Правоохранительные органы в Польше состоят из Полиции (Policja), Городской гвардии (Straż Miejska, тип муниципальной полиции ) и несколько более мелких специализированных агентств. Прокуратура Краёва (польский государственный прокурор ) и независимая судебная власть также играют важную роль в поддержании правопорядка.
В период существования Речи Посполитой большинство правоохранительных органов осуществлялось группой дворян разной степени важности, которые обладали частными армиями и которые в обмен на политическую власть и место в социальной иерархии нации присягали королю в верности и верности своих наемных войск. В результате непреходящей власти ряда могущественных `` магнатов '' в социальной иерархии, относительной слабости `` избранных '' монархов и продолжающегося существования феодальной системы в польском обществе централизованное верховенство закона и обеспечение его соблюдения не помогли. действительно существовали до 1791 года принятия Конституции 3 мая.
Конституция была направлена на ослабление золотой свободы высших классов и перераспределение части их власти среди меркантильного среднего класса. В дополнение к этому, учреждение сейма с большинством голосов и усиление централизации суверенной власти под властью короля привело к созданию постоянной армии, предусмотренных государством и подчиненных только королю и властям национального правительства.
В результате разделов Польши в 1772–95 и последующего правления разделивших держав (Австро-Венгрия, Германия и Россия ), власть короля Станислава Августа рухнула, и бывшие территории Содружества перешли под непосредственный контроль правоохранительных служб их разделительных держав.
В контролируемой Австрией Галиции, Императорская жандармерия стала отвечать за поддержание общественного порядка и позже стала известна как наименее деспотичная из трех оккупационных держав. Как на российских, так и на немецких территориях бывшей Польши широко сообщалось, что правоохранительные органы и военизированные формирования участвовали как в подавлении польских политических организаций, так и в насильственной ассимиляции местной культуры с культурой своих народов.
В 1919 году, с восстановлением независимости польской нации, государство реорганизовалось по нефедералистским линиям и установило централизованную форма правления. Под эгидой нового правительства были сформированы новые национальные полицейские силы; эта «Польская государственная полиция» (Policja Państwowa) затем существовала в качестве основного правоохранительного органа для всей страны вплоть до начала Второй мировой войны в 1939 году. В течение межвоенного периода, ряд ключевых функций правоохранительных органов был передан другим формированиям, таким как Пограничная охрана и Военная жандармерия.
. С окончанием Второй мировой войны и началом коммунистический период, новое правительство, поддерживаемое Советским Союзом, решило радикально изменить структуру полиции в Польше; Государство «Policja» было переименовано в «Milicja Obywatelska » (Гражданская милиция), название, которое должно было отражать изменение роли полиции из инструмента угнетения, обеспечивающего положение буржуазии, силе, состоящей из «нормальных граждан» и служащих им.
Реальность оказалась в значительной степени противоположной, и Милиджа вместо этого представляла собой скорее контролируемую государством силу, которая использовалась для оказания политических репрессий против граждан. Milicja, по большей части, ненавидели широкие массы; Такие события, как поведение полиции во время забастовки на Гданьской судоверфи и окружающие дело Попелушко, только ухудшили мнение людей о своих правоохранительных органах.
После падения коммунистического правительства в Польше система была реформирована еще раз, на этот раз возродив довоенное название «Policja», и, хотя и с небольшими изменениями, общая система правоохранительных органов. Второй республики.
Policja (Полиция) - национальная полиция Польши. Он напрямую подчиняется национальному правительству. Офицеры обычно вооружены и отвечают за расследование большинства обычных преступлений. Они несут ответственность за многие специализированные службы, такие как дорожное патрулирование и борьба с терроризмом. С ними можно связаться, позвонив по номеру «997» с любого телефона.
Поскольку Польша является очень централизованным государством, региональные правоохранительные органы не существуют так, как в США, Канада, Германия или Великобритания. В то время как воеводские (региональные) управления существуют в рамках организационной структуры Полиции, региональные власти не имеют какого-либо права голоса в политике правоохранительной деятельности.
Несколько гмины (английский язык: муниципалитеты) в Польше имеют свои собственные полицейские силы, которые работают вместе с Полицей. У них более ограниченные возможности, чем у Policja, и в настоящее время у них нет огнестрельного оружия. С ними можно связаться, позвонив по номеру «986» с любого телефона.
Помимо Полиции и городской гвардии, существует также ряд специализированных агентств, которые действуют с более конкретными целями.
Полиция обычно вооружена и использует различные маркированные и немаркированные автомобили, фургоны, мотоциклы и другие транспортные средства. В настоящее время их наиболее распространенной патрульной машиной является Kia Cee'd.
. Другие правоохранительные органы имеют более стандартизированный автопарк, который обычно состоит только из одной или двух моделей автомобилей. Обычно это происходит потому, что городская охрана закупает все автомобили своего небольшого парка у одной фирмы, чтобы снизить затраты, в то время как более специализированные службы закупают большой парк автомобилей в соответствии с их требованиями, примером чего может служить широкое использование вездеходов Land Rover Defenders пограничной службой.