Еврейско-польская история (1989 – настоящее время)

редактировать
Аспект еврейской истории

С концом коммунизма в Польше еврейская культурная, социальная и религиозная жизнь переживает возрождение. Многие исторические вопросы, связанные с Холокостом и долгим периодом советского господства в стране, подавляемого коммунистической цензурой, были переоценены и публично обсуждались, что привело к улучшению понимание и видимое улучшение польско-еврейских отношений.

Содержание
  • 1 Современные еврейско-польские события
    • 1.1 Поминовение
    • 1.2 Марш живых
    • 1.3 Польские и еврейские взгляды друг на друга
  • 2 См. Также
  • 3 Примечания и ссылки
Еврейско-польские текущие события

В 1989 году режим, поддерживаемый Советским Союзом, печально известный своими политическими репрессиями, рухнул, обнажив тем самым раскол между польской и еврейской общинами, вызванный воспоминаниями о Второй мировой войне и 1944–1989 годы - период продолжительных нарушений прав человека, совершаемых польским правительством против собственного народа. С тех пор история польских евреев ХХ века получила широкую популяризацию, включая обстоятельства, связанные с резней в Едвабне, резней в Конюхах, польско-еврейским военным временем, а также послевоенные отношения в целом, сталинский террор и события марта 1968 года. Были опровергнуты многие негативные стереотипы, возникшие в литературе времен "холодной войны" по этому вопросу. Спасение евреев поляками во время Холокоста, подавленное советским режимом в попытке дискредитировать польские движения сопротивления как реакционные, также было подтверждено.

В 1993 году Союз еврейских религиозных общин в Польше (ZGWŻ) был создан с целью организации религиозной и культурной жизни членов еврейских общин в Польше. Он помогает потомкам выживших в Холокосте в различных юридических вопросах (как общественных, так и личных), например, в процессе восстановления и реставрации собственности, когда-то принадлежавшей еврейке Кехилла (קהלה) и национализирован в коммунистической Польше. Еврейской религиозной практике также была оказана финансовая помощь с помощью грантов Фонда Рональда Лаудера. Польская еврейская община постоянно нанимает двух раввинов, управляет сетью еврейских школ и летних лагерей, а также поддерживает несколько еврейских периодических изданий и книжных серий.

Академические еврейские программы были созданы в Варшавский университет и Ягеллонский университет в Кракове. Краков стал домом для Фонда иудаики, который спонсировал широкий спектр культурных и образовательных программ на еврейскую тематику для преимущественно польской аудитории.

Польша была первой страной коммунистического блока, которая снова признала Израиль в 1986 году и полностью восстановила отношения в 1990 году. Государственные отношения между Польшей и Израилем неуклонно улучшаются, что привело к взаимным визитам президентов и министры иностранных дел. Правительство Польши профинансирует строительство Музея истории польских евреев в Варшаве.

День памяти

В сентябре 2000 года высокопоставленные лица из Польши, Израиля, США и другие страны (включая принца Иордании Хасана ) собрались в городе Освенцим (местонахождение концлагеря Освенцим ) в ознаменование открытия отремонтированной синагоги Chevra Lomdei Mishnayot и еврейского центра Освенцима. Синагога, единственная синагога в Освенциме, пережившая Вторую мировую войну, и прилегающий к ней еврейский культурный и образовательный центр предоставляют посетителям место для молитвы и знакомства с действующей до Второй мировой войны еврейской общиной, существовавшей в Освенциме. Синагога была первой общинной собственностью в стране, которая была возвращена еврейской общине в соответствии с законом 1997 года, разрешающим реституцию еврейской общинной собственности.

Марш живых

В апреле 2001 г., во время 13-го Марша живых из Освенцима в Биркенау в честь жертв Холокоста, несколько Сотни местных жителей присоединились к 2000 демонстрантам из Израиля и других стран. В мероприятии приняли участие правительственные чиновники, в том числе депутаты парламента, губернатор провинции, мэр Освенцима и председатель городского совета. В марше также приняли участие школьники, бойскауты, Общество польско-израильской дружбы и Польский союз еврейских студентов (PUSZ). В мае 2001 года несколько сотен студентов со всего мира прошли маршем памяти и надежды по городу.

В апреле 2002 года, во время 14-го Марша живых [1] из Освенцима в Биркенау в честь жертв Холокоста, несколько сотен граждан присоединились к 1500 демонстрантам из Израиля и других стран.

Взгляды поляков и евреев друг на друга

В опросе 2005 г., проведенном по заказу Антидиффамационной лиги из Нью-Йорка в 12 странах Европы, в котором задавался вопрос об избирательных стереотипах среди 500 звонящих каждого из них, польские респонденты в среднем набрали 52% на вопрос №1, 43% на вопрос №2, 43% на вопросе №3, 52% на вопросе №4 и 39% на вопросе №5 (самый высокий), спросивших, несут ли евреи ответственность за смерть Христос », с самым низким процентом верующих, что действия Израиля были ответственны за насилие против европейских евреев (21% на вопрос № 7) среди всех 12 опрошенных стран. Согласно польскому опросу, проведенному в 2005 году институтом CBOS (объект критических оценок самих СМИ), в ходе которого поляков попросили оценить свое отношение к 32 национальностям, представляющим различные европейские и неевропейские страны, 45% заявили, что испытывают антипатию к евреям (неуклонно снижается), 18% - сочувствие (колеблется на 10 процентных пунктов ежегодно; в 1997 году это было 28%), в то время как 29% считали беспристрастными и 8% затруднялись с ответом. Опрошенным предлагалось выразить свои чувства по шкале от –3 (сильная антипатия) до +3 (сильная симпатия). Средний балл за отношение к евреям в тот год составлял -0,67. В исследовании CBOS 2010 года антипатия снизилась до 27%, а симпатия выросла до 31% (по сравнению с 34% в 2008 году). В то время средний балл за отношение составлял +0,05.

Главный раввин Польши Михаэль Шудрих сказал в интервью BBC : «Это... ложный и болезненный стереотип, что все поляки являются антисемитами. Это то, что я хочу четко заявить: это ложный стереотип. Сегодня в Польше, как, к сожалению, и в остальной Европе, существует антисемитизм; он более или менее на том же уровне, что и в остальной Европе. Более важно то, что у вас растет число поляков, выступающих против антисемитизма ».

Согласно Алине Цала, в 1968 году фракция Мочаритов переместила еврейских жертв Холокоста с помощью их преследователи, обвиняющие евреев в поддержке нацистов. Хотя через год эта фракция была подавлена ​​и распущена, никаких попыток борьбы с антисемитизмом предпринято не было, и эта пропаганда оказала долгосрочное влияние на польское общество. Чала видит современный антисемитизм в Польше как смесь довоенной антикоммунистической пропаганды, дополненной пропагандой мочаритов, коммунистические корни которой очевидны. По словам Чалы, с 2007 года антисемитизм в Польше снижается, хотя все еще очевиден в польском дискурсе.

Согласно отчету ADL, выпущенному в 2012 году, на основе телефонного опроса 500 взрослых в Польше (из общего числа число 5 000 взрослых, опрошенных Ipsos-Reid в 10 странах Европы), 54% поляков по-прежнему верят в некоторые антисемитские стереотипы. Это процентное соотношение ниже, чем в аналогичном опросе, проведенном в 2009 году. Например, по вопросу о том, «обладают ли евреи слишком большой властью в деловом мире», опрошенные поляки заняли третье место после Венгрии (73%) и Испании (60%). %). На другой вопрос, касающийся лояльности своих еврейских граждан, опрошенные поляки ответили наравне с итальянцами - 61% (в целом более половины всех европейских респондентов дали такой же ответ). Более позднее исследование, проведенное в Польше и опубликованное в 2013 году, показало, что более 64,4% населения согласны с фразами, выражающими веру в еврейский заговор (евреи хотели бы контролировать международное финансовое учреждение; евреи часто скрываются, чтобы обсудить свои планы и т. Д. Более того, исследование показало, что люди, которые считали евреев коллективно организованной группой, стремящейся к господству в мире, были теми, кто наиболее решительно выступал против прав евреев покупать землю, открывать предприятия или восстанавливать утраченную собственность. Люди, придерживающиеся таких убеждений, также не желают голосовать за политического кандидата еврейского происхождения или принимать еврея в своем ближайшем окружении. Результаты исследования были представлены в польский сейм (парламент) в январе 2014 года и были хорошо приняты большинством его членов. К концу 2014 года исследование, проведенное Центром исследований предрассудков Варшавского университета, показало, что более половины польской молодежи посещают антисемитские сайты, прославляющие Гитлера и нацистскую эпоху. Также было обнаружено, что некоторые польские участники соглашались с антисемитскими фразами. Результаты исследования были представлены в парламент Польши.

В июле 2013 года в соответствии с кампаниями активистов за права животных и директивой Совета Европы от 24 сентября 2009 г. Правительство приняло закон о защите животных, который запретил кошерный убой. Это было осуждено еврейскими группами в Польше и во всем мире. Польша - второе государство-член Европейского Союза, принявшее соответствующий закон, после Швеции. В парламентском голосовании, хотя 178 членов проголосовали за повторное узаконивание ритуальной бойни, 222 члена выступили против этого. Новый закон вызывает опасения у некоторых польских мясоперерабатывающих предприятий. Шечита ритуал требует перерезать горло животному без оглушения. Согласно FAWC, у крупного рогатого скота может пройти до двух минут, чтобы истечь кровью.

Исследование, опубликованное Pew Research Center в июне 2015 года, показало, что из шести По исследованию европейских стран, Польша имеет самое неблагоприятное мнение о евреях. В то время как 78% европейцев положительно относятся к евреям, только 59% участников в Польше положительно относятся к евреям, а 28% придерживаются отрицательного мнения. По мнению авторов, эти результаты не показывают значительных изменений по сравнению с предыдущими исследованиями.

Новая ссора между Польшей и Израилем в феврале 2019 года возникла после комментариев премьер-министра Нетаньяху о предполагаемом сотрудничестве Польши с оккупационным нацистским режимом в Холокост во время Второй мировой войны, в результате которого премьер-министр Польши Моравецкий отменил свой визит на саммит в Израиле. Впоследствии Нетаньяху опубликовал разъяснение, которое в глазах польских властей все еще представляло собой грубую клевету.

См. Также
Примечания и ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 09:16:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте