Луи-Эмиль Бертен | |
---|---|
Луи-Эмиль Бертен в униформе Institut de France, после 1903 года. | |
Рожденный | ( 1840-03-23 ) 23 марта 1840 г. Нанси, Франция |
Умер | 22 октября 1924 г. (1924-10-22) (84 года) La Glacerie, Манш, Франция |
Национальность | французкий язык |
Занятие | морской инженер |
Луи-Эмиль Бертен (23 марта 1840 - 22 октября 1924) был французским военно-морским инженером, одним из выдающихся специалистов своего времени и сторонником философии « Jeune École » по использованию легких, но мощно вооруженных военных кораблей вместо больших линкоров.
Бертен родился в Нанси, Франция, 23 марта 1840 года. В 1858 году он поступил в Парижскую политехническую школу. По окончании школы он выбрал военно-морское дело ( Corps du génie maritime ). Его образцом для подражания был Анри Дюпюи де Лом, который спроектировал первый бронированный военный корабль во Франции. Бертин стал известен своими новаторскими проектами, часто противоречащими общепринятым представлениям, и получил международное признание как ведущий военно-морской архитектор. В 1871 году он также стал доктором законов, проявив большой разносторонний талант.
В 1885 году японское правительство убедило французского Génie Maritime отправить Бертина в качестве специального советника по иностранным делам в Императорский флот Японии на четырехлетний период с 1886 по 1890 год. Бертину было поручено обучать японских инженеров и военно-морских архитекторов, проектировать и строить современные здания. военные корабли и военно-морские объекты. Для Бертина, которому тогда было 45 лет, это была исключительная возможность спроектировать целый флот. Для французского правительства это стало крупным переворотом в их борьбе против Великобритании и Германии за влияние на новую индустриализированную Японскую империю.
Находясь в Японии, Бертин спроектировал и построил семь крупных военных кораблей и 22 торпедных катера, которые составили ядро формирующегося Императорского флота Японии. В их число входили три защищенных крейсера класса Matsushima, которые имели одну, но чрезвычайно мощную 12,6-дюймовую (320-мм) главную пушку Canet, которая составляла ядро японского флота во время Первой китайско-японской войны 1894–1895 годов.
Бертин также руководил строительством военно-морских верфей и арсеналов Куре и Сасебо.
Однако время, проведенное Бертином в Японии, было также связано с политическими интригами. В японском правительстве существовали сильные группировки, которые отдавали предпочтение британцам или немцам, а не французам, или которые все еще завидовали французам за их предыдущую сильную поддержку бакуфу Токугава. Положение Бертина не раз подвергалось опасности. То, что Япония, одобряя дизайн Бертина, делала ставку на еще не опробованную философию Jeune École, также вызывало беспокойство.
Его усилия по созданию Императорского флота Японии внесли решающий вклад в победу Японии в битве при Ялу 17 сентября 1894 года, японский адмирал Ито Сукеуки (который был на борту флагманского корабля Matsushima ) написал Бертину:
Эмиль Бертен получил Орден Восходящего Солнца второй степени от императора Мэйдзи в конце 1890 года. Во время церемонии военно-морской министр Сайго Цугумичи (1843–1902) заявил:
По возвращении во Францию Бертен был назначен директором Школы военно-морского дела (Ecole du Génie Maritime). В 1895 году он стал директором военно-морского строительства (Directeur des Constructions Navales) в звании генерального инженера ( ingénieur général ). За время его пребывания на посту директора ВМС Франции стали вторым военно-морским флотом в мире по тоннажу. Вернувшись во Францию, он по иронии судьбы оказался в разногласиях со сторонниками Jeune École адмирала Гиацинта Обе и не раз критиковал замыслы своих товарищей-конструкторов; Позднее его критика была оправдана катастрофическим затоплением линкора « Буве» в 1915 году. В 1903 году он был принят в знаменитый Институт Франции.
Идея Бертина о легкобронированных крейсерах с тяжелым вооружением вскоре была вытеснена дредноутами ; ко времени русско-японской войны 1904–1905 годов концепции Jeune École были в значительной степени дискредитированы. Японцы были недовольны общими характеристиками судов класса Matsushima, и после того, как крейсер Unebi затонул на пути из Франции в Японию в декабре 1886 года, более поздние проекты Бертина были заказаны на британских, а не французских верфях.
Настоящим наследием Бертина для Японии стало создание им ряда современных верфей, в первую очередь Kure и Sasebo ( Йокосука, первый современный арсенал Японии, был построен ранее в 1865 году французским инженером Леонс Верни ). Во время Первой мировой войны на этих верфях было построено двенадцать эсминцев арабского класса для военного флота Франции.
Французский крейсер Эмиль Бертен.После его смерти легкого крейсер в ВМС Франции, Эмиль Бертен, был назван в его честь. Эмиль Бертен также изобрел двойной осциллограф (для изучения крена и тангажа). Крейсер, названный в его честь, в 1940 году стал кораблем, который перевел золотой запас Банка Франции на Мартинику, не позволив нацистской Германии захватить драгоценный металл, значительная часть которого сохранилась у Франции.
Луи-Эмиль Бертен также написал несколько книг:
Артур, Бирембо (1970–1980). "Бертин, Луи-Эмиль". Словарь научной биографии. 2. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. С. 84–85. ISBN 978-0-684-10114-9.