Мандавуи Юнупингу | |
---|---|
Гуджук | |
Юнупингу выступает с Йоту Йинди в 2000 году. | |
Родился | Том Джамбаянг Бакамана Юнупингу ( 1956-09-17)17 сентября 1956 г. Йирркала, Северная территория, Австралия |
Умер | 2 июня 2013 (2013-06-02)г. (56 лет) Йирркала, Северная территория, Австралия |
Другие имена | Гуджук, д-р Юнупингу |
Занятие | Музыкант, директор школы |
Активные годы | 1985–2013 гг. |
Родитель | |
Музыкальная карьера | |
Жанры | Аборигенный рок |
Инструмент(ы) | Гитара, вокал |
Ранее из | Йоту Йинди |
Мандавуи Джарртджунтун Юнупингу AC, ранее Том Джамбаянг Бакамана Юнупингу ; скин имя Гудюк ; также известный как доктор Юнупингу (17 сентября 1956 г. - 2 июня 2013 г.) был австралийским музыкантом и педагогом.
Абориген, в 1989 году он стал заместителем директора общественной школы Йирркала , которую он когда-то посещал, и был директором в течение следующих двух лет. Он помог создать Группу действий Йолнгу и представил систему «Оба пути», которая признавала традиционное учение аборигенов наряду с западными методами.
С 1986 года он был фронтменом рок- группы аборигенов Yothu Yindi в качестве певца, автора песен и гитариста. Йоту Йинди выпустил шесть альбомов: Homeland Movement (1989), Tribal Voice (1991), Freedom (1993), Birrkuta - Wild Honey (1996), One Blood (1999) и Garma (2000). В число 20 лучших выступлений группы в чарте синглов ARIA вошли « Contract » (1991) и « Djäpana (Sunset Dreaming) » (1992). Группа была занесена в Зал славы ARIA в 2012 году.
Юнупингу был назван австралийцем года в 1992 году Национальным советом по Дню Австралии. В 1993 году он был одним из шести коренных австралийцев, которые совместно представили лекции Бойера «Голоса земли» в рамках Международного года коренных народов мира (IYWIP). В апреле 1998 года Квинслендский технологический университет присвоил ему звание почетного доктора. Он умер в 2013 году в возрасте 56 лет.
Юнупингу родился как Том Джамбаанг Бакамана Юнупингу 17 сентября 1956 года в Йирркале, Арнем-Ленд, резервации аборигенов в северо-восточной части Северной территории. Он был членом народа гуматж, одной из шестнадцати групп народа йолнгу. Его псевдоним был Гуджук, но его имя было изменено на Мандавуй в 1990 году, когда умер член семьи с таким же именем, в соответствии с обычаем Йолнгу. Он описал свои имена как «Мандавуй», что означает «из глины»; Djarrtjuntjun означает «корни дерева из бумажной коры, которые все еще горят и выделяют тепло после того, как огонь погас»; Юнупингу изображает твердую скалу, которая, попав из пресной воды, стоит в соленых водах, ее основание глубоко в земле. Я огненный коршун Гуджук».
Его отцом был Мунггурравуй Юнупингу ( ок. 1907–1978), лидер клана Гуматж и художник. Его мать Макурргу — одна из 12 жен Мунггурравуи — была членом клана Гальпу. Его старшая сестра Гулумбу Юнупингу (1945 — 9 мая 2012) также была художницей и целительницей. Другие его сестры — Ньяпаньяпа и Баррупу, тоже художницы. Его старший брат, Галарруи Юнупингу (родился 30 июня 1948 г.), является старшим старейшиной Арнемленда, который был признан австралийцем года в 1978 г. и участвовал в кампании за права коренных народов на землю. Юнупингу учился в общественной школе Йирркала.
В 1983 году Юнупингу опубликовал «Загородные школы в Йирркале» в журнале « Ребенок аборигенов в школе », где он описал преимущества для коренных народов, которые «[определяют] свой собственный образ жизни, при условии, что они управляют бюджетом через пособие на изолированных детей, укомплектовывая свои школы, разработка учебных программ и подготовка учителей». В марте 1987 года он внес свой вклад в книгу « Образовательные потребности центров Родины в регионе Лайнхапуй, Северо-Восточный Арнем-Ленд: отчет о проекте Балангана: проект Школьной комиссии национального значения».
Он был первым аборигеном из Арнемленда, получившим университетское образование, получив степень бакалавра гуманитарных наук в области образования в Университете Дикина в 1988 году. В 1989 году он стал заместителем директора общественной школы Йирркала. Он помог создать Группу действий Йолнгу и внедрил в своей школе систему «Оба пути», которая признавала традиционное обучение аборигенов наряду с западными методами. В 1990 году он стал директором общественной школы Йирркала. Также в том же году он написал книгу «Язык и сила: приход йолнгу к власти в школе Йиркала», в которой подробно описал свою работу с группой действий йолнгу. Он оставался директором до конца 1991 года, уйдя, чтобы расширить свою музыкальную карьеру.
К 1985 году с Юнупингу на вокале и гитаре он сформировал группу Yolngu, в которую вошли Витияна Марика на маникае (традиционный вокал), билма ( деревянные хлопушки ) и танцы, Милкайнгу Мунунггурр на йидаки ( диджериду ) и Гуррумул Юнупингу — его племянник — на клавишных., гитара и перкуссия. В следующем году группа Yolngu объединилась с баландской (некоренной) группой Swamp Jockeys, в которой Эндрю Беллетти играл на барабанах, Стюарт Келлавей - на бас-гитаре, а Кэл Уильямс - на соло-гитаре. Новый коллектив Yothu Yindi исполнил аборигенный рок, в котором традиционная местная музыка и танец соединились с западной популярной музыкой. yothu yindi означает «ребенок и мать» и относится к родству северо-востока Арнемленда.
В первые годы существования группы их выступления ограничивались праздниками, поскольку Юнупингу закончил высшее образование и начал работать учителем. К 1988 году Yothu Yindi гастролировал по Австралии и Северной Америке в поддержку Midnight Oil. В конце того же года они записали свой дебютный студийный альбом Homeland Movement, который вышел в марте следующего года. Австралийский музыковед Эд Ниммерволл описал его: «Одна сторона состояла из политизированного рока, похожего на Midnight Oil. Другая сторона альбома была сосредоточена на традиционных песнях, таких как « Djäpana »(Sunset Dreaming), написанных бывшим учителем Мандавуи Юнупингу». На альбоме он был указан как Mandawuy Bakamana Yunupingu и исполнил вокал, гитару и бильму.
Группа добилась национального признания благодаря своему синглу « Договор », ремикс-версия которого была выпущена в июне 1991 года, заняла 11- е место в чарте синглов ARIA и оставалась в топ-50 в течение 20 недель. Мандавуи и Галарруи хотели песню, чтобы подчеркнуть отсутствие прогресса в договоре между аборигенами и федеральным правительством. Песня содержит слова на гуматже, разновидности Йолнгу матха Юнупингу. Он был написан австралийским музыкантом Полом Келли с участниками Yothu Yindi Юнупингу, Келлавеем, Уильямсом, Гуррумулом, Мунунггурром и Марикой. Связанный альбом Tribal Voice появился в октябре 1991 года и занял 4-е место в чарте альбомов ARIA. Перезаписанная версия "Djäpana (Sunset Dreaming)" была выпущена как второй сингл с альбома и достигла 13-го места.
Работа Юнупингу над Tribal Voice была описана Джонатаном Льюисом из Allmusic : «[его] голос идеально подходит для [традиционных песен], но именно рок-треки являются слабым звеном на этом диске. Юнупингу не особенно хорошая поп-музыка. певица, а музыка иногда безвкусная». Тем не менее, и "Treaty" в 1992 году, и "Djäpana (Sunset Dreaming)" в 1993 году попали в чарты синглов Billboard Hot Dance Club Play, где "Treaty" занял 6-е место, а Tribal Voice - 3-е место в Billboard Top World. Чарт музыкальных альбомов в 1992 году. В 1991 году "Treaty", написанная в соавторстве с Юнупингу, получила первую награду "Песня года" на церемонии вручения музыкальных наград APRA Music Awards, врученной Австралазийской ассоциацией исполнительских прав. В мае 2001 года она была включена в список 30 лучших австралийских песен всех времен по версии APRA.
Йоту Йинди выпустил еще четыре студийных альбома Freedom (ноябрь 1993 г.), Birrkuta - Wild Honey (ноябрь 1996 г.), One Blood (июнь 1999 г.) и Garma (ноябрь 2000 г.). Они гастролировали по Австралии, Северной Америке, Новой Зеландии, Великобритании, Папуа-Новой Гвинее и Гонконгу. Юнупингу стремился к лучшему пониманию культуры аборигенов с помощью баланды и был видным сторонником примирения между всеми австралийцами.
Юнупингу и группа основали фонд Yothu Yindi Foundation в 1990 году, а с 1999 года продвигали ежегодный фестиваль Garma. С мая 2007 года фонд поддерживает Dilthan Yolngunha (Место исцеления), в котором используются традиционные методы лечения и общепринятая медицина.
Юнупингу умер 2 июня 2013 года в возрасте 56 лет после долгой борьбы с болезнью почек. После его смерти тогдашний премьер-министр Австралии Джулия Гиллард сказала: «Сегодня мы потеряли великий австралийский голос в усилиях по примирению ».
В июне 2014 года ежегодная премия доктора Юнупингу в области прав человека была учреждена как одна из трех наград недавно учрежденной Национальной премии в области прав человека коренных народов в Сиднее, Новый Южный Уэльс. Его жена Ялмай произнесла одну из программных речей на церемонии вручения наград 24 июня.
17 сентября 2020 года Google отпраздновал 64-летие Юнупингу дудлом Google.
Юнупингу был женат на другом учителе, Ялмае Марике из клана Рирритджингу, также известном как Ялмай Юнупингу. У него остались пять дочерей и пять внуков.
Один из его внуков, Равун Маймуру, является солистом группы East Journey. В мае 2013 года Национальная музыкальная премия коренных народов объявила, что Йоту Йинди будет удостоен чести на церемонии награждения в августе, на которой Маймуру должны были поддержать оригинальные участники группы. Юнупингу заявил: «Мое сердце полно радости. Я так счастлив видеть, что за время моей жизни музыка коренных народов прошла такой долгий путь. Йоу Манимак.
Его племянник Джеффри Гуррумул Юнупингу также играл в Yothu Yindi. Позже Гуррумул сформировал группу Saltwater Band, а также занялся сольной карьерой. Другие члены большой семьи Юнупингу также выступали в Yothu Yindi: Galarrwuy (гитары и вокал); Мангатжай (танец); Ёмуну; Гапанбулу ( йидаки); Гэвин Макума ( йидаки, бильма, вокал); Малнгай Кевин ( йидаки, бильма, танцор, вокал); и Наррипапа Ники ( йидаки, танцор). Его племянник, Гэвин Макума Юнупингу, был заключен в тюрьму в 2002 году за смерть Бетси Юнупингу, его двоюродной сестры. Другой племянник, Ники Юнупингу, покончил жизнь самоубийством в июле 2008 года.
У Юнупингу был диагностирован диабет и высокое кровяное давление, что, в свою очередь, способствовало прогрессирующей почечной недостаточности, по поводу которой он три раза в неделю проходил гемодиализ в Дарвине. О его состоянии стало известно в 2007 году после того, как в январе он попал в реабилитационную клинику после многолетнего употребления пива — по словам его психиатра, от одной до четырех коробок (то есть от двух до восьми галлонов или от 9 до 36 литров) в день. К декабрю 2008 года он смирился с тем, что может умереть, так и не увидев долгожданного урегулирования между белой и черной Австралией:
Я все еще жду, когда будет заключен этот договор для моих внуков... Даже если его не будет в те дни, когда я живу, он может прийти в те дни, когда я не живу. Я знаю, что договор изменит ситуацию, у моих внуков будет другое мнение, гораздо более позитивное, более удачное. Повезло в том, что они чувствуют себя частью Австралии, знаете ли.
- Мандавуи Юнупингу, 6 декабря 2008 г., The Australian.К октябрю 2009 года он был в списке ожидания на пересадку почки. Он также занимался традиционными лечебными практиками. Его сестра Гулумбу была одной из группы старших женщин Йолнгу, которые помогли создать Дилтан Йолнгунья — лечебное место — при поддержке Фонда Йоту Йинди. Юнупингу был одним из первых его пациентов.
{{ citation }}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )