Общая численность населения | |
---|---|
13 200 в 1999 г. | |
Регионы со значительным количеством населения | |
Соломоновы Острова | 13 200 |
Языки | |
Квайо | |
Религия | |
традиционное поклонение предкам | |
Родственные этнические группы | |
Другие малаитанские народы |
Квайо - этническая группа, проживающая в центральном Малаите, в Соломоновы Острова. Согласно Ethnologue, в 1999 году их насчитывалось 13 249 человек. Многое из того, что известно о квайо, связано с работой антрополога Роджера М. Кизинга, который жил среди них, начиная с 1960-е гг.
Их основным видом экономической деятельности традиционно было натуральное хозяйство таро, которое можно было сажать и собирать непрерывно в подпольном земледелии. Другие важные сельскохозяйственные культуры включают ямс и подорожник. Птицы, насекомые, рыбы и кускус были случайными добавками к тому, что в основном было вегетарианской диетой. Производство таро сильно пострадало в 1950-х годах и было заменено сладким картофелем, продуктом гораздо более низкого престижа.
Поселение Квайо традиционно находилось в очень маленьких поселениях, расположенных близко друг к другу. Миссионерская деятельность, преимущественно в прибрежных районах, способствовала росту более крупных поселений.
Согласно устной традиции, первые расчистки земли прошли 1200-2000 лет назад. Урочища, очищенные в это время, отмечены святилищами, и фактически установленный титул для кланов, произошедших по наследству от этих предков. На практике у других потомков, не являющихся родственниками по прямой линии, есть вторичные права на землю, которые могут быть усилены проживанием, особенно в детстве, и участием в делах потомственных групп. Поскольку люди могут иметь претензии в нескольких различных группах происхождения, права на землю имеют некоторую степень гибкости.
Квайо более стойко сопротивлялись, чем другие соседние народы, в продолжении своих верований. Традиционная религия - это форма поклонения предкам, которая признает право умершего вмешиваться в дела. Существуют строгие правила относительно табу (Квайо: абу), и их нарушение должно исправляться жертвами. Одним из примеров могущественной силы предков является Ла'ака, страх перед которым привел к движению Маасина Руру.
Квайо впервые познакомились с внешним миром в 1868 году, когда двое мужчин были взяты из их каноэ, а затем вернули стальные инструменты, новинки и рассказы об их опыте. Вскоре многие молодые Квайо искали приключений и были доставлены на плантации сахарного тростника в Квинсленде и на Фиджи за свой труд. Появление стали (заменившей грубые черт лезвия) и огнестрельного оружия произвело революцию в образе жизни квайо, поскольку новые инструменты значительно увеличили свободное время и кровная месть обострилась. Квайо также попытался отомстить за смерть тех, кто умер за границей, и они заработали репутацию свирепой и опасной группы. Миссионеры из Евангелической церкви Южных морей были приглашены для поддержки тех, кто в Квинсленде стал христианами, и анклавы были основаны в низинах.
Усилия австралийского окружного офицера Уильяма Р. Белла заключались в том, чтобы умиротворить местность и создать средства для сбора подушного налога и капитулировать перед британским колониальным режимом. Во время пятого ежегодного сбора налогов в октябре 1927 года он был убит вместе с еще одним белым человеком и 13 жителями Соломоновых Островов, находившимися под его опекой. Последовала массовая резня, известная как Малаита ; не менее 60 человек были убиты и около 200 задержаны в Тулаги (тогдашняя столица), где еще 30 умерли от дизентерии и других проблем. Кроме того, родственники убитых жителей Соломоновых Островов стремились к духовной мести путем преднамеренного осквернения священных мест и объектов, что, по мнению выживших старейшин, является причиной многих сражений, от которых люди пострадали в последнее время, включая эпидемии, разрушение традиционных традиций. мораль и гниль листьев Таро. Культура квайо претерпела значительные изменения, но через несколько лет смогла восстановить свои традиционные обычаи и социальную структуру. Однако у молодых людей больше личной независимости, и кровная месть больше не практикуется.