Йозеф Иоганн Баптист Вельфль (фамилия иногда пишется в немецкой форме Wölfl) (24 декабря 1773 г. - 21 мая 1812 г.) был австрийским пианистом и композитором.
Вельфль родился в Зальцбурге, где изучал музыку у Леопольда Моцарта и Михаэля Гайдна.
Впервые он выступил на публике как солист на скрипке в возрасте семи лет. Переехав в Вену в 1790 году, он посетил Вольфганга Моцарта и, возможно, учился у него. Его первая опера, Der Höllenberg, появилась там в 1795 году.
Вельфль был очень высоким (более 6 футов) и с огромным размахом пальцев (его рука могла ударить тринадцатый, по словам его современника Вацлава Томашека ); своему широкому владению клавиатурой он обязан легкости исполнения, которую он использовал на хорошем счету, особенно в своих импровизированных выступлениях.
Хотя свои сонаты 1798 года он посвятил op. 6 до Бетховена, эти двое были соперниками. Однако Бетховен победил Вельфля в фортепианной «дуэли» в доме графа Вецлара в 1799 году, после чего местная популярность Вельфля пошла на убыль. Проведя 1801–1805 годы в Париже, Вельфль переехал в Лондон, где его первое концертное выступление состоялось 27 мая 1805 года. 12 марта 1806 года он опубликовал «Шесть английских песен», которые он посвятил английскому сопрано Джейн Бьянки.
В Англии он пользовался коммерческим, если не критическим успехом. В 1808 году он опубликовал свою Сонату, соч. 41, который из-за технической сложности он назвал Non Plus Ultra ; и, в ответ на этот вызов, соната Дуссека, первоначально называвшаяся Le Retour à Paris, была переиздана с названием Plus Ultra и ироническим посвящением Non Plus Ultra. Он также завершил к публикации незаконченную сонату Джорджа Пинто.
Вулфл умер на Грейт-Мэрилебон-стрит в Лондоне 21 мая 1812 года. Он похоронен на кладбище Сент-Мэрилебон.
Произведения Вельфля давно исчезли из концертного репертуара. Однако в 2003 году четыре его избранные фортепианные сонаты (соч. 25 и соч. 33) были записаны пианистом Джоном Накамацу (Harmonia Mundi CD № 907324). (Компакт-диск Adda 1988 года содержал три его опуса 28 сонат, сыгранных Лорой Колладан, которая также записала опус 6 сонат для Адеса в 1993 году и три сонаты opus 33 для лейбла Mandala в 1995 году.)
Джозеф Вулфль (Gravure de Meyer, 1811)В 2006 году немецкий пианист Йорк Кроненберг записал фортепианные концерты 1, 5 и 6 Вельфля в дополнение к части из фортепианного концерта 4. Фортепианные концерты очень напоминают более поздние фортепианные концерты Моцарта, который был пионером этого жанра; их можно отличить от произведений Моцарта по большему диапазону фортепиано, который был расширен вскоре после смерти Моцарта. С тех пор Наташа Велькович записала 2-й и 3-й фортепианные концерты и Концерт для камеры ми-бемоль мажор (1810) на CPO.
Также сейчас есть записи двух симфоний (Pratum Integrum Orchestra, 2008), трех струнных квартетов (Quatuor Mosaïques, 2012) и Большого дуэта для виолончели и фортепиано. Toccata Classics выпустила два компакт-диска с фортепианной музыкой (2017 и 2021).