Les Blancs | |
---|---|
Автор | Лоррейн Хансберри |
Персонажи |
|
Дата премьеры | 15 ноября 1970 г. (1970-11-15) |
Место премьеры | Театр Лонгакр, Нью-Йорк |
Оригинал язык | английский |
Тема | Африка, колониализм, революция |
Сеттинг | Зтембе, вымышленная африканская страна к югу от Сахары |
Les Blancs («Белые») - англоязычная пьеса американского драматурга Лоррейн Хэнсберри. Он дебютировал на Бродвее 15 ноября 1970 года и продлился до 19 декабря 1970 года. Пьеса была последней работой Лоррейн Хэнсберри, и она считала ее самой важной, поскольку она изображает бедственное положение колониализма в конце XIX и начало 20 века. Это ее единственный спектакль, который проходит в Африке, и в нем используются как танец, так и музыка как символы черных и африканских культур, концепция, называемая Черная эстетика.
. Пьеса рассказывает об опыте поселенцев, туземцев и американский журналист в неназванной африканской стране в последние дни колониального контроля.
Название является отголоском пьесы Жана Жене 1959 года Les Negres (Черные), которую Хэнсберри видел и критиковал во время ее представления в США в 1960 году. премьера.
Впервые выполнено в конце 1970 года, почти через шесть лет после Хансберри. смерть, пьеса была составлена и отредактирована ее бывшим мужем Робертом Немироффом по ее незавершенным наброскам. Хансберри считал Les Blancs своей самой важной игрой. Это единственная пьеса из многих, оставшихся после ее смерти, которую Немирофф закончил и адаптировал в окончательной версии. Текст был впервые опубликован в 1972 году в томе под названием Les Blancs: The Collected Last Plays of Lorraine Hansberry, который также включает «Питьевая тыква» и «Какая польза от цветов?».
Отредактированный текст пьесы был создан в 2016 году для Национального театра Великобритании режиссером Яэль Фарбер, драматургом Дрю Лихтенбург и падчерицей Немироффа Джой Грешем, директором и попечителем Литературной библиотеки Лоррейн Хэнсберри. Доверие.
Хэнсберри начала писать Les Blancs в 1960 году после того, как ее муж назвал «инстинктивную реакцию» на производство в США фильма Жана Жене Les Negres (Черные). Чувствуя, что взгляд француза на колониализм слишком уходит корнями в романтическую экзотику Африки, она надеялась написать более реалистичный отчет об африканском колониализме и связанных с ним проблемах власти, политики и идентичности. Название «Les Blancs» является отсылкой к этой пьесе.
Она объяснила свой интерес к колониализму началом, когда она посмотрела кадры кинохроники итальянского завоевания Эфиопии, и ее мать сказала ей, что Папа распорядился о вторжении. Пройдя курсы по истории и культуре Африки в рамках WEB DuBois, она продолжила работать в газете Поля Робсона Freedom. Там она работала вместе с африканцами и афроамериканцами, стремясь к освобождению, оказывая влияние на идеи, которые позже стали Les Blancs.
Она годами работала над Les Blancs, постоянно переписывая и редактируя, брала его с собой в больницу и обратно по мере того, как ее здоровье ухудшалось. Она взяла то, что позже станет сценой III Акта I, в Мастерскую сценаристов актерской студии, где, воодушевленная откликом, стала свидетельницей единственного спектакля Les Blancs за всю ее жизнь. Используя Nemiroff в качестве звуковой доски и редактора, она почти закончила пьесу перед своей смертью. Используя заметки из ее коллекции, дискуссии о работе, которые они вели вместе, и иногда создавая некоторые из своих собственных диалогов, чтобы заполнить пробелы, ее муж потратил годы на работу над этим до выпуска.
Изначально Хэнсберри планировал сыграть главную героиню женского пола, но изменил пьесу так, чтобы у единственной чернокожей женщины не было имени и реплик, она упоминалась только как «Женщина». Она использовала движения за независимость Ганы и Кении в качестве вдохновения для своего фона, используя Джомо Кеньятта в качестве образца для революционного лидера в пьесе.
Написанный как часть Black Arts Movement, Les Blancs борется с идеями панафриканизма и глобальным характером колониализма, который можно увидеть во многих других работах.
Белый американский журналист Чарли Моррис прибывает в миссию - отдаленный и очень деревенский аванпост протестантских медицинских миссионеров в Африка. Он встречает идеалистичного и немного наивного молодого доктора Марту Готтерлинг и циничного намного старше доктора Вилли ДеКовена. Он также встречает мудрую и добрую старую, теперь уже слепую, норвежку мадам Нилсен, жену преподобного Торвальда Нейлсена, который в настоящее время находится в отъезде, совершая крещения и похороны на другом берегу реки. Семья Нейлсенов работает в миссии уже 40 лет, и мадам Нейлсен знает и любит африканцев и понимает их традиции, но говорит Чарли, что уже много лет «беда» отдаляет африканцев от Нейлсенов.
Появляется майор Джордж Райс, таща за петлю молодого африканца и возможного террориста, которого он называет «оно», и сообщает Чарли о продолжающемся конфликте между Колониальным заповедником и террористами-членами африканского сопротивления. Покинув задание, майор стреляет в молодого человека за кулисами. Чарли и доктор ДеКовен обсуждают Амоса Кумало, лидера ненасильственного движения за независимость, который вёл переговоры в Европе и вернулся в страну.
Тшембе Матосех, бывший сельский житель, который стал путешествующим по миру бизнесменом с белой женой и двухрасовым сыном, возвращается из своего дома в Лондоне в деревню всего на один день слишком поздно, чтобы увидеть своего умирающего отца, старого Абиосе. Чембе рассказывает своему гораздо более младшему, двурасовому сводному брату Эрику, которого он не видел семь лет, о своей семье в Англии, и они обсуждают борьбу за независимость. Их старший брат Абиосе Матосех возвращается в деревню из католического учебного заведения Св. Киприана, одетый в церковную одежду, и показывает, что находится в процессе рукоположения в священники. Тшембе отвергает капитуляцию Абиоса перед католицизмом, а Абиосе отвергает традиционную африканскую похоронную церемонию, проводимую для их отца, создавая конфликт культур между двумя братьями.
Чарли пытается убедить доктора Готтерлинга присоединиться к нему на прогулке, когда прибывает майор Райс и рассказывает им о мирной белой семье поблизости, которая только что была убита террористами. Тшембе прибывает, чтобы возобновить свою дружбу с мадам Нейлсен, но майор Райс называет его «кафиром », прежде чем он назвал себя, а затем обыскивает его в поисках тату-знака террористической группы. Он продолжает принижать Чембе, называя его «мальчиком» и спрашивая его, почему «вы образованные ребята» не «разговаривают с террористами».
В разговоре, полном напряженности, Чарли выражает Тшембе желание выйти за рамки укоренившихся расовых отношений и глубоко понять и, возможно, предать гласности африканцев и их борьбу, но Тшембе указывает на невысказанный патернализм Чарли, его бессознательное внутреннее превосходство, и его и других белых потребность найти спасение или удовлетворение за счет Африки.
Тшембе противостоит своему сбитому с толку, бесцельному и заблуждающемуся межрасовому сводному брату-подростку Эрику по поводу макияжа, данного ему доктором ДеКовен, и «превращения в белую женщину», и о его чрезмерном употреблении алкоголя. Чембе хочет забрать Эрика, чтобы он жил с ним в Лондоне, но Абиосе хочет, чтобы он пошел в школу-интернат в Сент-Киприане.
Тшембе узнает, что Питер (которого в деревне зовут Нтали), африканский многолетний главный служащий медицинской миссии, является частью террористической группы. Он также узнает, что его собственный отец, ныне покойный Старый Абиосех, начал движение сопротивления несколько лет назад. Питер вместе с воинствующим деревенским жителем по имени Нгаго пытаются завербовать Тшембе в террористическую группу, но он говорит Питеру, что Кумало вернулся в страну для переговоров и вместо этого отправится в Кумало и доставит ему послания людей. Питер считает эту стратегию неэффективной и говорит, что террористы полны решимости править любыми необходимыми средствами. Чембе обезумел и напоминает себе: «Я отказался от всех копий!»
Чарли расспрашивает доктора Готтерлинга о преподобном Нейлсене, пытаясь изучить его мотивы приезда в Африку, чтобы основать миссию, но она боготворит преподобного и отвергает представление о том, что его миссия каким-либо образом эксплуатировали жителей деревни или воспользовались лишениями в этом районе. Она также говорит Чарли, что африканцы «еще не заслужили право критиковать», как с ними обращаются белые поселенцы.
Майор Райс появляется на миссии, говоря, что «эта колония всегда зависела от святости белой жизни», и что из-за террористических групп и из-за того, что Кумало был арестован и убит, он считает, что полностью команда в миссии. Он заявляет, что будут проведены полномасштабные военные операции, включая создание лагерей для интернированных всех африканских мужчин и переселение всех африканских женщин и детей. В миссии будут расквартированы войска.
Тшембе прибывает на задание, и ему говорят, что Кумало мертв. Чарли снова пытается завязать разговор с Тшембе, но в другом горячем разговоре он говорит Чарли, что устал от слов, и пытается объяснить ему, что из их разговора ничего не выйдет. Чарли хочет, чтобы Тшембе, как образованный и успешный африканский бизнесмен-эмигрант, выступал с Западом от имени Африки, но Тшембе объясняет, что на протяжении многих поколений пустословие белых колонизаторов, правительств и очевидных сочувствующих не приносило результатов, а только продолжающаяся эксплуатация, притеснение, нанесение увечий и убийство африканцев. Он говорит, что бесчисленные ненасильственные переговоры и протесты ни к чему не привели. В своем сознании Тшембе видит Женщину (не говорящую символическую роль), символ его стремления воссоединиться со своими африканскими корнями посредством сопротивления, и бормочет: «Она пришла за мной сейчас», но когда внутренне побуждаемый выбрать сторону, он кричит в тоске: «Я всего лишь один человек!»
Когда Эрик выражает свое желание присоединиться к террористам, Абиоса напоминает ему, что он наполовину белый. Эрик случайно сообщает ему, что Питер является частью террористической группы, которую осуждает Абиосе. Когда появляется Тшембе, Абиосе обращается к нему как к порядочному, образованному африканцу, как он сам, подождать, пока «террор» не пройдет или не будет подавлен, чтобы двое из них и другие, подобные им, могли вмешаться впоследствии и стать мирными лидерами. Чембе называет Авиосе дядей Томом и Иудой, но Авиосе полон решимости доложить о Петре майору Райсу, хотя Петр был деревенским старейшиной, который помог воспитывать двух братьев.
Доктор ДеКовен говорит Чарли, что благотворительная медицинская работа, проводимая в немодернизированной, неэлектрифицированной миссии, на самом деле способствует колониализму, потому что сохранение бедных деревень и племен способствует подчинению, патернализму белых и колониализму. Он вспоминает, что преподобный Нейлсен выразил презрение к предложению жителей деревни и петиции о пропорциональном представительстве коренных народов в законодательном органе, которую они планировали передать правительству столицы. После этого жители села перестали приезжать в миссию, кроме как по медицинским показаниям. После того, как их петиции остались неуслышанными в столице и Европе, родилось движение сопротивления. Туземцы перестали платить налоги, и колониальное правительство отправило солдат, которые затем привели к террористическим группам.
Тшембе отправляется на миссию, чтобы предупредить Питера, что его прикрытие взорвано, но майор Райс и Абиосех прибывают первыми. Майор объявляет, что преподобный Нейлсен был убит в результате террористического нападения и что он вызвал свежие войска, вертолеты, самолеты и механизированные подразделения для нового скоординированного военного наступления. Он зовет Питера и, унизив его, заставляя пресмыкаться и восхвалять правила белых, стреляет и убивает его, когда после столкновения он признается, что разрезал сигнальную систему на территории миссии.
В разговоре с Чарли майор Райс называет страну «моей страной» и радуется «нашим прекрасным холмам», заключая: «Мы не желаем черным зла, мистер Моррис. Но они наши холмы». После того, как он уходит, доктор ДеКовен говорит Чарли, что Майор Райс - отец Эрика, изнасиловавшего мать Тшембе и Абиосе Аква, которая умерла при родах; он добавляет: «мол, от стыда».
Нгаго созывает народ кви и описывает три столетия убийств, резни, изнасилований, захвата земель, угнетения и тюремного заключения, совершенных белыми колонизаторами. Он призывает людей убить и изгнать захватчиков.
Поскольку в стране царит хаос, белым приказывают эвакуироваться с миссии в течение 24 часов. Когда Чарли и врачи уходят, доктор Готтерлинг и мадам Нилсен по отдельности говорят Чарли написать правду о том, что он видел и знает.
Мадам Нейлсен говорит Тшембе, что в свои 68 лет она слишком стара, чтобы уезжать, и что Африка - ее дом и ее последнее пристанище. Она показывает, что преподобный Нейлсен, к сожалению, считал, что Бог задумал, чтобы расы оставались отдельными, и что он хотел, чтобы нерожденный двухрасовый ребенок Аквы (Эрик) умер, а Аква умер вместе с ним. Чембе говорит ей, что не знает, что делать с террористическим движением. Она говорит ему, что Африке нужны воины и что колониализм будет продолжаться, если его не остановить. Когда они расстаются, Тшембе убивает своего брата Абиосеха и кричит от боли.
В ту ночь мадам Нейлсен тихо сидит у гроба своего мужа внутри миссии и задувает свечу, сидя в темноте. Когда жители входят в комплекс, Эрик поджигает миссию.
Премьера спектакля состоялась 15 ноября 1970 года в постановке Broadway в Longacre Theater и продлилась до 19 декабря 1970 года. Она была номинирована на две премии Tony Awards, за лучшие костюмы и Лили Дарвас была номинирована на лучшую женскую роль в спектакле, где она сыграла роль мадам Нилсен. Джеймс Эрл Джонс получил Drama Desk Award за свою игру.
Отредактированная постановка Les Blancs режиссера Яэль Фарбер играла в Национальный театр в Лондоне с 22 марта по 2 июня 2016 года. Новый текст был разработан Фарбером, драматургом Дрю Лихтенбург и падчерицей Немирова Джой Грешем, директором и попечителем Литературного фонда Лоррейн Хансберри. Фильм о постановке был доступен для бесплатного просмотра онлайн в течение одной недели на YouTube в июле 2020 года в рамках проекта «Национальный театр дома» во время изоляции от COVID-19.
Персонаж | Бродвей 1970 года | Национальный театр 2016 года | Описание |
---|---|---|---|
Тшембен Матосех | Джеймс Эрл Джонс | Дэнни Сапани | Бывший сельский житель, который живет в Лондоне; второй сын Старого Абиоса и Аква |
мадам Нейлсен | Лили Дарвас | Сиан Филлипс | 68-летняя жена преподобного Нилсена; они приехали в Африку из Норвегии 40 лет назад, чтобы основать медицинскую миссию |
Чарли Моррис | Кэмерон Митчелл | Эллиот Коуэн | Американский журналист, исследующий статью о медицинской миссии Нильсена |
Майор Джордж Райс | Ральф Пурдом | Клайв Фрэнсис | Белый поселенец, который приехал в страну мальчиком и вырос в Африке, и который принял военное командование этой территорией |
Абиосе Матосех | Эрл Хайман | Гэри Бидл | Старший сын Старого Абиоса и Аква; брат Тшембе и Эрика |
Эрик | Гарольд Скотт | Тунджи Касим | Братский сводный брат-подросток Чембе и Абиосеха; сын Аква |
Др. Вилли ДеКовен | Гумберт Аллен Астредо | Джеймс Флит | Циничный пожилой доктор на миссии, который склонен бросать вызов майору Райсу |
Доктор Марта Готтерлинг | Мэри Эндрюс | Анна Мэдли | Молодой врач-идеалист, проработавший в миссии семь лет |
Питер | Клеберт Форд | Сидни Коул | Главный служащий в миссии и тайно член террористической группы; бывший старейшина деревни |
Нгаго | Джордж Фэйрли | Роджер Нсенгиюмва | Деревенский воин и лидер террористической группы |
Женщина | Джоан Дерби | Шейла Атим | Негласная роль, символизирующая панафриканское движение сопротивления |