Джо Ортон

редактировать
Английский драматург и писатель

Джо Ортон
Ортон в 1964 году Ортон в 1964 году
РодилсяДжон Кингсли Ортон. 1 января 1933. Лестер, Англия
Умер9 августа 1967 (1967-08-09) (34 года). Ислингтон, Лондон, Англия
Род занятийДраматург, автор
ПартнерКеннет Холливелл (1951–1967)

Джон Кингсли Ортон (1 января 1933 г. - 9 августа 1967 г.), известный под псевдонимом из Джо Ортон, был английским драматургом, писателем и ведущим дневников. Его общественная карьера - с 1964 года до его смерти в 1967 году - была короткой, но очень влиятельной. За это короткое время он шокировал, возмущал и забавлял публику своими скандальными чёрными комедиями. Прилагательное Ortonesque относится к произведению, характеризующемуся таким же мрачным, но арктическим цинизмом.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Преступления и наказания
  • 3 Драматург
    • 3.1 Прорыв
    • 3.2 Добыча
    • 3.3 Более поздние работы
  • 4 Убийство
  • 5 Биография и кино, радио, телевидение
  • 6 Наследие
  • 7 Пьесы
  • 8 Романы
  • 9 Ссылки
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки

Ранние годы

Ортон родился в родильном доме Causeway Lane, Лестер, в семье Уильяма А. Ортона и Элси М. Ортон (урожденная Бентли). Уильям работал садовником в муниципальном совете округа Лестер, а Элси работала в местной обувной промышленности, пока туберкулез не стоил ей легкого. Когда Джо было два года, они переехали с 261-авеню-роуд Extension в Clarendon Park, Leicester, на 9 Fayrhurst Road на Saffron Lane муниципальном имении. У него был младший брат Дуглас и две младшие сестры Мэрилин и Леони.

Ортон учился в начальной школе Марриот-Роуд, но провалил экзамен одиннадцать с лишним из-за длительных приступов астмы, и поэтому прошел секретарские курсы в колледже Кларка в Лестере из 1945–1947 гг. Он начал работать младшим клерком за 3 фунта стерлингов в неделю.

Ортон заинтересовался театральными постановками примерно в 1949 году и присоединился к ряду драматических обществ, включая Лестерское драматическое общество. Работая над любительскими постановками, он был полон решимости улучшить свою внешность и телосложение, покупал курсы бодибилдинга, брал уроки ораторского искусства. Он был принят на стипендию в Королевской академии драматического искусства (RADA) в ноябре 1950 года, и он уехал из Ист-Мидлендс в Лондон. Его вступление в RADA было отложено до мая 1951 года из-за аппендицита.

Ортон встретил Кеннета Холливелла в RADA в 1951 году и переехал в квартиру Вест-Хэмпстеда вместе с ним и двумя другими студентами. в июне того же года. Холливелл был на семь лет старше Ортона; они быстро установили прочные отношения и стали любовниками.

После окончания университета и Ортон, и Холливелл занялись региональным репертуаром: Ортон провел четыре месяца в Ипсвиче в качестве помощника режиссера; Холливелл в Лландидно, Уэльс. Оба вернулись в Лондон и начали вместе писать. Они сотрудничали в создании ряда неопубликованных романов (часто имитирующих Рональда Фирбанка ), но безуспешно для публикации. Отказ от их великой надежды, «Последние дни Содома», в 1957 году привел их к сольным произведениям. Ортон написал свой последний роман «Видение Гомбольда Провала» (посмертно опубликованный как «Голова к пальцам») в 1959 году. Позже он использовал эти рукописи в поисках идей; многие показывают проблески его стиля игры.

Уверенные в своей «особенности» Ортон и Холливелл отказывались работать в течение длительного времени. Они существовали на деньги Холливелла (и пособие по безработице) и были вынуждены вести аскетический образ жизни, чтобы ограничить свои расходы до 5 фунтов стерлингов в неделю. С 1957 по 1959 год они работали по шесть месяцев в Cadbury's, чтобы собрать деньги на новую квартиру; они переехали в небольшую, аскетичную квартиру по адресу 25 Noel Road в Islington в 1959 году.

Преступления и наказания

Отсутствие серьезной работы побудило их развлечься шутками и мистификации. Ортон создал вторую личность Эдну Велторп, пожилую театральную снобу, которую он позже воскресил, чтобы вызвать споры по поводу его пьес. Ортон выбрал это имя как намек на архетипическую любительницу игр Тетя Эдна Теренса Раттигана.

С января 1959 года Ортон и Холливелл начали тайком удалять книги из нескольких местных публичных библиотек и изменять обложку или аннотации перед тем, как вернуть их. Том стихов Джона Бетджемана был возвращен в библиотеку с новым суперобложкой с фотографией почти обнаженного, сильно татуированного мужчины средних лет. Пара украсила свою квартиру множеством принтов. Они были обнаружены и привлечены к ответственности в мае 1962 года. Они были признаны виновными по пяти пунктам обвинения в краже и умышленном повреждении, признали повреждение более 70 книг и были приговорены к тюремному заключению на шесть месяцев (освобождены в сентябре 1962 года) и оштрафованы на 262 фунта стерлингов. Инцидент был описан в Daily Mirror как «Горилла в розах», что проиллюстрировано измененным «Руководством по розам» Collins, написанным Бертрамом Парком.

Ортон и Холливелл сочли этот приговор чрезмерно суровым », потому что мы были педиками ". Тюрьма была важным этапом становления; изоляция от Холливелла позволила Ортону творчески освободиться от него; и он увидел то, что он считал коррупцией, придирчивостью и двойными стандартами якобы либеральной страны. Как выразился Ортон: «Это повлияло на мое отношение к обществу. До того, как я смутно осознавал, что где-то гниет, тюрьма кристаллизовала это. Старое общество шлюх действительно задирало свои юбки, и вонь была довольно мерзкой... Ник привнес отстраненность в мое письмо. Я больше не участвовал. И вдруг это сработало ". В книге рассказы о вандализме Ортона и Холливелла с тех пор стали ценной частью коллекции Ислингтонского краеведческого центра. Некоторые из них выставлены в Ислингтонском музее.

Коллекция обложек книг доступна в Интернете.

Драматург

Прорыв

Ортон начал писать пьесы в 1959 году с Фред и Мэдж; Посетители последовали два года спустя. В 1963 году BBC заплатила 65 фунтов стерлингов за радиоспектакль The Ruffian on the Stair, который транслировался 31 августа 1964 года. Он был существенно переписан для сцены в 1966 году.

Он закончил Развлечение мистера Слоана к моменту выхода в эфир «Руффиана». Он отправил копию театральному агенту Пегги Рамзи в декабре 1963 года. Премьера фильма состоялась 6 мая 1964 года в New Arts Theater в Вестминстере, продюсером Майклом Кодроном. Отзывы варьировались от похвалы до возмущения. The Times описала это как «заставляющее кровь закипать сильнее, чем любой другой британский спектакль за последние 10 лет».

Развлечение мистера Слоана потеряло деньги в трехнедельном показе, но критики хвалят его. от драматурга Теренс Раттиган, вложивший в него 3000 фунтов стерлингов, обеспечил его выживание. Спектакль был переведен в Wyndham's Theater в West End в конце июня и в Queen's Theater в октябре. Слоан занял первое место в опросе критиков Variety за лучшую новую пьесу, а Ортон занял второе место в номинации «Самый многообещающий драматург». В течение года Слоан был показан в Нью-Йорке, Испании, Израиле и Австралии, а также был снят фильм (после смерти Ортона) и телевизионный спектакль.

Добыча

Следующей работой Ортона была Лут. Первый черновик был написан с июня по октябрь 1964 года и назывался Funeral Games, название Ортон отказалось от предложения Холливелла, но позже было использовано повторно. Пьеса представляет собой безумную пародию на детективную литературу, добавляя самый черный фарс и бросая вызов устоявшимся представлениям о смерти, полиции, религии., и справедливость. Ортон предложил пьесу Кодрону в октябре 1964 года, и она претерпела радикальные изменения, прежде чем была признана подходящей для Вест-Энда.

Кодрон заставил Ортона встретиться со своим коллегой Кеннетом Уильямсом в августе 1964 года. Ортон переделал Лут с Уильямсом для Траскотта. Другим его вдохновением на роль был Сержант Гарольд Челленор.

С успехом Слоана, Лут был поспешен на пре-продакшн, несмотря на его недостатки. Репетиции начались в январе 1965 года с планами на шестинедельный тур, кульминацией которого станет дебют в Вест-Энде. Спектакль открылся 1 февраля в Кембридже и получил резкие отзывы.

Ортон, директор диспута Питер Вуд по сюжету, выпустил 133 страницы нового материала, чтобы заменить или добавить к оригинальным 90-м. Пьеса получила плохие отзывы в Брайтоне, Оксфорд, Борнмут, Манчестер и, наконец, Уимблдон в середине марта. Обескураженные, Ортон и Холливелл отправились в 80-дневный отпуск в Танжер, Марокко.

. В январе 1966 года Loot был возрожден, и Оскар Левенштейн принял вариант. До его постановки он имел небольшой тираж (11–23 апреля) в Университетском театре Манчестера. Растущий опыт Ортона позволил ему вырезать более 600 строк, повысив темп и улучшив взаимодействие персонажей.

Спектакль, поставленный Брэмом Мюрреем, получил более положительные отзывы. Левенштейн поместил лондонскую постановку в «своего рода театр Off-West End», Театр Жаннетты Кокрейн в Блумсбери под руководством Чарльза Маровица.

Ортона. с Маровицем, хотя дополнительные сокращения, на которые они согласились, еще больше улучшили игру. Этот спектакль впервые был поставлен в Лондоне 27 сентября 1966 года и вызвал восторженные отзывы. Рональд Брайден в The Observer утверждал, что он «занял нишу Ортона в английской драме». В ноябре Loot переехал в театр Criterion Theater, где провел 342 спектакля. На этот раз фильм получил несколько наград, и он продал права на фильм за 25 000 фунтов стерлингов. «Лут», когда он был показан на Бродвее в 1968 году, повторил провал Слоана, и киноверсия пьесы не имела успеха, когда появилась в 1970 году.

Более поздние работы

В течение следующих десяти месяцев, он редактировал The Ruffian on the Stair и The Erpingham Camp для сцены как дубль под названием Crimes of Passion, написал Funeral Games, сценарий Up Against It для Битлз и его последняя полнометражная пьеса, Что видел дворецкий.

Лагерь Эрпингем, версия Ортона Вакханки, написанная до середины 1965 года и предложенная Associated-Rediffusion в октябре того же года транслировался 27 июня 1966 года как «гордый» сегмент в их сериале «Семь смертных грехов». Добрый и верный слуга был переходной работой для Ортона. Одноактный телевизионный спектакль был закончен к июню 1964 года, но впервые транслировался Associated-Rediffusion 6 апреля 1967 года, представляя «веру» в сериале «Семь смертельных добродетелей».

Ортон переписывал «Похоронные игры» четыре раза с июля. по ноябрь 1966. Также предназначенный для Семи Смертельных Добродетелей, он имел дело с благотворительностью - христианской благотворительностью - в смешении супружеской неверности и убийства. Rediffusion не использовал пьесу; вместо этого он был сделан как одна из первых постановок новой компании ITV Yorkshire Television и посмертно транслировался в сериале Playhouse 26 августа 1968 года, через пять недель после адаптации мистера Слоана.

В марте 1967 года Ортон и Холливелл намеревались провести еще один продолжительный отпуск в Ливии, но через день они вернулись домой, потому что единственное место в отеле, которое они смогли найти, было лодкой, которая была преобразована в отель / ночной клуб..

Спорный фарс Ортона «Что видел дворецкий» дебютировал в Вест-Энде в 1969 году, более чем через 18 месяцев после его смерти. Он открылся в марте в Королевском театре с фильмами сэр Ральф Ричардсон, Корал Браун, Стэнли Бакстер и Хейворд Морс.

Убийство

9 августа 1967 года Кеннет Холливелл забил до смерти 34-летнего Ортона в их доме в Ислингтоне, Лондон, девятью ударами молотка по голове, а затем покончил с собой передозировкой Нембутал.

В 1970 году The Sunday Times сообщила, что за четыре дня до убийства Ортон сказал другу, что хочет прекратить отношения с Холливеллом, но не знает, как это сделать.

Врач Холливелла трижды разговаривал с ним по телефону в день убийства и договорился о его посещении психиатра на следующее утро. Последний звонок был в 10 часов, во время которого Холливелл сказал доктору: «Не волнуйтесь, мне уже лучше. Я пойду к врачу завтра утром».

Холливелл чувствовал все большую угрозу и изоляцию от успеха Ортона и стал полагаться на антидепрессанты и барбитураты. Тела были обнаружены на следующее утро, когда приехал шофер, чтобы отвезти Ортона на встречу с режиссером Ричардом Лестером, чтобы обсудить варианты съемок в Up Against It. Холливелл оставил предсмертную записку: «Если вы прочитаете его дневник, все будет объяснено. KH PS: Особенно последняя часть». Предполагается, что это отсылка к описанию Ортоном его распущенности ; дневник содержит многочисленные случаи дачи в общественных туалетах и ​​других случайных сексуальных контактов, в том числе с арендодателями, отдыхающими в Северной Африке. С тех пор дневники были опубликованы.

Ортон был кремирован в крематории Голдерс-Грин, его гроб, обтянутый бордовой тканью, был доставлен в западную часовню для записи Песня Битлз «День из жизни ». Гарольд Пинтер прочел панегирик, завершив его словами «Он был чертовски чудесным писателем». Согласно мемуарам Денниса Дьюснапа «Что с этим делать секс» (The Syden Press, 2004), Ортон и Холливелл смешали прах и были похоронены вместе. Дьюснэп пишет об агенте Ортона Пегги Рамзи : «... При рассыпании праха Джо и Кеннета его сестра взяла горсть из обеих урн и сказала:« Немного Джо и немного Кеннет. Я думаю, что немного больше о нашем Джо, а затем еще немного о Кеннете ». На что Пегги огрызнулась: «Давай, дорогая, это всего лишь жест, а не рецепт». Она описала родственников Ортона как просто «человечков из Лестера», оставив от их имени холодную невзрачную записку и букет на похоронах..

Прах Ортона находится в секции 3-C Сада памяти в Голдерс-Грин. Мемориала нет.

Биография и фильм, радио, телевидение

Биография Джона Лара Ортона, озаглавленная Prick Up Your Ears (титул, который считал сам Ортон using), был опубликован в 1978 году. На основе дневников Ортона и исследования Лара была выпущена одноименная экранизация 1987 года. Режиссер Стивен Фрирз, в нем Гэри Олдман в роли Ортона, Альфред Молина в роли Холливелла и Ванесса Редгрейв в роли Пегги Рамзи. Алан Беннетт написал сценарий.

Карлос Бе написал пьесу о последних днях Ортона и Холливелла, «Ноэль Роуд 25: такой гений, как мы», впервые поставленную в 2001 году. Премьера в Нью-Йорке состоялась в 2012 году, спродюсированная Repertorio Español.

Джо Ортона сыграл актер Кенни Даути в фильме BBC Кеннет Уильямс: Фантабулоза! 2006 года с Майклом Шином в роли Кеннета Уильямса.

Мемуары Леони Ортон Барнетт «У меня было это во мне» были опубликованы в 2016 году и содержат новую информацию о жизни ее брата, выросшего в Лестере.

В 2017 году режиссер Крис Шеперд снял анимационный короткометражный фильм, вдохновленный письмами Ортона Эдны Велторп «С уважением, Эдна Велторп (миссис)» с Элисон Стедман в роли Эдны

Известно, что уцелели две архивные записи Ортона: короткое радиоинтервью BBC, впервые переданное в августе 1967 года, и Видеозапись его появления на Имонн Эндрюс 'ITV чат-шоу передана 2, хранимая Британским институтом кино 3 апреля 1967 г.

Наследие

Пешеходная зона перед театром Curve в Лестере была переименована в Ортон-сквер.

В июле 2019 г. Эмма Паркер, профессор Университета Лестера и эксперт Ортона, начала кампанию по установке его статуи в Лестере, городе, где он родился. Кампания получила поддержку ряда известных актеров, включая Шейлу Хэнкок, Кеннета Крэнхэма и Алека Болдуина.

Пьесы

Романы

  • С головы до ног (опубликовано в 1971 году)
  • Между нами, девушки (опубликовано в 2001 г.)
  • Лорд Огурец и парикмахер-мальчик (написано в соавторстве с Холливеллом) (опубликовано в 1999 г.)

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 11:17:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте