Канал Лискерд и Лоо Юнион

редактировать

Канал Лискерд и Лоо Юнион
Канал Лоо - geograph.org.uk - 6095.jpg Остатки замка на несуществующем канале
Технические характеристики
Замки24
Статуснесуществующий
История
Главный инженерРоберт Коад
Дата действия1825
Дата завершения1828
Дата закрытия1910
География
Начальная точкаLiskeard
Конечная точкаLooe
Подключается кRiver Looe
Канал Лискерд и Лоо Юнион

Координаты : 50 ° 23′46 ″ с.ш., 4 ° 28′23 ″ з.д. / 50,396 ° с.ш., 4,473 ° з.д. / 50,396; -4.473 Канал Лискерд и Лоо Юнион был широким каналом между Лискерд и Лоо в Корнуолле, Соединенное Королевство. Он был почти 6 миль (9,7 км) в длину и имел 24 шлюза, и он постепенно открывался с 1827 года. Инженером был Роберт Коуд.

Первоначально его основной целью была перевозка морского песка и извести для улучшения кислой почвы сельскохозяйственных земель, но когда начали разрабатывать месторождения полезных ископаемых на Карадон-Хилл, он значительно выиграл, неся минерал. вниз к гавани Лоо. Торговля увеличилась настолько, что компания Canal Company построила железную дорогу - Liskeard and Looe Railway, а сам канал постепенно перестал быть судоходным.

Содержание
  • 1 Общее описание
  • 2 Истоки
  • 3 Открытие
  • 4 Операция
  • 5 Добыча полезных ископаемых на Карадоне
  • 6 Предложения по железной дороге
  • 7 Канал после железной дороги
  • 8 Сохранение
  • 9 Достопримечательностей
  • 10 Примечания
    • 10.1 Ссылки
  • 11 Библиография
  • 12 См. Также
Общее описание

Канал начинался с точки на приливной реке Ист-Лоо, чуть ниже моста Террас, примерно в миле (около 1,5 км) над мостом Лоо. Когда была построена железнодорожная ветка, был построен мост через канал, и этот мост все еще можно увидеть, показывая выравнивание канала на его нижнем окончании.

Канал шёл широко на север, точно следуя течению самой реки, на расстоянии 5,9 миль (9,5 км), заканчиваясь в Мурсуотере, в долине к западу от Лискерда. Это потребовало значительного набора высоты, 156 футов (48 м) по длине, и было 24 шлюза. Канал проходил на восточной стороне реки, за исключением того, что между точкой ниже Плашфорд-Бридж и почти мостом Ландреаст. Современная железнодорожная ветка близко следует по маршруту канала.

Мурсуотер был выбран в качестве подходящего терминала из-за его высоты - ниже города Лискерд - и близости к сельскохозяйственным угодьям, для обслуживания которых был построен канал. Были построены дороги для дальнейших перевозок: на восток в Лискерд и на север в Хайвуд.

В Мурсуотере был бассейн, расположенный в районе современного железнодорожного переезда, недалеко от точки пересечения Олд-роуд под главной дорогой A38. Сразу к северу от бассейна было построено водохранилище.

Он был разработан для 20-тонных барж; водоснабжение было из верховьев рек Ист-Лоо и Криллы.

Когда в 1860 году была построена железнодорожная ветка, канал постепенно пришел в упадок, и на картах Обзора 1882 года он показан как «заброшенный», хотя короткий южный участок до Сэндплейса продолжал использоваться в течение нескольких лет

Пристли, опубликованный в 1831 году, описал канал:

Канал Лискерд и Лоо берет начало в Таррас-Пилль и идет оттуда в северном направлении к приходу Лискерд, оканчивающемуся в Мурсуотер, 145 футов (44 м). ] над уровнем моря. Расстояние, которое он проходит, составляет пять миль и семь стадионов [9,5 км], и на его пути есть двадцать пять шлюзов.... От Сэнд Плейс есть короткая ветка длиной около мили.

Пристли внес ряд неточностей в свое описание: он взял количество замков из санкционирующего закона; на самом деле их было двадцать четыре. На Сандплейсе (Sand Place) была пристань, но она была непосредственно рядом с основной линией канала; Мессенджер указывает, что на берегу реки в Сэндплейсе была вырыта пристань, чтобы обслуживать печь, и Пристли был введен в заблуждение, думая, что это ответвление канала; на самом деле это была главная река. Вертикальный интервал, который он цитирует, может быть связан с определением «уровня моря» в то время; в любом случае нижний конец канала соединялся с рекой на некотором расстоянии над морем.

Происхождение
Разрушенная печь для обжига извести на Песчаной Площади; когда канал открылся, печи для обжига извести открылись в Мурсуотере и известь обошла Сандплейс

Сельскохозяйственные земли вокруг долин Лоо считались высококачественными, но кислые почвы требовали ежегодного улучшения с помощью извести. Традиционно известняк для его приготовления доставлялся из района Плимута прибрежным транспортом в долину Ист-Лоо, где его сжигали в печах для получения извести. Хотя каботажное судоходство было простым, даже основные дороги находились в примитивном состоянии; например:

Несмотря на свое громкое название, казалось, что «Королевский Корнуолл Уэй» (нынешний A30) к началу 18 века был немногим лучше, чем грязная дорога для телеги. В некоторых местах у него, возможно, вообще не было определенного края или поверхности, что заставляло путешественников бороться изо всех сил в тумане или темноте.

Чтобы добраться до Лискерда над судоходной рекой, транспортное средство было на спинах лошадей. : первый колесный фургон был введен в район Лискерд в 1790 году. Еще в 1830-х годах вьючные лошади и мулы были обычным транспортным средством для товаров по всему графству, когда-то съезжавшим с автострад. Ежегодно требовалось около 10 тонн (11 коротких тонн) известняка на акр (около 25 тонн на гектар), так что его транспортировка была значительным мероприятием.

Идея канала в Лискерд была впервые исследована в 1777 году. когда Эдмунд Лич и «джентльмен из Лискерда» предложили канал, который будет проходить между Banka Mill, 1 / 4 миль (2,8 км) к западу от Liskeard, и Sandplace, в 2 милях (3,2 км) к северу Лоо на реке Ист-Лоо. Это был бы контурный канал с тремя участками, соединенными «машинами» - очевидно наклонными плоскостями. В то время нигде в мире не устанавливали наклонную плоскость канала: первая, фактически установленная на канале, была на канале Кетли в 1788 году. Стоимость проекта оценивалась в 17 495 фунтов стерлингов, которые должны были окупиться в Семь лет, исходя из ожидаемого дохода, но схема так и не была реализована.

После еще одного неудачного предложения местный адвокат Питер Глабб созвал 2 августа 1823 года собрание в Лискерд, чтобы согласовать дальнейшие шаги. После второй встречи в Ист-Лоо 9 августа инженера Джеймса Грина попросили представить предложения по каналу, железной дороге или автостраде, которая соединит Лоо с Лискерд. Он быстро изложил свои взгляды 30 августа, порекомендовав канал бад-лодок, подходящий для четырехтонных лодок в поездах (т.е. связанных групп). Подъем на 180 футов на 6,25 миль (10 060 м) на 10 км) поставил под угрозу проблемы с водоснабжением, если они будут преодолены шлюзами, поэтому Грин повторил предыдущее предложение о двух наклонных плоскостях.

Список подписки был быстро заполнен, но вскоре это предложение тоже зашло в тупик из-за резкого противодействия интересов Лостуитиэль и Фоуи, а также «слабости владельцев с финансовой точки зрения и других непреодолимых препятствий». В следующем году план был обновлен, на этот раз для канала с шлюзами. Чтобы успокоить Джона Буллера, крупного местного землевладельца, у канала должен был быть «буксирный путь достаточной ширины для джентльменских экипажей». Комитету требовалась поддержка Буллера, чтобы способствовать прохождению законопроекта через парламент.

Грин подготовил планы для законопроекта, и 22 февраля был получен необходимый парламентский акт. Июнь 1825 г., но после отъезда Грина владельцы попросили Роберта Коуда подробно спроектировать маршрут. В соответствии с этим законом была создана компания Liskeard and Looe Union Canal Company с уставным капиталом в 13 000 фунтов стерлингов в акциях по 25 фунтов стерлингов и правом заимствовать еще 10 000 фунтов стерлингов под ипотеку, если потребуется. Закон давал полномочия «на создание и поддержание судоходного канала от Таррас Пилл в округе Дуло... до или рядом с Мурсуотером в округе Лискерд, а также на строительство нескольких дорог для сообщения с ними». Это также позволило брать питательную воду из рек Лоо и «Ривулет Крилла»; но в отношении последнего были ограничения, «чтобы не было причинено никакого вреда судоходству на реке Фоуи, притоком которой является река Крилла». Мэр Лостуитиэля может назначить инженера для контроля за соблюдением этого обязательства.

Возможно, нельзя исключать наклонные самолеты, потому что Пристли говорит, что «компания также уполномочена производить катки и наклонные самолеты». Однако Пристли не предлагает это как прямую цитату из Закона, и он, возможно, слышал об этом от более раннего, неудачного законопроекта, и ошибочно понял, что план все еще актуален.

Вид на юг, на Плашфорд-Бридж; слева река Ист-Лоо; затем железнодорожная ветка до Лоо; затем остатки канала

Работы по строительству канала начались 6 сентября 1825 года с Робертом Коудом в качестве инженера и Робертом Реталликом в качестве суперинтенданта работ. В Комитете по управлению возникла некоторая внутренняя напряженность, поскольку на общем собрании в феврале 1826 года было предложено попросить должным образом квалифицированного инженера-строителя оценить проделанную к настоящему времени работу и разрешить ли этим двум мужчинам продолжить работу. без дополнительной помощи, но предложение было отклонено 49 голосами против 10, и четыре из девяти членов Комитета изменились на последующих выборах.

Канал планировалось вести по западному берегу реки в сторону Лоо, но землевладелец, мистер Элиот, требовал чрезмерной компенсации за свою землю, и строительство было перенесено на восточную сторону на пострадавшую территорию, в земли Джона Буллера, в обход земли Элиота. Во время строительства компания использовала схему медицинского страхования для рабочих, аналогичную той, которая обычно действует на шахтах Корнуолла, где каждый рабочий вносил 6 пенсов (2,5 пенса) в месяц, которые использовались для выплаты г-ну Роберту Рину, аптекарю и хирургу из Ист-Лоо за его услуги.

Открытие
[
  • v
  • t
]Лискерд и Лоо Юнион-канал
Легенда
Ист-Лоо Ривер
Причал Мурсуотер
Морсуотер замки (2)
причал известковой печи
мост ламеллионной мельницы
замки (7)
мост Трассела
замки (4)
мост Landreast
замок
замки (4)
Мост Ландлоу
Замки (5)
Плешфордский мост
Трегаландский мост
Хигерклифский мост
Сэндплейс-Уорф
Речной шлюз Террас
Соединение с рекой Ист-Лоо
Река до Лоо

Часть канала открылась для движения 27 августа 1827 года, а в марте 1828 года «Королевская газета Корнуолла» сообщила, что она была завершена. Он поднялся на 156 футов (48 м) на длину 5,9 миль (9,5 км)

Несмотря на то, что канал работал на полную мощность, владельцы сталкивались с многочисленными проблемами. Работы находились «в неряшливом и незавершенном состоянии», и только в 1830 году водохранилище в Мурсуотер и подача воды из Криллы были завершены. Дорога должна была быть проложена из Мурсуотера в Лискерд у Дин-Уэлл, что обошлось в 1200 фунтов стерлингов и было завершено в 1829 году. Дин-Уэлл находился на северо-западной оконечности Дин-стрит, поэтому упоминаемая дорога выглядела как «Новая дорога». ". Движение немедленно перешло на эту дорогу с крутой и неудобной магистрали («Старая дорога»), и компания Canal потребовала подписку на техническое обслуживание от попечителей магистрали. С пользователей дороги компании Canal Company взимались дорожные сборы.

Примерно в 1835 году компания Canal Company построила участок дороги от Looe Mills до Highwood. Хайвуд находится чуть меньше мили (около 1 км) к северу от Лоо Миллс, на шоссе Тернпайк к северо-западу от Мурсуотер. Новая дорога давала доступ к Хайвуду от канала, используя Тернпайк-роуд от Мурсуотера до Лоо-Миллс.

Операция

Канал значительно увеличил возможности доставки извести и морского песка в сельскохозяйственные районы над Лискирдом; кроме того, уголь был доставлен для обжига извести и для бытовых нужд. Цены на эти товары значительно упали; однако другие потоки - особенно нисходящий поток, который вызвал бы обратную нагрузку - разочаровали. Известь сжигалась в Мурсуотере и других местах на более высоких участках канала, что привело к выходу из строя печей в Сэндплейс, что привело к потере торговли.

Компания внимательно следила за расходами, но сумела выплатить дивиденды в размере 6 процентов в 1830 году и 5 процентов после этого на протяжении большей части срока службы канала. Доходы обычно относились на капитальные затраты. Чистая годовая прибыль за этот период, по-видимому, составляла от 300 до 400 фунтов стерлингов. Значительное внимание было уделено улучшению терминалов в Мурсуотере по мере роста торговли. В 1832 году была построена набережная 130 на 26 футов (39,6 на 7,9 метра), а рядом с ней проложен трамвайный путь (называемый «железной дорогой»). У Уильяма Ходжа и Джона Лайна были печи для обжига извести на западной и восточной стороне устья канала соответственно, и у них были простые платформы, соединяющие бассейн с печами с помощью наклонных плоскостей, приводимых в движение водяными колесами. Колея Ходжа составляла 2 фута 6 дюймов (760 мм), поддерживалась рядом стоек и использовалось колесо с недвыбросом. В 1831 году Лайн построил пять печей, и вода из пруда к северу от завода была направлена ​​по водопропускной трубе, чтобы приводить в действие колесо переброса.

К 1835 году плохое состояние работ на канале снова вызывало беспокойство., и были заключены контракты для исправления ситуации. Однако неудовлетворительное положение дел исправляли медленно, и жалобы на условия и меры, введенные директорами, продолжали доминировать в журналах протоколов, по крайней мере, до 1851 года. С 1842 года Компания была обеспокоена постепенным сокращением использования протоколов. канал и доходов. Это произошло из-за общей сельскохозяйственной депрессии, а также конкуренции со стороны сен-германцев и Леррин (на рукаве реки Фоуи ); Компания неоднократно снижала сборы на канале.

Добыча полезных ископаемых на Карадоне

Медная руда была обнаружена на Карадоне в 1836 году, и по мере роста объемов добычи она была доставлена ​​в Сен-Германс и в других местах для дальнейшего транспорта. С 1839 года на Сыроварне начали серьезно добывать гранит. Перевозка полезных ископаемых на вьючной лошади была дорогой и неудобной, и Лискерд и Карадонская железная дорога была продвинута, чтобы доставлять руду в Мурсуотер; Компания Canal освободила место на своем вокзале для железной дороги. Железная дорога достигла этого места в 1846 году, 8 марта, когда руда была доставлена ​​в Лоо на канале.

Это изменило экономику канала и всего района. Минеральную руду теперь можно было относительно удобно доставлять на рынок: по железной дороге в Мурсуотер; на лодке по каналу до Лоо; и далее каботажным судоходством. Это не только привело к переносу транспортировки с других маршрутов в пользу канала, но и стимулировало дальнейшие исследования и добычу полезных ископаемых, которые затем еще больше увеличили пропускную способность канала. Новые шахты нуждались в угле для работы двигателей, а также в продуктах из железа, и эти потоки также использовали канал.

Это значительно увеличившееся движение заставило компанию значительно расширить причальные сооружения в Мурсуотере. Также были опасения по поводу адекватности водоснабжения из-за более частого использования шлюзов, и были значительные трения между компанией и мельниками выше в долине Ист-Лоо из-за использования воды.

Некоторые ограниченные статистические данные свидетельствуют о сохранились: в 1849 году было перевезено 21 713 тонн, из которых 7 546 тонн составляли медная руда и 6 175 тонн уголь; в 1859 году было перевезено 48 193 тонны, из которых 17 361 тонна составляла медная руда, 15 712 тонна угля, а также 8 297 тонн гранита. Мессенджер говорит, что прибыль ежегодно составляла около 2000 фунтов стерлингов.

Предложения по железной дороге

В более позднее время канал работал на полную мощность, и перевалка в Мурсуотере с железной дороги на канал была стоимостью от 4 до 6 пенсов за тонну; из-за заторов на канале торговля терялась из-за конкурирующих маршрутов через Калсток и Сен-Джерманс; Двадцать четыре шлюза сделали путешествие медленным и утомительным. Более того, Корнуоллская железная дорога строилась так, чтобы проходить через Лискерд, с неизвестными последствиями для конкурентоспособности канала. Внимание было уделено строительству железной дороги от Мурсуотера до Лоо.

30 сентября 1857 года был представлен отчет, в котором предлагалась железная дорога стоимостью 11 000 фунтов стерлингов, и он был быстро одобрен. Хотя было некоторое сопротивление со стороны сына Буллера, которого также звали Джон, и со стороны Адмиралтейства, обеспокоенного судоходством по реке, Герцогство Корнуолл помогло компании получить санкционирующий парламентский акт, Лискерд. и Закон о железной дороге Лоо, который был принят 11 мая 1858 года. Он уполномочил компанию Canal привлечь дополнительный капитал в размере 13 000 фунтов стерлингов в виде акций по 25 фунтов стерлингов с правом заимствования 4 000 фунтов стерлингов. Были отменены два пункта Закона 1825 года, касающиеся штрафов за разрушение канала.

Железная дорога открылась 27 декабря 1860 года для грузовых перевозок, а пассажирские перевозки - в 1879 году; более подробно он описан в статье Железная дорога Лискерд и Лоо.

Канал после железной дороги

Железная дорога не взяла на себя трассу канала: она пересекла канал по мосту в пяти местах, трех ниже Sandplace и два выше, хотя железная дорога, кажется, стерла канал в северной оконечности. Сэндплейс продолжал оставаться важной пристанью для канала из-за деятельности Джона Буллера, но похоже, что канал выше этой точки, хотя и не был фактически вытеснен из-за строительства железной дороги, был положительно сокращен. Хотя канал все еще был официально открыт, компания Liskeard Water вела переговоры о приобретении Crylla Leat и его системы водоснабжения с мая 1861 года, впоследствии согласившись платить 5 фунтов стерлингов в год за его бессрочное использование. Из-за отсутствия подачи воды в верхнюю часть канала вода проходила через водопропускную трубу под железной дорогой, чтобы обеспечить возможность судоходства на участке ниже Сэндплейса. Канал все еще поддерживался, так как 179 фунтов стерлингов было потрачено на ремонт между 1862 и 1867 годами, но совершенно очевидно, что это затронуло только нижнюю часть. Верхняя часть, возможно, использовалась арендаторами поместья Морваль для перевозки сельскохозяйственных продуктов, за которые не взимались сборы, но жители Дуло жаловались в 1867 году, что канал больше нельзя использовать, так как железная дорога была построена. В записях за 1862 год говорится: «1861 год: канал LLUC заменен железной дорогой и пароходом, введенным на LCR».

Ухудшение судоходства продолжалось, и только небольшие лодки могли вообще пройти. В период с 1901 по 1909 год ежегодные валовые сборы составляли в среднем 35 шиллингов (1,75 фунта стерлингов), в основном это сборы в размере 3 пенса (1,25 пенсов) за небольшие лодки весом около 1,5 тонн, перевозящие песок и водоросли, которые использовались для улучшения состояния земли. Две из первоначальных 16-тонных лодок все еще находились в эксплуатации, и за поездку в Сэндплейс с них заплатили 1 шилл 9 пенсов (8,75 пенсов).

Great Western Railway купила компанию Canal в 1909 году, с целью приобретения железнодорожной линии, пассажирских перевозок и особенно туризма, которые заняли доминирующее положение. Железная дорога Лискерд и Карадон закрылась в 1917 году, но железная дорога Лискерд и Лоо все еще работает, а пассажирские поезда на этой линии продаются под торговой маркой «The Looe Valley Line ".

Conservation

Ближе к концу двадцатого века, был определенный интерес к сохранению того, что осталось от канала. В 1988 году филиал West Country ассоциации внутренних водных путей выпустил путеводитель по каналу и нескольким другим в West Country, в надежде стимулировать интерес к ней. В 1997 году окружной совет Карадона объявил о планах частичного восстановления останков, хотя и не до уровня судоходных стандартов. Однако в настоящее время (2012 год) нет информации, указывающей, проводилась ли эта работа

Достопримечательности
ТочкаКоординаты. (Ссылки на ресурсы карты)OS Grid Ref Примечания

a

Canal Basin, Moorswater50 ° 27′04 ″ с.ш., 4 ° 29′10 ″ з.д. / 50,4512 ° с.ш., 4,4860 ° Вт / 50,4512; -4,4860 (бассейн канала, Мурсуотер) SX236642
Мост с замком и пластинчатой ​​мельницей50 ° 26'45 ″ с.ш., 4 ° 28'54 ″ з.д. / 50,4459 ° с.ш., 4,4817 ° Вт / 50,4459; -4,4817 (мост с замком и пластинчатой ​​мельницей) SX238636
Старый замок50 ° 26'06 ″ с.ш., 4 ° 28'27 ″ з.д. / 50,4349 ° с.ш., 4,4742 ° з. -4,4742 (Старый замок) SX243623
Мост Трассела50 ° 25′55 ″ N 4 ° 28′16 ″ W / 50,4319 ° N 4,4712 ° W / 50,4319; -4,4712 (Trussel Bridge) SX245620
Старый замок50 ° 25′48 ″ N 4 ° 28′11 ″ W / 50,4301 ° N 4,4696 ° W / 50,4301; -4,4696 (Старый замок) SX246618
Старый замок50 ° 25'41 ″ N 4 ° 28'04 ″ W / 50,4281 ° N 4,4677 ° W / 50,4281; -4,4677 (Старый замок) SX248616
Старый замок50 ° 25'31 ″ N 4 ° 27'56 ″ W / 50,4252 ° N 4,4655 ° W / 50,4252; -4,4655 (Старый замок) SX249612
Старый замок и мост Ландреаст50 ° 25′24 ″ с.ш., 4 ° 27′49 ″ Вт / 50,4232 ° с.ш., 4,4636 ° Вт / 50,4232; -4,4636 (Старый замок и мост Ландреаст) SX251610
Акведук над рекой Ист-Лоо50 ° 25′08 ″ с.ш., 4 ° 27′39 ″ з.д. / 50,4189 ° с.ш., 4,4607 ° з. 50,4189; -4,4607 (Акведук над рекой Ист-Лоо) SX252605
Старый шлюз50 ° 24′55 ″ с.ш., 4 ° 27′36 ″ з.д. / 50,4154 ° с.ш., 4,4601 ° з.д. / 50,4154; -4,4601 (Старый замок) SX253601
Старый замок50 ° 24'44 ″ N 4 ° 27'46 ″ W / 50,4123 ° N 4,4629 ° W / 50,4123; -4,4629 (Старый замок) SX251598
Старый замок и мост Ландлоэ50 ° 24′33 ″ с.ш., 4 ° 27′53 ″ Вт / 50,4091 ° с.ш., 4,4648 ° Вт / 50,4091; -4,4648 (Старый замок и мост Ландлоэ) SX249594
Старый замок, Кошеленд50 ° 24′20 ″ с.ш., 4 ° 27′59 ″ з.д. / 50,4056 ° с.ш., 4,4665 ° з.д. / 50,4056 ; -4,4665 (Старый замок, Кошленд) SX248591
Старый замок50 ° 23′50 ″ с.ш., 4 ° 27′57 ″ Вт / 50,3971 ° с.ш., 4,4658 ° Вт / 50,3971; -4,4658 (Старый замок) SX248581
Старый замок и Плашфордский мост50 ° 23'42 ″ с.ш., 4 ° 27'52 ″ Вт / 50,3950 ° с.ш., 4,4645 ° Вт / 50,3950; -4,4645 (Старый замок и Плашфорд Бридж) SX249579
Террас Лок50 ° 22'30 ″ с.ш., 4 ° 27'52 ″ з.д. / 50,3749 ° с.ш., 4,4644 ° Вт / 50,3749; -4.4644 (Terras Lock) SX248556
Сопоставьте все координаты, используя: OpenStreetMap
Загрузите координаты как: KML ·GPX

Это показывает местоположения замков, которые все еще были идентифицированы как таковые на карте Управления боеприпасов 1882 года. Показаны 13 из 24 оригинальных. В Мурсуотере железная дорога стерла с лица земли бассейн терминала к тому времени.

Примечания

Ссылки

Библиография
См. Также
  • флаг Портал Корнуолла
  • icon Транспортный портал
Последняя правка сделана 2021-05-27 11:15:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте