Малаита

редактировать
Не путать с Малатьей.
Малаита
Остров Малаита NASA.jpg Вид на остров Малаита из космоса (вымышленный цвет)
Соломоновы острова - Malaita.PNG
География
Место нахождения Тихий океан
Координаты 9 ° 01′03 ″ ю.ш. 160 ° 57′14 ″ в.д. / 9.01750 ° ю.ш.160.95389 ° в. / -9.01750; 160,95389 Координаты : 9 ° 01′03 ″ ю.ш. 160 ° 57′14 ″ в.д. / 9.01750 ° ю.ш.160.95389 ° в. / -9.01750; 160,95389
Архипелаг Соломоновы острова
Площадь 4307 км 2 (1663 квадратных миль)
Наивысшая отметка 1303 м (4275 футов)
Наивысшая точка Гора Калурат
Администрация
Соломоновы острова
Провинция Малаита
Крупнейший населенный пункт Ауки (население 7,882 (2021))
Демография
численность населения 160 583 (2020)
Поп. плотность 32,5 / км 2 (84,2 / кв. Миль)
Этнические группы См. Текст

Малаита - главный остров провинции Малаита на Соломоновых островах. Малаита - самый густонаселенный остров Соломоновых Островов с населением 160 583 человека по состоянию на 2020 год, или более трети всего населения страны. Это также второй по величине остров в стране после Гуадалканала. Тропический и гористый остров, нетронутая речная система Малаиты и тропические леса не эксплуатировались.

Самый большой город и столица провинции - Ауки, на северо-западном побережье и на северном берегу лагуны Ланга Ланга. Жители лагуны Ланга-Ланга и лагуны Лау на северо-восточном побережье Малаиты называют себя wane i asi «людьми соленой воды» в отличие от wane i tolo «людей кустарников», которые живут внутри острова.

Епископ Джордж Август Селвин

Остров Южный Малаита, также известный как Малый Малаита и Марамасике для носителей Ареара и Маламвеймвей, известный более чем 80% островитян, является островом на южной оконечности большого острова Малаита.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Имя
  • 2 История
    • 2,1 Раннее поселение и европейское открытие
    • 2.2 Торговля рабочей силой и миссии
    • 2.3 Установление колониальной власти
    • 2.4 Пост-независимость
  • 3 География
  • 4 Окружающая среда
    • 4.1 Важная орнитологическая зона
    • 4.2 Охота на дельфинов
  • 5 Демография и культура
    • 5.1 Языки и этнические группы
    • 5.2 Религия
    • 5.3 Экономика
    • 5.4 Искусство
  • 6 Примечания
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение

Имя

Большинство местных названий острова - Мала или его диалектные варианты Мара или Мвала. Имя Малаита или Малайта появляется в журналах испанских исследователей, которые в 16 веке посещали острова и утверждали, что это настоящее имя. Впервые они увидели остров из Санта-Исабель, где он называется Мала. Одна из теорий состоит в том, что «ita» было добавлено как слово Bughotu для обозначения «верх» или «восток», или в этом контексте «там». Епископ Джордж Август Селвин называл его Маланта в 1850 году. Мала - это имя, которое использовалось под британским контролем; сейчас Малаита используется в служебных целях. Название Большой Малаита также используется, чтобы отличить его от меньшего острова Южный Малаита.

История

Раннее поселение и европейское открытие

Малаита, наряду с другими Соломоновыми островами, была заселена австронезийцами между 5000 и 3500 лет назад; Считается, что более ранние папуасские спикеры достигли только западных Соломоновых Островов. Тем не менее, Малаита не была исследована археологически, и хронологию ее предыстории установить сложно. Согласно традиционному описанию квараае, их предок-основатель прибыл около двадцати поколений назад, первым высадился на Гуадалканале, но последовал за магическим посохом, который привел его к середине Малаиты, где он установил их культурные нормы. Затем его потомки расселились по низменностям по краям острова.

Первое зарегистрированное наблюдение Малаиты европейцами было совершено испанцем Альваро де Менданья 11 апреля 1568 года. Точнее, это наблюдение было связано с местным рейсом, совершенным на небольшой лодке, по свидетельствам бригантины Сантьяго, которой командовал маэстро де Кампо Педро Ортега Валенсия. и пилотом Эрнана Гальего. В своем отчете главный пилот экспедиции Менданья Гальего утверждает, что они назвали остров Малаита в честь его местного названия и исследовали большую часть побережья, но не северную сторону. Проход Марамасики считался рекой. Однажды их встретили на боевых каноэ и обстреляли из стрел ; они ответили выстрелами и убили и ранили некоторых. Однако после этого открытия всю цепочку Соломоновых островов не нашли, и даже ее существование подверглось сомнению в течение двухсот лет.

Трудовая торговля и миссии

После того, как он был повторно открыт в конце 18 века, малаитцы подверглись жестокому обращению со стороны экипажей китобойных лодок и лесных птиц (рекрутеров). Контакты с посторонними также открыли новые возможности для получения образования. Первыми малаитанцами, которые научились читать и писать, были Джозеф Уэйт и Ватеху, которые сопровождали епископа Джона Колриджа Паттесона в колледж Святого Иоанна в Окленде.

С 1870-х по 1903 год малаитанские мужчины (и некоторые женщины) составляли наибольшее число жителей Соломоновых островов, работающих в канаке, в торговле рабочей силой в Квинсленде, Австралии и на Фиджи. 1870-е годы были временем нелегальной вербовки, известной как « черная птица». Известно, что малаитцы вызвались добровольцами в качестве наемных рабочих, а некоторые из них во второй раз ездили работать на плантации, хотя трудовая система оставалась эксплуататорской. В 1901 году Австралийское Содружество приняло Закон о трудящихся с островов Тихого океана 1901 года, который облегчил депортацию жителей тихоокеанских островов, что явилось предшественником политики Белой Австралии. Однако многие островитяне остались и сформировали сообщество островитян Южных морей Австралии. Многие рабочие, вернувшиеся в Малаиту, научились читать и стали христианами. Навыки грамотности и письма протеста относительно депортации из Австралии были прецедентом для более позднего движения Маасина Руру.

Многие из первых миссионеров, католиков и протестантов, были убиты, и эта жестокая репутация сохранилась в географическом названии мыса Арсакидес, выступающей на восток северной части острова, что означает мыс Ассасинов. Мыс даже упоминается в эпическом романе Германа Мелвилла « Моби Дик » Ишмаэля, рассказчика романа. Измаил рассказывает о своей дружбе с вымышленным Транко, королем Транка. Однако одними из первых миссионеров были малаитцы, работавшие за границей, например Питер Амбуофа, который крестился в Бандаберге, Квинсленд в 1892 году, и собрал вокруг себя христианскую общину, когда вернулся в 1894 году. В ответ на его призывы Флоренс Янг возглавил первую группу миссии Канака Квинсленда (предшественник SSEC) на Соломоновы острова в 1904 году. Англиканская и католическая церкви также организовали миссию в этот момент и открыли школы в таких областях, как Малу'у. По мере замедления международной торговли рабочей силой развивалась внутренняя торговля рабочей силой внутри архипелага, и к 1920-м годам тысячи малаитян работали на плантациях на других островах.

Установление колониальной власти

В то время не было центральной власти среди групп на Малаите, и было множество кровных междоусобиц, усугубляемых появлением западного оружия и стальных инструментов, что означало меньше временных ограничений для садоводства. Примерно в 1880 году Квайсулия, один из вождей, вел переговоры с вербовщиками рабочих о получении оружия в обмен на рабочих, на основе аналогичных переговоров, проведенных вождем на Шортлендских островах ; это оружие давало вождям значительную власть. Однако набор рабочей силы не всегда проходил гладко. В 1886 году судно « Янг Дик» было атаковано в Синеранго, Малаита, и большая часть его команды была убита. В 1886 году Великобритания определила область своих интересов на Соломоновых островах, включая Малаиту, и контроль центрального правительства над Малаитой начался в 1893 году, когда капитан Гибсон Р.Н. из HMS  Curacoa объявил южные Соломоновы острова британским протекторатом с провозглашением британских властей. Протекторат Соломоновых Островов, утверждающий, что регулирует местные войны и несправедливую торговлю рабочей силой, хотя это совпало с приобретением Германией территорий на западе и интересом Франции к тем, что на востоке.

Ауки был основан как правительственная станция в 1909 году в качестве штаб-квартиры административного района Малаита. Правительство начало усмирять остров, регистрируя или конфисковывая огнестрельное оружие, собирая подушный налог и ломая власть бессовестных военных лидеров. Одной из важных фигур в этом процессе был окружной комиссар Уильям Р. Белл, убитый в 1927 году неким квайо, вместе с кадетом по имени Лиллис и 13 жителями Соломоновых Островов, находившимися под его контролем. Последовала массовая карательная экспедиция, известная как резня в Малаите ; по меньшей мере 60 квайо были убиты, около 200 задержаны в Тулаги (столица протектората), а многие священные места и объекты были разрушены или осквернены. Негодование по поводу этого инцидента продолжается, и в 1983 году руководители совета области Квайо обратились к правительству страны с просьбой потребовать от Соединенного Королевства около 100 миллионов долларов в качестве компенсации за инцидент. Когда центральное правительство не отреагировало на эту просьбу, совет призвал бойкотировать общенациональные выборы 1986 года.

Торговля морскими птенцами ВМС США с уроженцами Малаиты, 23 сентября 1943 г.

Вторая мировая война, сыгравшая важную роль в истории Соломоновых островов, не оказала большого влияния на Малаиту. Ауки стал временной столицей, когда Тулаги был захвачен японцами, и на него также ненадолго напала Япония, но на острове почти не произошло боевых действий. Однако малаитцы, сражавшиеся в составе батальонов, создали новое движение за самоопределение, известное как Маасина Руру (или «Марширующее Правило»), которое быстро распространилось по всему острову. Участники объединялись по традиционным религиозным, этническим и клановым линиям, жили в укрепленных нетрадиционных деревнях и отказывались сотрудничать с британцами. Организация движения на Малаите была значительной. Острова были разделены на девять округов примерно по линии административных округов правительства, и для каждого округа были выбраны руководители. Были созданы суды, каждый из которых возглавлял вождь таможни ( алаха'оху), который стал влиятельной фигурой. Первоначально британцы относились к движению осторожно, даже хвалили его аспекты, но когда они обнаружили, что между правительством и движением не может быть точек соприкосновения, они нанесли ответный удар вооруженными полицейскими патрулями, настаивая на том, чтобы вожди отреклись или были арестованы. Некоторые действительно отреклись, но в сентябре 1947 года большинство из них предстало перед судом в Хониаре по обвинению в терроризме или грабеже и осуждено на годы каторжных работ.

Однако движение продолжалось в подполье, и новые лидеры переименовали организацию в Федеральный совет. Верховный комиссар посетил Малаиту для переговоров об урегулировании и предложил сформировать Совет Малаиты, в котором президент будет избираться членами, хотя им придется признать власть правительства и согласиться сотрудничать со своими администраторами. Совет стал первым органом местного самоуправления на Соломоновых островах, а его первым президентом был Салана Гаа. Создание совета снизило напряженность в Малаите, хотя элементы правления Маасины сохранялись, по крайней мере, до 1955 года. Совет продемонстрировал не просто умиротворение, а представил почти семьдесят резолюций и рекомендаций Верховному комиссару за первые два года своего существования..

Пост-независимость

Соломоновы острова получили независимость в 1978 году. Первым премьер-министром был Питер Кенилореа из Ареара (Малаита). Провинции были реорганизованы в 1981 году, и Малаита стал главным островом провинции Малаита. Малаита остается самым густонаселенным островом в стране и продолжает быть источником мигрантов, и эту роль он играл со времен торговли рабочей силой. Во многих провинциях есть деревни малаитян, в том числе восемь поселений « скваттеров », которые составляют около 15 процентов населения Хониары на Гуадалканале.

Малаитцы, эмигрировавшие на Гуадалканал, оказались в центре гражданской войны, разразившейся в 1999 году, и для защиты их интересов как на Гуадалканале, так и на их родном острове были сформированы отряды Malaita Eagle Force (MEF). Организация Региональной миссии помощи Соломоновым островам (RAMSI) внесла свой вклад в развитие инфраструктуры острова.

После того, как Соломоновы Острова передали Китаю дипломатическое признание от Тайваня в 2019 году, делегация во главе с премьер-министром Манассе Согаваре была встречена с большой враждебностью, а правительство провинции отказалось обсуждать темы, которые Согаваре первоначально прибыл для обсуждения, вместо этого выразив обеспокоенность по поводу дипломатических отношений. выключатель. По всей Малаите вспыхнули массовые протайваньские протесты, а некоторые протестующие даже потребовали независимости от Соломоновых Островов, что вызвало обеспокоенность по поводу хрупкости правительства.

География

Малаита - тонкий остров, около 102 миль (164 км) в длину и 23 мили (37 км) в ширину в самом широком месте. Его длина находится в направлении с северо-северо-запада на юг-юго-восток, но местные обычаи и официальное использование обычно поворачивают его в прямую ориентацию с севера на юг и обычно относятся к «восточному побережью» или «северному концу», когда северо-восток или северо-запад был бы более точным. На юго-западе пролив Незаменимый, отделяющий его от Гуадалканала и островов Флориды. На северо-восток и восток открывается Тихий океан, за исключением небольшой Сикаианы, входящей в провинцию в 212 км к северо-востоку. К северо-западу от острова находится остров Санта-Исабель. Непосредственно к юго-западу находится остров Южный Малаита (также называемый Малым Малаита или Марамасике), отделенный узким проходом Марамасике. За ним находится Макира, самый южный большой остров архипелага Соломона.

Риф-Айленд у северной части Малаиты

Климат Малаиты очень влажный. Он расположен в зоне межтропической конвергенции («Долдрам») с ее непостоянными погодными условиями. Солнце находится в зените над Малаитой, и поэтому эффект наиболее заметен в ноябре и феврале. Пассаты дуют зимой в Южном полушарии, и примерно с апреля по август они довольно устойчиво дуют с юго-востока. Летом над островом дует сезон дождей. Из-за окружающего моря температура воздуха довольно стабильна, с разницей между дневными максимумами и минимумами в среднем до 13,6 ° F. Однако в течение года разница намного меньше; средняя дневная температура в самый теплый месяц всего на 3,4 ° F выше, чем в самом холодном. Обильные дожди и постоянная высокая влажность. Наиболее распространенный дневной график следует адиабатическому процессу, со спокойным ясным утром, за которым следует ветер, дующий от более высокого давления над морем, завершающийся пасмурным и дождливым днем. Ночью погодные условия меняются, и морось и сильная роса рассеивают облачный покров на утро. Тропические циклоны - единственная суровая погода, но они могут быть разрушительными.

Как и другие острова архипелага, Малаита находится недалеко от линии Андезитов и, таким образом, является частью Тихоокеанского огненного кольца. На острове часто случаются землетрясения, но свидетельств текущей вулканической активности мало. Основной структурной особенностью Малаиты является центральный хребет, который проходит по всей длине острова, с прилегающими к нему гребнями и несколькими холмами. Между Ауки и гаванью Квай находится центральная холмистая местность, которая разделяет центральный хребет на северную и южную половины, причем последняя несколько длиннее. Северный хребет достигает высоты около 3200 футов (975 м), а южный - до 4275 футов (1303 м). В геологическом отношении Малаита имеет базальтовое интрузивное ядро, в большинстве мест покрытое слоями осадочных пород, особенно известняков и кремней, и усыпанных окаменелостями. В известняке есть множество провалов и пещер.

Топографическая карта Малаиты.

Гидрология Малайта включает тысячи небольших источников, речушек и ручьев, характерных для молодой водосборной системы. На больших высотах встречаются водопады, а в некоторых местах каньоны прорезаны известняком. Ближе к побережью реки протекают медленнее и глубже и образуют мангровые болота с солоноватой водой вместе с наносными отложениями из гравия, песка или грязи. Прибрежная равнина очень узкая. Внутренние почвы бывают трех типов: влажные черные, сухие черные и красные. Влажный чернозем, слишком плохо дренированный для большинства садоводческих хозяйств, за исключением таро, находится в долинах или у подножия склонов. Сухой черный цвет делает его лучшими участками для садоводства. Красная почва, вероятно, латерит, не впитывает сток, образует твердую корку и предпочтительна для поселений.

Среда

Есть несколько зон растительности в зависимости от высоты. Вдоль побережья либо каменистый, либо песчаный пляж, где преобладают пандан, кокосы и виноградные лозы, либо болото, окруженное мангровыми зарослями и саговыми пальмами. Терминалия растет в более засушливых местах. На нижних склонах, до 2500 футов (760 м), есть лиственные леса из баньянов, канариума, индо-малайских лиственных пород, а на больших высотах - бамбука. В лесных рощах подлесок сравнительно невелик. В этой зоне также наиболее интенсивно возделывается человек, который, когда заброшен, вырастает густым вторичным лесом, почти непостижимо густым с кустарниками и хвойными деревьями. Выше примерно 2500 футов (760 м) находится облачный лес с плотным ковром из мхов, лишайников и печеночников, среди которых доминируют саговники в качестве высоких растений.

Как и на большинстве островов Тихого океана, здесь не так много млекопитающих. Помимо нескольких видов летучих мышей, здесь представлены виды свиней, кускусов и грызунов. Также встречаются дюгони в мангровых болотах, а иногда и дельфины в лагуне.

Также распространены рептилии и земноводные, особенно сцинки и гекконы. Когда-то крокодилы были обычным явлением, но на них так часто охотились из-за их шкуры, что они почти вымерли. В семействе elapid есть несколько ядовитых морских змей и два вида ядовитых наземных змей. Есть также многочисленные виды лягушек разных размеров.

Рыбы и водные беспозвоночные типичны для Индо-Тихоокеанского региона. Есть несколько видов пресноводных рыб (включая прыгунов и несколько других видов костистых рыб), мангровых крабов и кокосовых крабов. На суше очень распространены многоножки, скорпионы, пауки и особенно насекомые. Представлены все обычные отряды насекомых, в том числе некоторые эффектные бабочки. Обычный комар Anopheles обеспечивает эндемичность малярии vivax.

Малаитцы когда-то верили в человекообразных обезьян, которые жили в центре острова, которые, как говорят, имеют рост от 4,5 до 5 футов (1,4-1,5 м) и приходят с войсками для набегов на банановые плантации.

Птиц великое множество. Почти все семейства орнитофауны были обнаружены в исследовании Эрнста Майра 1931 года. Несколько видов попугаев, какаду и сов содержатся в качестве домашних животных. Некоторые виды птиц являются эндемиками Малаиты.

Важная орнитологическая зона

В Малаите Highlands образуют сайт, который был идентифицирован по BirdLife International как Important Bird Area (IBA), поскольку он поддерживает население угрожаемых или эндемичных видов птиц. На площади 58 379 га он охватывает самую высокую вершину острова и окружающие горные и низменные леса. К значительным птицам, для которых был отнесен этот участок, относятся металлические голуби, императорские голуби с каштановым животом, бледные горные голуби, лорикеты герцогини и эндемичные мизомелы с красными жилками, малайские вьющиеся хвосты и белоглазки Малаиты. Потенциальные угрозы для сайта включают вырубку леса и рост населения.

Охота на дельфинов

Основная статья: Охота на дельфинов в Малаите

Согласно устной истории Малайзии, полинезийская женщина по имени Барафаифу ввела в жизнь охоту на дельфинов с атолла Онтонг Ява ; она поселилась в деревне Фаналей на юге Малаиты, так как это было место для охоты. Охота на дельфинов прекратилась в середине 19 века, возможно, из-за влияния христианских миссионеров. Однако в 1948 году он был возрожден в поселениях на нескольких островах, включая Фаналей, Валанде (10 км к северу), Атаа, Феласубуа, Сулуфу (в лагуне Лау ) и в гавани Мбитаама. В большинстве этих сообществ к 2004 году охота снова прекратилась. Тем не менее, Фаналей в Южной Малаите оставался выдающейся деревней для охоты на дельфинов.

На дельфинов охотятся как на пищу, ради их зубов и на экспорт. Зубы некоторых видов имеют ценность для торговли, церемониальных обрядов невесты, поминок и компенсации. Зубы дынноголового кита традиционно были самыми желанными; однако на них чрезмерно охотились, и они стали редкостью в местном масштабе. Другие виды, на которых охотятся, - это дельфин-прядильщик и пантропический пятнистый дельфин. В то время как индо-тихоокеанский дельфин-афалина ( Tursiops aduncus) был отловлен для экспорта вживую, на дельфина-афалину не ведется охота, поскольку считается, что его зубы не представляют никакой ценности.

В последние годы только в деревнях на острове Южный Малаита продолжалась охота на дельфинов. В 2010 году в селах Fanalei, Walende и Bitamae подписали меморандум о соглашении с неправительственной организацией, Институтом острова Земли, чтобы остановить охоты дельфинов. Однако в начале 2013 года договор был нарушен, и некоторые мужчины в Фаналеи возобновили охоту. Охота дельфинов продолжаются в начале 2014. Исследователей из южной части Тихого океана китов Консорциума, в Министерстве рыбного хозяйства и морских ресурсы Соломоновых островов, и Oregon State University «s Институт морских млекопитающих пришли к выводу, что охотники из села Fanalei на Соломоновых островах убили более 1600 дельфинов в 2013 году, в том числе не менее 1500 пантропических пятнистых дельфинов, 159 дельфинов-спиннеров и 15 дельфинов-афалин. Общее количество убитых в период с 1976 по 2013 год составило более 15 400 человек. Цена, по которой продаются зубы дельфинов в Малаите, выросла с эквивалента 18 центов в 2004 году до примерно 90 центов в 2013 году.

Демография и культура

Малаитанский ребенок Малаитанский вождь.

Малаитцы имеют различный фенотип. Кожа варьируется от насыщенного шоколадного до желтовато-коричневого, наиболее явно темнее, чем у полинезийцев, но обычно не такая темная, как у народов Бугенвиля или западных Соломоновых островов, которых малайцы называют «черными людьми». Большинство из них имеют темно-коричневые или черные густые волосы, но они различаются по цвету от красновато-светлых, желтых до белесых и черных, а по текстуре от вьющихся до просто волнистых. Туристы часто ошибочно полагают, что светлые волосы малаитян обесцвечиваются перекисью водорода, но это не так; светлый или рыжеватый цвет волос вполне естественен. Облысение по мужскому типу широко распространено, но не так часто, как среди европейцев. У большинства из них гладкая кожа, но у некоторых растут волосы на руках, ногах и груди, а также есть бороды. Большинство малаитцев ниже среднего европейца, хотя и не такого роста, как негритосы. Относительно крепкое телосложение чаще встречается среди населения прибрежных районов, в то время как люди с больших высот, как правило, стройнее.

Языки и этнические группы

Языковая карта Малаиты, с Малой Малаиты

Малаитцы говорят на множестве языков в пределах малаитанской языковой семьи, ответвления малайско-полинезийских языков. Разнообразие не так велико, как считалось раньше, и некоторые группы понятны друг другу. Некоторое преувеличение количества языков может быть связано с несоответствием лексикостатистических методов и глоттохронологического анализа, учитывая широко распространенное использование табу и метатезиса слов в качестве игры слов. По словам Гарольда М. Росса, с севера на юг вдоль оси острова, языковые группы примерно на языки Северной Малаиты (более правильно коллекция диалектов без стандартного имени, как правило, To'abaita, Baelelea, Baegu, Fataleka и Lau ), Квараэ в холмистой местности между хребтами, Квайо примерно в географическом центре острова и Аре на юге. Каждый из них распространяется по ширине острова. Кроме того, есть Лангаланга в лагуне на западном побережье между регионами Кварааэ и Квайо и Кварекварео на западном побережье между регионами Квайо и Ареаре, что может быть диалектом языка Квайо. Саа, на котором говорят на Южной Малаите, также является членом семьи. Взаимопониманию также способствует большая степень торговли и смешанных браков между группами.

Народы Малаиты разделяют многие аспекты своей культуры, хотя обычно они делятся на этнические группы по языковым признакам. В доколониальные времена поселения были небольшими и часто перемещались. И мужской линии спуска (отцовской линии из основателей предка ) и cognatic спуск (через звенья outmarrying женщин) имеют важное значение. Эти родословные комплексно определяют права проживания и землепользования. В северной области местные группы происхождения, объединенные в ритуальные иерархии, в значительной степени автономны, но концептуализируют свои отношения как фратрию, подобно некоторым группам в высокогорье Новой Гвинеи. В центральной части местные группы происхождения полностью автономны, хотя все еще связаны ритуалом. На юге люди «аре» развили более иерархичную организацию и большую внешнюю ориентацию, культурная традиция, которая достигает своего пика в наследственных вождях и ритуалах Малой Малаиты на юге. Единственным исключением из этих обобщений являются культуры, которые мигрировали в более позднее время, такие как северный Лау, который обосновался в нескольких приморских районах (и на прибрежных островах) на юге Малаиты около 200 лет назад и с которыми практически не происходил культурный обмен.

Религия

Традиционная религия острова - поклонение предкам. Согласно одной устной традиции, первые жители знали имя создателя, но думали, что его имя настолько святое, что не хотели говорить своим детям. Вместо этого они поручили своим детям обращаться с просьбами к своим предкам, которые будут их посредниками. В некоторых частях Малаиты верховный бог, ответственный за творение, который сейчас ушел от активной работы, известен как Агалимаэ («бог вселенной»). Конгрегации местных предков умилостивляют своих предков в святынях, возглавляемые ритуальными служителями ( фатаабу на севере Малаиты). На Малаите сохранилось множество святынь не только из-за их неприкосновенности, но и потому, что они служат в качестве территориальных указателей, которые могут разрешать земельные споры.

Благодаря контактам с Европой католики и англиканцы распространяли свои евангелия, и многие миссионеры были убиты. Протестантская евангелическая миссия Южных морей (SSEM, ныне известная как Евангелическая церковь Южных морей, SSEC), первоначально базировавшаяся в Квинсленде, добилась значительных успехов, следуя за привозными рабочими на их родные острова. Совсем недавно Свидетели Иеговы и Церковь адвентистов седьмого дня обратили многих. Многие малаитцы были активными членами Христианской ассоциации Соломоновых Островов, национальной межконфессиональной организации, которая создала прецедент для сотрудничества в период независимости. Народ квайо был самым стойким к христианству.

Экономика

По большей части малаитцы выживают за счет натурального сельского хозяйства, причем таро и сладкий картофель являются наиболее важными культурами. После установления государственного контроля на западном побережье, недалеко от Баунани, была создана плантация. Однако многие малаитцы работают на плантациях на других островах архипелага, поскольку для большинства из них это единственный способ купить престижные западные товары. Розничная торговля в основном велась китайскими торговцами со штаб-квартирой в Хониаре и отправляла товары в отдаленные места на острове, где их иногда покупали посредники, которые держат «магазины» (обычно со стороны чемодана) в отдаленных местах.

Искусство

Малаитцы славятся своей музыкой и танцами, которые иногда ассоциируются с ритуалами. Некоторые группы, в том числе Are'are, известные своими ансамблями для свирели, входят в число членов SSEC, чья традиционная музыка больше не исполняется по религиозным причинам. Светские танцы похожи на широко распространенные образцы на Соломоновых островах, следуя образцам, полученным от трудовых бригад на плантациях, или движениям, изученным в кинотеатре в Хониаре. Священные танцы следуют строгим формальным образцам и привлекают скотоводов в группу. Некоторые танцы представляют собой традиционные занятия, такие как танец вторник, посвященный рыбной ловле, который изображает движение лодки и рыбы, а также птиц над головой.

Малаитанские ракушечные деньги, производимые в лагуне Лангаланга, являются традиционной валютой и использовались на всей территории Соломоновых островов до Бугенвиля. Деньги состоят из небольших полированных дисков с оболочкой, которые просверливаются и надеваются на струны. Его можно использовать для выкупа невесты, поминок и компенсации, а также для обычных целей в качестве денежного эквивалента. Его также носят как украшение и символ статуса. Стандартная единица, известная как тафулии, представляет собой несколько нитей длиной 1,5 м. Ранее деньги также производились на Макире и Гуадалканале. Он по-прежнему производится на Малаите, но многое передается по наследству от отца к сыну, а старые традиционные струны сейчас встречаются редко. Зубы морских свиней также используются в качестве денег, их часто вплетают в ремни.

Примечания

использованная литература

  • Роджер Кизинг, Религия Квайо: Живые и мертвые в обществе Соломоновых Островов. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1982.
  • Роджер М. Кизинг и Питер Коррис. Молния встречает западный ветер: Резня в Малаите. Мельбурн: Издательство Оксфордского университета, 1980.
  • Джанет Кент. Соломоновы острова. Гаррисберг, Пенсильвания: Stackpole Books, 1972.
  • Джеймс Пейдж, «Образование и аккультурация на Малаите: этнография внутриэтнического и межэтнического сходства». Журнал межкультурных исследований. 1988. № 15/16: 74-81; доступно в Интернете по адресу http://eprints.qut.edu.au/archive/00003566/.
  • Плес Блонг Юми: Соломоновы острова: последние четыре тысячи лет. Хониара: Южнотихоокеанский университет, 1989.
  • Гарольд М. Росс. Баегу: Социальная и экологическая организация Малаиты, Соломоновы Острова. Чикаго: Иллинойсский университет, 1973.

дальнейшее чтение

  • Гуппи, Генри Б. (1887) Соломоновы острова и их коренные жители. Лондон: Swan Sonnenschein, Lowrey amp; Co
Последняя правка сделана 2024-01-01 03:50:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте