История евреев в Польше до 18 века

редактировать

История евреев в Польше до 18 века охватывает период еврейско-польской истории от ее истоков, примерно до политических и социально-экономических обстоятельств, приведенных к расчленению Речи Посполитой во второй половине 18 века соседние империи (см. Также: Разделы Польши ).

Содержание
  • 1 Ранний период: 966–1385
    • 1.1 Общая хартия еврейских свободных
    • 1.2 Процветание в объединенной Польше: 1320–1385
  • 2 Эпоха Ягеллонов: 1385–1572
    • 2.1 Гонения 1385 –1492 гг.
    • 2.2 Приток евреев, спасшихся от преследований: 1492–1548 гг.
    • 2.3 Золотой век при Сигизмунде и Сигусмунде II
  • 3 Речь Посполитая: 1572–1795
    • 3.1 Еврейское образование и культура в период раннего Речи Посполитой
    • 3.2 Начало упадка
    • 3.3 Казачье восстание
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
Ранний период: 966–1385

Первые евреи территории на территории современной Польши в 10 веке. Путешествуя по торговым путям, ведущим на восток в Киев и Бухару, еврейские купцы (в том числе радханитов ) также пересекали территорию Силезии. Один из них, дипломат и торговец из мавританского городка Тортоса в Аль-Андалусе, известный под своим арабским именем Ибрагим ибн Якуб летописцем, который начал князь Польское государство призе Мешко I. Первое фактическое упоминание евреев в польских летописях относится к XI веку. Судя по всему, евреи тогда жили в Гнезно, в то время столице Польского королевства династии Пястов. Некоторые из них были богаты и имели христианских крепостных в соответствии с феодальной системой того времени. Первая обширная еврейская эмиграция из Западной Европы в Польшу произошла во время Первого крестового похода (1098 г.). Первая обширная еврейская община регистрируется в 1085 году еврейским ученым из города . При Болеславе III Польши (1102–1139) евреи, воодушевленные терпимым режимом этого правителя, расселились по всей Польше, в том числе через границу на литовскую территорию вплоть до Киева.. Болеслав, со своей стороны, признал пользу евреев в развитии коммерческих интересов своей страны. Князь Краковский, Мешко III Старый (1173–1202), в своем стремлении установить закон и порядок в своих владениях, запретить всякое насилие против евреев, особенно нападения на них. непослушными учениками. Мальчики, виновные в таких нарушениях, были вынуждены заплатить столь же большие штрафы, как и штрафы за кощунственные действия.

Монеты, обнаруженные в 1872 году в польской деревне Медведь. Надписи на иврите, предполагающие, что евреи отвечали за чеканку монет в Великой и Малой Польше в XII веке. На этих монетах есть эмблемы с надписями разных знаков; в некоторых примерах указывается только имя царя или князя, например, «князь Мешко», а в других добавляется фамилия, как «Мешек Благословенный» или «Справедливый». Более того, на некоторых монетах есть надписи, не имеющие прямого отношения к Польше, правящим князьям или даже к самой монете, но относящиеся к событиям чисто еврейского характера, например, «Радуйтесь, Авраам., Исаак и Иаков ";« Авраам Дачс и Авраам Печ (некоторые ученые, в том числе и Авраам Фиркович, отождествили, вероятно, ошибочно, «Печ» с хазарским титулом бек ) ». Подобные монеты были обнаружены в другом месте ранее годами ранее; Их истинная природа раскрыта только с обнаружением сокровищ Гленбока. Все надписи на монетах XII века на иврите; и они достаточно доказывают, что в то время, о котором идет речь, евреи уже заняли доверие и известность.

Раннесредневековые польские монеты с надписями на иврите

«Еврейские чеканщики, - говорит Бершадский, - могли быть людьми, которые приезжали в страну изредка и с особой целью». Но среди немногих документов, датируемых второй половиной XIII века, есть грамота, выданная преемником Болеслава Кали шского, подтверждающая предыдущее предоставление распорядий, которому еврею Рупину, сыну Йошки, разрешается своим наследством., холм («Монтем»), расположенный недалеко от границы его имения. Трудно предположить, что приобретение недвижимости, ее передача по наследству и дальнейшая уступка «еврейским старейшинам Калиша и всей их общине» были разрешены на основании хартии предоставленных привилегий. Болеславом из Калиша еврейским иммигрантам, поскольку в уставе не регистрируется ни еврейская община, ни право евреев приобретать земельную собственность. «Факты», - говорит Бершадский, - «явными свидетельствами Пшемысла II, доказывают, что евреи были древними жителями Польши, и что устав Болеслава Калиша почти устно предоставлен с привилегий Оттокара.

