориген, в 1989 году он стал заместителем директора общественной школы Йирркала , которую он когда-то посещал, и был директором в течение следующих двух лет. Он помог создать Группу действий Йолнгу и представил систему «Оба пути», которая признавала традиционное учение аборигенов наряду с западными методами.

С 1986 года он был фронтменом рок- группы аборигенов Yothu Yindi в качестве певца, автора песен и гитариста. Йоту Йинди выпустил шесть альбомов: Homeland Movement (1989), Tribal Voice (1991), Freedom (1993), Birrkuta - Wild Honey (1996), One Blood (1999) и Garma (2000). В число 20 лучших выступлений группы в чарте синглов ARIA вошли « Contract » (1991) и « Djäpana (Sunset Dreaming) » (1992). Группа была занесена в Зал славы ARIA в 2012 году.

Юнупингу был назван австралийцем года в 1992 году Национальным советом по Дню Австралии. В 1993 году он был одним из шести коренных австралийцев, которые совместно представили лекции Бойера «Голоса земли» в рамках Международного года коренных народов мира (IYWIP). В апреле 1998 года Квинслендский технологический университет присвоил ему звание почетного доктора. Он умер в 2013 году в возрасте 56 лет.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Ранняя карьера
  • 3 Йоту Йинди
  • 4 Признание и награды
  • 5 Смерть и наследие
  • 6 Личная жизнь и семья
    • 6.1 Здоровье
  • 7 Библиография
  • 8 ссылок
  • 9 Внешние ссылки
Ранние годы

Юнупингу родился как Том Джамбаанг Бакамана Юнупингу 17 сентября 1956 года в Йирркале, Арнем-Ленд, резервации аборигенов в северо-восточной части Северной территории. Он был членом народа гуматж, одной из шестнадцати групп народа йолнгу. Его псевдоним был Гуджук, но его имя было изменено на Мандавуй в 1990 году, когда умер член семьи с таким же именем, в соответствии с обычаем Йолнгу. Он описал свои имена как «Мандавуй», что означает «из глины»; Djarrtjuntjun означает «корни дерева из бумажной коры, которые все еще горят и выделяют тепло после того, как огонь погас»; Юнупингу изображает твердую скалу, которая, попав из пресной воды, стоит в соленых водах, ее основание глубоко в земле. Я огненный коршун Гуджук».

Его отцом был Мунггурравуй Юнупингу ( ок. 1907–1978), лидер клана Гуматж и художник. Его мать Макурргу — одна из 12 жен Мунггурравуи — была членом клана Гальпу. Его старшая сестра Гулумбу Юнупингу (1945 — 9 мая 2012) также была художницей и целительницей. Другие его сестры — Ньяпаньяпа и Баррупу, тоже художницы. Его старший брат, Галарруи Юнупингу (родился 30 июня 1948 г.), является старшим старейшиной Арнемленда, который был признан австралийцем года в 1978 г. и участвовал в кампании за права коренных народов на землю. Юнупингу учился в общественной школе Йирркала.

Ранняя карьера

В 1983 году Юнупингу опубликовал «Загородные школы в Йирркале» в журнале « Ребенок аборигенов в школе », где он описал преимущества для коренных народов, которые «[определяют] свой собственный образ жизни, при условии, что они управляют бюджетом через пособие на изолированных детей, укомплектовывая свои школы, разработка учебных программ и подготовка учителей». В марте 1987 года он внес свой вклад в книгу « Образовательные потребности центров Родины в регионе Лайнхапуй, Северо-Восточный Арнем-Ленд: отчет о проекте Балангана: проект Школьной комиссии национального значения».

Он был первым аборигеном из Арнемленда, получившим университетское образование, получив степень бакалавра гуманитарных наук в области образования в Университете Дикина в 1988 году. В 1989 году он стал заместителем директора общественной школы Йирркала. Он помог создать Группу действий Йолнгу и внедрил в своей школе систему «Оба пути», которая признавала традиционное обучение аборигенов наряду с западными методами. В 1990 году он стал директором общественной школы Йирркала. Также в том же году он написал книгу «Язык и сила: приход йолнгу к власти в школе Йиркала», в которой подробно описал свою работу с группой действий йолнгу. Он оставался директором до конца 1991 года, уйдя, чтобы расширить свою музыкальную карьеру.

Йоту Йинди
Основная статья: Йоту Йинди

К 1985 году с Юнупингу на вокале и гитаре он сформировал группу Yolngu, в которую вошли Витияна Марика на маникае (традиционный вокал), билма ( деревянные хлопушки ) и танцы, Милкайнгу Мунунггурр на йидаки ( диджериду ) и Гуррумул Юнупингу — его племянник — на клавишных., гитара и перкуссия. В следующем году группа Yolngu объединилась с баландской (некоренной) группой Swamp Jockeys, в которой Эндрю Беллетти играл на барабанах, Стюарт Келлавей - на бас-гитаре, а Кэл Уильямс - на соло-гитаре. Новый коллектив Yothu Yindi исполнил аборигенный рок, в котором традиционная местная музыка и танец соединились с западной популярной музыкой. yothu yindi означает «ребенок и мать» и относится к родству северо-востока Арнемленда.

В первые годы существования группы их выступления ограничивались праздниками, поскольку Юнупингу закончил высшее образование и начал работать учителем. К 1988 году Yothu Yindi гастролировал по Австралии и Северной Америке в поддержку Midnight Oil. В конце того же года они записали свой дебютный студийный альбом Homeland Movement, который вышел в марте следующего года. Австралийский музыковед Эд Ниммерволл описал его: «Одна сторона состояла из политизированного рока, похожего на Midnight Oil. Другая сторона альбома была сосредоточена на традиционных песнях, таких как « Djäpana »(Sunset Dreaming), написанных бывшим учителем Мандавуи Юнупингу». На альбоме он был указан как Mandawuy Bakamana Yunupingu и исполнил вокал, гитару и бильму.

Группа добилась национального признания благодаря своему синглу « Договор », ремикс-версия которого была выпущена в июне 1991 года, заняла 11- е место в чарте синглов ARIA и оставалась в топ-50 в течение 20 недель. Мандавуи и Галарруи хотели песню, чтобы подчеркнуть отсутствие прогресса в договоре между аборигенами и федеральным правительством. Песня содержит слова на гуматже, разновидности Йолнгу матха Юнупингу. Он был написан австралийским музыкантом Полом Келли с участниками Yothu Yindi Юнупингу, Келлавеем, Уильямсом, Гуррумулом, Мунунггурром и Марикой. Связанный альбом Tribal Voice появился в октябре 1991 года и занял 4-е место в чарте альбомов ARIA. Перезаписанная версия "Djäpana (Sunset Dreaming)" была выпущена как второй сингл с альбома и достигла 13-го места.

Работа Юнупингу над Tribal Voice была описана Джонатаном Льюисом из Allmusic : «[его] голос идеально подходит для [традиционных песен], но именно рок-треки являются слабым звеном на этом диске. Юнупингу не особенно хорошая поп-музыка. певица, а музыка иногда безвкусная». Тем не менее, и "Treaty" в 1992 году, и "Djäpana (Sunset Dreaming)" в 1993 году попали в чарты синглов Billboard Hot Dance Club Play, где "Treaty" занял 6-е место, а Tribal Voice - 3-е место в Billboard Top World. Чарт музыкальных альбомов в 1992 году. В 1991 году "Treaty", написанная в соавторстве с Юнупингу, получила первую награду "Песня года" на церемонии вручения музыкальных наград APRA Music Awards, врученной Австралазийской ассоциацией исполнительских прав. В мае 2001 года она была включена в список 30 лучших австралийских песен всех времен по версии APRA.

Йоту Йинди выпустил еще четыре студийных альбома Freedom (ноябрь 1993 г.), Birrkuta - Wild Honey (ноябрь 1996 г.), One Blood (июнь 1999 г.) и Garma (ноябрь 2000 г.). Они гастролировали по Австралии, Северной Америке, Новой Зеландии, Великобритании, Папуа-Новой Гвинее и Гонконгу. Юнупингу стремился к лучшему пониманию культуры аборигенов с помощью баланды и был видным сторонником примирения между всеми австралийцами.

Юнупингу и группа основали фонд Yothu Yindi Foundation в 1990 году, а с 1999 года продвигали ежегодный фестиваль Garma. С мая 2007 года фонд поддерживает Dilthan Yolngunha (Место исцеления), в котором используются традиционные методы лечения и общепринятая медицина.

Признание и награды
Смерть и наследие

Юнупингу умер 2 июня 2013 года в возрасте 56 лет после долгой борьбы с болезнью почек. После его смерти тогдашний премьер-министр Австралии Джулия Гиллард сказала: «Сегодня мы потеряли великий австралийский голос в усилиях по примирению ».

В июне 2014 года ежегодная премия доктора Юнупингу в области прав человека была учреждена как одна из трех наград недавно учрежденной Национальной премии в области прав человека коренных народов в Сиднее, Новый Южный Уэльс. Его жена Ялмай произнесла одну из программных речей на церемонии вручения наград 24 июня.

17 сентября 2020 года Google отпраздновал 64-летие Юнупингу дудлом Google.

Личная жизнь и семья

Юнупингу был женат на другом учителе, Ялмае Марике из клана Рирритджингу, также известном как Ялмай Юнупингу. У него остались пять дочерей и пять внуков.

Один из его внуков, Равун Маймуру, является солистом группы East Journey. В мае 2013 года Национальная музыкальная премия коренных народов объявила, что Йоту Йинди будет удостоен чести на церемонии награждения в августе, на которой Маймуру должны были поддержать оригинальные участники группы. Юнупингу заявил: «Мое сердце полно радости. Я так счастлив видеть, что за время моей жизни музыка коренных народов прошла такой долгий путь. Йоу Манимак.

Его племянник Джеффри Гуррумул Юнупингу также играл в Yothu Yindi. Позже Гуррумул сформировал группу Saltwater Band, а также занялся сольной карьерой. Другие члены большой семьи Юнупингу также выступали в Yothu Yindi: Galarrwuy (гитары и вокал); Мангатжай (танец); Ёмуну; Гапанбулу ( йидаки); Гэвин Макума ( йидаки, бильма, вокал); Малнгай Кевин ( йидаки, бильма, танцор, вокал); и Наррипапа Ники ( йидаки, танцор). Его племянник, Гэвин Макума Юнупингу, был заключен в тюрьму в 2002 году за смерть Бетси Юнупингу, его двоюродной сестры. Другой племянник, Ники Юнупингу, покончил жизнь самоубийством в июле 2008 года.

Здоровье

У Юнупингу был диагностирован диабет и высокое кровяное давление, что, в свою очередь, способствовало прогрессирующей почечной недостаточности, по поводу которой он три раза в неделю проходил гемодиализ в Дарвине. О его состоянии стало известно в 2007 году после того, как в январе он попал в реабилитационную клинику после многолетнего употребления пива — по словам его психиатра, от одной до четырех коробок (то есть от двух до восьми галлонов или от 9 до 36 литров) в день. К декабрю 2008 года он смирился с тем, что может умереть, так и не увидев долгожданного урегулирования между белой и черной Австралией:

Я все еще жду, когда будет заключен этот договор для моих внуков... Даже если его не будет в те дни, когда я живу, он может прийти в те дни, когда я не живу. Я знаю, что договор изменит ситуацию, у моих внуков будет другое мнение, гораздо более позитивное, более удачное. Повезло в том, что они чувствуют себя частью Австралии, знаете ли.

-  Мандавуи Юнупингу, 6 декабря 2008 г., The Australian.

К октябрю 2009 года он был в списке ожидания на пересадку почки. Он также занимался традиционными лечебными практиками. Его сестра Гулумбу была одной из группы старших женщин Йолнгу, которые помогли создать Дилтан Йолнгунья — лечебное место — при поддержке Фонда Йоту Йинди. Юнупингу был одним из первых его пациентов.

Библиография
  • Юнупингу, Мандавуи; Юнупингу, Джоки; Центр литературного производства школы Йирркала (1977 г.), Bewiyik ga ngän̲uk, Центр литературного производства, получено 6 июня 2013 г.
  • Юнупингу, Бакамана (1986), «(1) Marrmawuy wungganbuy dhawu ; [Рассказ о двух собаках] Бакаманы», в общественной школе Йирркала (редактор), Stories from Yirrkala, Yirrkala Literature Production Center, получено 6 июня 2013 г.
  • Мунунггурр, Даймбалипу; Кеммис, Стивен; Вунунгмурра, Вали; Юнупингу, Бакамана; Уотсон, Хелен; Комиссия по школам Содружества (Австралия). Программа «Проекты национального значения»; Laynhapuy Association (март 1987 г.), Образовательные потребности центров родины в регионе L̲aynhapuy, Северо-Восточный Арнем-Ленд: отчет о проекте Balanga ̲na: проект школьной комиссии национального значения, Laynhapuy Association, получено 5 июня 2013 г.
  • Юнупингу, Бакамана (1990). «Язык и сила: Йолнгу приходят к власти в школе Йирркала». В Уолтоне, Кристин; Эггингтон, Уильям (ред.). Конференция по межкультурным вопросам образовательной лингвистики (1987; Бэтчелор-колледж, Северная Каролина) Язык; обслуживание, власть и образование в контексте австралийских аборигенов. Дарвин : Пресса НТУ. стр. 3–6. Проверено 6 июня 2013 г.
  • Андерсон, Джонатон, изд. (1992), Образование для устойчивого общества: документы, представленные на 31-й Национальной конференции Австралийского педагогического колледжа, Канберра, 1991 г., Австралийский педагогический колледж (ACE), ISBN   978-0-909587-64-2
  • Фесл, Ева Д. (1993), Conned!, Munduwuy (Mandawuy) Bakamana Yunupingu («Приложение: заявление о языке и власти»), University of Queensland Press, ISBN   978-0-7022-2497-3, получено 6 июня 2013 г.
  • Юнупингу, Мандавуи; Австралийская радиовещательная корпорация (1994), Голоса с земли, AbC Books для Австралийской радиовещательной корпорации, ISBN   978-0-7333-0344-9
  • Юнупингу, Мандавуи; Австралия. Департамент занятости, образования и обучения; Референтная группа по надзору за национальным обзором образования аборигенов и жителей островов Торресова пролива (1994), Национальный обзор образования аборигенов и жителей островов Торресова пролива: статистическое приложение, Издательская служба правительства Австралии, ISBN   978-0-644-35414-1
  • Юнупингу, Мандавуи (1994), Йоту Йинди : поиск баланса, получено 6 июня 2013 г.
  • Юнупингу, Мандавуи; Причуда, Филип, 1948– (1995), Дикий свет: изображения Австралии, Хэмлин (опубликовано в 1997 г.), ISBN   978-0-947334-78-9 {{ citation }}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Мандавуи, Юнупингу (1999), «Двойная сила», Виннелл, Питер (редактор), Двойная сила: английская грамотность и образование коренных народов, Language Australia, стр. 1–4, ISBN   978-1-875578-92-4
  • Юнупингу, Мандавуи (2000), «Баланс в знаниях: уважение различий», Кляйнерт, Сильвия; Нил, Марго; Бэнкрофт, Робин (редакторы), Оксфордский спутник искусства и культуры аборигенов, Мельбурн: Oxford University Press, стр. 493–496, ISBN   978-0-19550-649-5, получено 6 июня 2013 г.
  • Корн, Аарон Дэвид Сэмюэл; Юнупингу, Мандавуи; Лэнгтон, Марсия; Национальный проект звукозаписи для исполнения коренных народов в Австралии (2009 г.), Размышления и голоса: изучение музыки Йоту Йинди с Мандавуи Юнупингу, издательство Сиднейского университета, ISBN   978-1-920899-34-9
использованная литература
Общий
  • Холл, Бет (2002), Мандавуи Юнупингу, Scholastic Australia, ISBN   978-1-86504-485-9
  • МакКаллум, Грант (1998), Мандавуи Юнупингу, Coolabah Publishing, ISBN   978-1-876400-01-9
Специфический
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-01 05:26:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте