Народ лала - это этническая группа, проживающая в районе Серенье Центральной провинции Замбии.
Язык лала, известный в местном масштабе как Иллала, является взаимно понятным / тесно связанным с языками биса и бемба в провинциях Север, Коппербелт и Луапула в Замбии. В 2016 году была предпринята попытка провести инвентаризацию пословиц лала в районе Луано.
Как и многие другие этнические группы в Замбии, лала, как говорят, произошли от Королевство Люба-Лунда в современной Демократической Республике Конго. Большинство лала поселились в Центральной провинции под руководством Читамбо в районе Серендже.
Лала традиционно являются управляется начальниками. Есть ряд вождеств, которые управляют Лалой, включая Читамбо, Мучинда, Чисомо, Серенже, Кабамба, Майло, Чибале и другие. На вершине иерархии стоит самый старший вождь, вождь Мучинда, который наблюдает за благополучием всех вождеств лала. Ему помогают другие начальники, которые находятся на одном уровне иерархии друг с другом. Каждый вождь возглавляет определенное вождество с обозначенными границами. Старший вождь носит титул «Канкомба-ве-Лала», а королевскую семью зовут «Бена Ньендва». Третий уровень - это «чилоло», которые возглавляют большую территорию с множеством деревень и старейшин внутри вождества. Под ними - «Сулутани», старосты деревень и женщины. Они наблюдают за небольшой территорией, и им помогают или сопровождают старейшины деревни, которые поддерживают традицию лала.
От этой иерархии отделен традиционный совет, называемый «Инсака йе Лала». Это независимое учреждение, созданное для работы в качестве советника вождей и других групп общины лала. Согласно Баклу в его рукописи 1976 года на Дэвид Ливингстон, он свидетельствует о существовании вождей и старост среди лала во времена Ливингстона.
Лала традиционно являются мелкие фермеры, охотники и рыбаки. Основные продукты включают маниоку, просо, арахис и кукурузу. В прошлом основной пищей лала была «ншима я махо мулимва» (ншима с бобами ). Ншима могло происходить от mielie-food слов «амале» (просо ), «калундве» или «туте» (маниока ). К другим традиционным продуктам питания относятся кандоло (сладкий картофель ), ифипуши (тыква ), имюнгу / умумбу (африканская тыква), ичинека (африканская полония, также называемая чиканда), ифинкубала (черви мопане) и другие. Эти культуры традиционно выращивались в системе «Читемене», где деревья вырубались, чтобы использовать их в качестве удобрения для сельскохозяйственных культур. Из-за экологических проблем эта система возделывания была прекращена в пользу возделывания земель вдали от домов и возврата позже после сбора урожая. Глобализация также привела к появлению новых пищевых культур, таких как рис, картофель, новые сорта сладкого картофеля, различные виды фасоли, кукуруза и другие культуры.
В прошлом Лала полагалась на о рыбалке и охоте; охота велась с использованием ловушек, копий, лука и стрел, а женщины и мужчины обычно шли к реке ловить рыбу. Однако это стало неустойчивым из-за сокращения количества дичи.
Люди лала одеваются так же, как и другие этнические группы Замбии. По словам респондентов, лала использовали материал «акамфанголишиши» для изготовления рубашек и другой одежды из дерева «чилунду». Пожилые женщины использовали «импанде» (корни растения) из воды, чтобы сделать «убулунгу» (разновидность ожерелья, сделанного из волос); это символизирует старейшину, которая является чистой Лалой. Однако в наши дни очень немногие лалы носят такие материалы. С наступлением глобализации многие женщины лала стали носить ткань хитенг и ичитамбал (головные повязки), а мужчины стали носить брюки, шорты и топы из хитенге. Такое традиционное платье часто можно увидеть во время церемонии «Ичибвела Муши».
Как и во многих других замбийских обществах, развлечения лала принимают форму традиционных песен и вечерних рассказов историй у костра.. Исполняются разные танцы, такие как Какеле, очень распространены поэзия и драма.
Лала также традиционно проводила ритуал инициации для девочек после первых месячных. ; они будут изолированы от общества на некоторое время, и им будут преподавать уроки вместе с танцами в рамках подготовки к взрослой жизни. Эта практика похожа на многие другие группы в Замбии, такие как церемония вали Лувале. Многие из лала уже не проводят его.
Ичибвела Муши, также называемый Чибвеламуши, - это праздник урожая, отмечаемый Лала, Биса и Свака в Мкушинский район в сентябре. Это слово означает «возвращение в деревню с хуторов». Цель церемонии - поблагодарить духов и богов предков за хорошие дожди и обильный урожай. Во время церемонии демонстрируются аспекты культуры лала, такие как танцы, драмы и песни. Здесь представлены традиционные блюда, такие как пиво местного производства, «катата» и «катуби», а также местные культуры. Также показана традиционная одежда и ремесла, такие как рисунки, скульптуры, мотыги, топоры и др.
В отличие от некоторых других групп в Замбии, лала практикуют моногамные браки. Среди лала есть три традиционных способа вступить в брак: брак по договоренности между мужчиной и семьей женщины, мужчина и женщина, просящие разрешения у своих семей жениться друг на друге, и мужчина, оплодотворяющий женщину, подвергается давлению со стороны ее семьи. взять ее в жены. Семья мужчины принимает приданое от семьи женщины, состоящее из «сембе» (мотыга), «убулангети» (одеяло) и читенге. В прошлом деньги с семьи невесты не взимались.
| title =
()