« Справедливость как справедливость: Политический не Метафизические » является эссе на Джоне Ролза, опубликованное в 1985 году В ней он описывает свою концепцию справедливости. Он состоит из двух основных принципов из свободы и равенства ; второй подразделяется на справедливое равенство возможностей и принцип различия.
Ролз расставляет принципы по «лексическому приоритету», расставляя приоритеты в следующем порядке: принцип свободы, справедливое равенство возможностей и принцип различия. Этот порядок определяет приоритеты принципов, если они противоречат на практике. Однако эти принципы задуманы как единая всеобъемлющая концепция справедливости - «Справедливость как честность», а не функционируют индивидуально. Эти принципы всегда применяются, чтобы гарантировать, что «наименее обеспеченные» получают выгоду, а не обижают и не забывают.
Первоначально Ролз представил теорию в своей книге 1971 года «Теория справедливости», а затем расширил некоторые ее темы в своей более поздней книге « Политический либерализм».
Первый и самый важный принцип гласит, что каждый человек имеет равное право на основные свободы, Ролз утверждает, что «одни права и свободы более важны или« базовые », чем другие». Например, утверждает Сэмюэл Фриман, Ролз считает, что «личная собственность» - личные вещи, дом - составляет основную свободу, а абсолютное право на неограниченную частную собственность - нет. Как основные свободы, эти права неотчуждаемы: никакое правительство не может изменять, нарушать или лишать таких прав людей. Томас Мертенс говорит, что Роулз утверждает, что принципы общества справедливы, когда они выбираются представительными гражданами, помещенными в «справедливые» условия.
В «Теории справедливости» Ролз формулирует принцип свободы как наиболее обширную базовую свободу, совместимую с аналогичной свободой для других; Позже он внес поправки в это в « Политическом либерализме», заявив вместо этого, что «каждый человек имеет равные права на полностью адекватную схему равных основных прав и свобод».
Принцип равенства является составной частью Справедливости как справедливости, устанавливающей справедливость распределения. Ролз признает лексический приоритет принципа справедливого равенства возможностей над принципом различия: общество не может организовать неравенство, чтобы максимизировать долю наименее обеспеченных, не разрешая при этом доступ к определенным офисам или должностям.
Этот принцип утверждает, что «офисы и должности» должны быть открыты для любого человека, независимо от его или ее социального происхождения, этнической принадлежности или пола. Он сильнее «формального равенства возможностей» в том смысле, что Ролз утверждает, что человек должен не только иметь право на возможности, но и иметь эффективные равные шансы, как и другой человек с аналогичными природными способностями.
Принцип различия регулирует неравенство: он допускает только те неравенства, которые работают на пользу наиболее обездоленным. Это часто неверно истолковывают как экономику «просачивания вниз» ; Аргумент Ролза более точно выражается как система, в которой богатство «распространяется вверх». Гарантируя справедливую сделку для самых обездоленных слоев общества, Ролз компенсирует естественное неравенство (таланты, с которыми человек родился, например, способность к спорту).
Ролз оправдывает принцип различия на том основании, что, поскольку справедливое равенство возможностей имеет лексический приоритет, справедливый выбор из оптимальных по Парето сценариев, который может иметь место, будет приносить пользу худшему, а не лучшему.
Ключевым компонентом аргументации Ролза является его утверждение о том, что его Принципы справедливости будут выбраны сторонами, занимающими исходное положение. Это мысленный эксперимент, в котором стороны выбирают принципы, которые будут определять базовую структуру общества, в котором они будут жить. Этот выбор делается из-за завесы невежества, которая лишает участников информации об их конкретных характеристиках: его или ее этническая принадлежность, социальный статус, пол и, что особенно важно, их представление о благе. Это заставляет участников выбирать принципы беспристрастно и рационально.