В начале 13 века евреи владели землями в польской получили одобрение государства в 13 веке, что еще в 13 веке существовало несколько еврейских общин, важнейшей из общин Калишской.>Силезии, Великой Польше и Куявии, включая село. Также были созданы еврейские общины в Вроцлав, Свидница, <138.>Глогув, Львовек, Плоцк, Калиш, Щецин, Гданьск и Гнезно. Кроме того, самый ранний известный артефакт еврейского поселения на польской земле - это надгробие некоего Давид. а бен Сар Шалома, найденное во Вроцлаве и датированное 25 авг. 4963, то есть 4 августа 1203 г.

Из различных источников, которые в это время процветают, пользуются спокойным миром и процветанием многих княжеств. В интересах правящих князья предоставили еврейским поселенцам защиту и особые привилегии. С приходом монголов на территории Польши (1241 г.) евреи вместе с другими жителями сильно пострадали. Краков был разграблен и сожжен, другие города были разрушены, многие другие города были взяты в плен. Когда волна вторжения отступила, евреи вернулись в свои старые дома и занятия. Они сформировали средний класс в стране, где основная часть населения состояла из помещиков (развивавшихся в шляхту, уникального польского дворянства) и крестьян, и они сыграли важную роль в продвижении коммерческих интересов земля. Ссуды и выращивание различных государственных доходов, например, от соляных шахт, таможни и т. Д., Были их важнейшими занятиями. Коренное население не прониклось религиозной нетерпимостью Европы и евреев в мире.

Общая хартия еврейских свобод

Ситуация терпимости была постепенно изменена Римско-католической церковью с одной стороны, и соседней немецкой заявляет с другой. Эмиссары римских понтификов прибыли в Польшу в соответствии с твердой политикой; и в своих усилиях по усилению влияния католической церкви они распространяли учения, проникнутые нетерпимостью, по отношению к последователям иудаизма. В то же время Польский Болеслав V (1228–1279) Воспл приток немецких колонистов. Он предоставил им Магдебургские права и установил их в городах, внес в них элемент, который принес с собой глубоко укоренившиеся предубеждения против евреев.

Некоторые среди правящих защитников еврейского населения, которые считали последние желательные точки зрения экономического развития страны. Видным среди таких правителей был Болеслав Благочестивый, Калиш, князь Великой Польши. С согласия представителей сословия и высших должностных лиц в 1264 году он издал Всеобщую хартию еврейских свобод, Статут Калиша, в котором четко определлось положение его еврейских году. Хартия подробно описывала все стороны еврейской жизни, особенно евреев к своим христианским соседям. Руководящим принципом во всех его положениях была справедливость, национальные, расовые и религиозные мотивы полностью исключались. Он предоставил всем свободу вероисповедания, торговли и путешествий. Кроме того, все евреи под сюзеренитетом герцога находились под защитой воеводы, а убийство еврея каралось смертью и конфискацией всего имущества семьи убийц.

Но в то время как светские власти пытались регулировать отношения евреев со страной в целом в соответствии с ее экономическими потребностями, духовенство, вдохновленные попытки Римско-католической церкви, чтобы Утвердить свое универсальное превосходство, использовать свое влияние для отделения презираемых "раздел ". В 1266 г. в Вроцлаве состоялся Вселенский собор под председательством папского нунция. Собор внес в церковный устав Польши ряд параграфов, направленных против евреев.

Евреям было приказано, как можно быстрее избавиться от принадлежащей им недвижимости в христианских кварталах; они не должны появляться на улицах во время церковных шествий; им разрешалось только одну синагогу в любом городе; и они были обязаны носить специальные чепцы, чтобы отличать их от христиан. Последним было запрещено покупать продукты, опасаясь отравления. Кроме того, совет подтвердил правила, согласно которым евреям не разрешалось содержать христианских служителей, брать в аренду налоги или таможенные сборы или занимать какие-либо государственные должности. На состоявшемся 1279 году были предписаны ношение красного значка.

Процветание в объединенной Польше: 1320–1385 гг.

Хотя католическое духовало продолжало сеять религиозную ненависть, современные правители не были принимать законы церкви, и евреи Польши долгое время имели право. Владислав I Локтевый, взошедший на польский престол в 1320 году, стремился утвердиться на всей земле. Общими законами он обеспечил евреям безопасность и свободу и поставил их наравне с христианами. Они одевались, как христиане, в одежде, подобной одежде знати, и, как и последние, также носили золотые цепи и мечи. Царь также разработал законы о ссуде денег христианам.

Казимир III Великий хорошо относился к евреям Польши и был известен как король крепостных и евреев.

В 1334 году Казимир III Великий (1303–1370) усилитель и расширил старую хартию Болеслава Статутом Вислицкого. Казимир был особенно дружелюбен к евреям, и его правление считается эпохой большого процветания для польских евреев. Его улучшенная хартия была даже более благоприятная для евреев, чем хартия Болеслава, поскольку она защищала некоторые из их гражданских прав в дополнение к их коммерческим привилегиям. Этот дальновидный правитель стремился использовать городское и сельское население для сдерживания растущей власти аристократии. Он рассматривал евреев не просто как ассоциацию ростовщиков. За свои попытки поднять народные массы, в том числе евреев, современники прозвали Казимира «королем крепостных и евреев».

Тем не менее, хотя на протяжении большей части правления Казимира Польши наслаждались спокойствием, к его концу они подверглись преследованиям из-за Черной смерти. Резня произошла в Калише, Кракове, Глогуве и других польских городов вдоль границы с Германией, и по оценкам, было убито 10 000 евреев. Однако по сравнению с безжалостным уничтожением их единоверцев в Европе, польские евреи жили неплохо; и еврейские массы Германии бежали в более гостеприимные земли Польши, где интересы мирян еще оставались более сильными, чем интересы церкви.

Но при преемнике Казимира, Людовике I Венгерском (1370–1384), жалоба стала всеобщей, что «правосудие исчезло из страны». Была предпринята попытка лишить евреев защиты закона. Руководствуясь в основном религиозными мотивами, Людовик преследовал их и угрожал изгнать тех, кто отказался принять христианство. Однако его короткого правления было недостаточно, чтобы свести на нет благотворную работу его предшественника; и только во время долгого правления Великого князя Литовского и короля Польши Владислава II (1386–1434) влияние Церкви в гражданские и национальные дела усилились, и гражданское положение евреев постепенно стало менее благоприятным. Тем не менее, в начале правления Владислава евреи по-прежнему пользовались широкой защитой закона.

Эпоха Ягеллонов: 1385–1572 гг.

Гонения 1385–1492 гг.

В результате брака Владислава II Ягелло с Ядвига, дочь Людовика I Венгерского, Литва объединилась с Королевством Польским. При его совершении начались первые массовые преследования евреев в Польше, и король не предпринял никаких действий, чтобы остановить эти события. Говорили, что евреи Познани побудили бедную христианку украсть у доминиканского ордена «трех воинств», которые они «осквернили», и что евреи бросили их в канаву, после чего произошли различные «чудеса». Узнав об этом предполагаемом «осквернении», епископ Познанский приказал евреям ответить на обвинения. Женщина обвинила раввина Познани в краже хозяев, и тринадцать старейшин еврейской стали жертвами суеверного гнева народа. После длительных пыток на стойке все они были сожжены на костре. Кроме того, на евреев, Познани был наложен постоянный штраф, который ежегодно должен платить доминиканцам. Этот штраф строго собирался до 18 века. Преследование евреев было вызвано не только религиозными мотивами, но и экономическими причинами, поскольку евреи получили контроль над некоторыми отраслевыми торговцами, и бюргеры, завидуя их успеху, стремились избавиться от них. так или иначе их неугодных конкурентов.

Те же мотивы были ответственны за бунт Кракова, спровоцированный фанатичным священником в 1407 году. Первый бунт был подавленскими магистратами; но через несколько часов его возобновили. Было уничтожено огромное количество собственности; было убито много евреев; и их дети крестились. Чтобы спасти свою жизнь, ряд евреев приняли христианство. Реформаторское движение Чехии гуситов усилило религиозный фанатизм; и последовавшие реакционные меры распространились на Польшу. Влиятельный польский архиепископ после своего возвращения из (1420 г.), которым он руководил, убедил польское духовенство подтвердить все антиеврейские законы, принятые на соборах Вроцлава и Офена, которые до этого редко проводились. В дополнение к своей предыдущей инвалидности, евреи теперь вынуждены платить налог в пользу церквей на территориях, где они проживают, но «проживают только христиане».

В 1423 году король Владислав II издал указ, запрещающий евреям давать ссуды на банкноты. В его правление, как и в правление его преемника Владислава III, древние привилегии евреев были почти забыты. Евреи тщетно обращались к Владиславу II за подтверждением их старых уставов. Духовенство успешно выступило против возобновления этого сообщения на том основании, что онипротиворечат каноническим правилам. Для этого даже распространился слух о том, что хартия, которая утверждена, была подделкой, поскольку католический правитель никогда не предоставил бы полные гражданские права «неверующим».

Казимир IV Ягеллонский подтвердил и расширил еврейские хартии во второй половине 15 века

Козни духовенства были остановлены Казимиром IV Ягеллонским (1447–1492). Он с готовностью продлил хартию, подаренный евреям Казимиром Великим, который был уничтожен во время пожара, опустошившего Познань в 1447 году. Еврейской организации из общин Познани, Калиш, Серадз, Ленчица, Брест и Владиславов, которые обратились к нему с просьбой о продлении срока действия хартии, он сказал в своем новом гранте: «Мы желаем, чтобы евреи защищали особенно ради наших интересов и интересов королевской казны, чувствуем себя во время нашего процветающего правления». В подтверждение всех прежних прав и привилегий евреев: свобода проживания и торговли; судебная и коммунальная автономия; неприкосновенность личности и собственности; и защита от произвольных обвинений и атак; Устав Казимира IV был решительным протестом против канонических законов, которые были недавно обновлены для Польши Собором Калиша, а для всего католического мира -. Более того, хартия разрешала большее взаимодействие между евреями и христианами и освобождала первых от юрисдикции церковных судов. Сильную оппозицию создавало либеральное отношение короля к евреям, которое выражалось лидерами клерикальной партии.

Неоднократные призывы духовенства и поражение польских войск от тевтонских рыцарей, которое духовенство открыто приписывало «гневу божьему» из-за пренебрежения Казимиром интересов Церковь и его дружеское отношение к евреям, наконец, побудили короля согласиться с предъявленными требованиями. В 1454 г. был издан Статут Нешавы, который предоставил шляхте множество привилегий и включал отмену древних привилегий евреев, «противоречащих божественному праву и законам страны.. " Торжество клерикальных сил вскоре почувствовали еврейские жители. Во многих польских городах население поощрялось нападать на них; евреи Кракова снова пострадали больше всех. Весной 1464 г. еврейские кварталы города были опустошены толпой, состоящей из монахов, студентов, крестьян и мелкой знати, которые тогда организовали новый крестовый поход против турок. Было убито более тридцати евреев и разрушено много домов. Подобные беспорядки произошли в Познани и других местах, несмотря на то, что Казимир оштрафовал краковские магистраты за непринятие строгих мер для подавления предыдущих беспорядков.

Наплыв евреев, спасающихся от преследований: 1492–1548 гг.

Политика правительства в отношении евреев Польши не была более терпимой при сыновьях и преемниках Казимира, Иоанне I Альберте (1492–1501) и Александр Ягеллонский (1501–1506). Иоанну I Альберту часто приходилось решать местные споры между еврейскими и христианскими купцами. Таким образом, в 1 493 году он скорректировал противоречивые требования еврейских купцов и бюргеров Львова относительно права свободно торговать в пределах города. Однако в целом он не был дружелюбен к евреям. То же самое можно сказать и об Александре Ягеллонском, который изгнал евреев из Великого княжества Литовского в 1495 году. В определенной степени на него, несомненно, повлияло изгнание евреев из Испании (1492). (указ Альгамбры ), который также был ответственен за усиление преследований евреев в Австрии, Богемии и Германии, и тем самым стимулировал еврейскую эмиграцию в сравнительно более терпимая Польша. По разным причинам Александр разрешил возвращение евреев в 1503 году, и в период, непосредственно предшествующий Реформации, число евреев в Польше быстро росло из-за антиеврейской агитации в Германии. Действительно, Польша стала признанным убежищем для изгнанников из Западной Европы; и в результате вступление в ряды польского еврейства сделало его культурным и духовным центром еврейского народа. Это, как предполагал еврейский историк Дубнов, стало возможным благодаря следующим условиям:

Еврейское население Польши в то время было больше, чем население любой другой страны. Европейская страна; евреи пользовались обширной общинной автономией, основанной на особых привилегиях; в своей экономической жизни они не ограничивались чисто второстепенными занятиями, как их западные единоверцы; они занимались не только мелкой торговлей и ссудой, но вели также важную экспортную торговлю, сдавали в аренду государственные доходы и большие поместья, а также занимались ремеслами и, в определенной степени, сельским хозяйством ; в вопросе проживания они не ограничивались гетто, как их немецкие собратья. Все эти условия способствовали развитию в Польше независимой еврейской цивилизации. Благодаря своей социальной и судебной автономии,
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте