История евреев в Польше XVIII века

редактировать
Аспект еврейской истории

XVIII век для евреев Польши был бурным период политических волнений в Речи Посполитой привел к изменениям в обращении и поведении евреев, проживающих на его территории. Восхождение на польский престол династии Веттинов, а также трудности правительства с получением налогов привели к ослаблению прежней политики религиозной терпимости в Польше и разделы Польши во второй половине века привели к повсеместному насилию, поскольку власть правительства пошатнулась, а различные региональные державы и сепаратистские движения боролись за контроль над территорией.

Что касается религиозной и духовной практики, в 18 веке развился хасидский иудаизм. Основываясь на учении Баал Шем Това и опираясь на традиции Каббалы, хасидский иудаизм подчеркивал эмоции и религиозный экстаз по сравнению с академическим догматизмом, который возник раньше. определить ортодоксальный иудаизм в Восточной Европе. В этот период еврейская община Польши также испытала на себе конец саббатианства в виде последователей Якоба Франка, которые утверждали, что являются преемниками Sabbatai Zevi.

Содержание
  • 1 Присоединение к династии Веттинов
  • 2 Возвышение хасидизма
  • 3 Первый раздел
  • 4 Второй и третий разделы
  • 5 См. Также
Присоединение династия Веттинов

С вступлением на престол саксонской династии евреи полностью потеряли поддержку правительства. Хотя Август II Сильный (1697–1733) и Август III Веттин (1733–1763) официально подтвердили при своей коронации еврейские хартии, таких официальных заявлений было недостаточно, чтобы охранять и без того ограниченные права евреев против враждебных элементов из-за беспорядков, царящих в королевстве. Правительство беспокоилось только о взыскании с кагалов налогов, которые постоянно увеличивались, несмотря на то, что евреи еще не оправились от разрушительных событий восстания казаков и шведского нашествия. Бедственное положение евреев усугублялось тем фактом, что сейм, состоящий из знати и католического духовенства, блокировал все попытки взимать налоги с знати или духовенства, поэтому налогом облагались только горожане и евреи.

шляхта и горожане становились все более враждебными к евреям, поскольку религиозная терпимость, которая доминировала в менталитете предыдущих поколений граждан Содружества, постепенно забывалась. В своей нетерпимости граждане Содружества теперь приблизились к «стандартам», которые преобладали в большинстве современных европейских стран, и многие евреи чувствовали себя преданными страной, которую они когда-то считали своей гаванью. В больших городах, таких как Познань и Краков, ссоры между христианами и евреями были обычным явлением, и они принимали очень жестокий характер. Изначально по экономическим причинам они были перенесены на религиозную арену; и было очевидно, что семена, посеянные иезуитами, наконец принесли плоды. Церковные соборы проявляли большую ненависть к евреям. Нападения студентов на последние, так называемые, стали повседневным явлением в больших городах, и полиция безразлично относилась к таким схоластическим бунтам. В то время в Польше царили беззаконие, насилие и беспорядок, что положило начало падению королевства. Чтобы защитить себя от подобных явлений, еврейские общины многих городов ежегодно вносили пожертвования в местные католические школы.

Подъем хасидизма

Десятилетие от восстания казаков до шведской войны (1648–1658) оставило глубокие и продолжительные впечатление не только на общественную жизнь польско-литовских евреев, но и на их духовную жизнь. Интеллектуальная продукция евреев Польши снизилась. Изучение Талмуда, которое до того времени было общим достоянием большинства людей, стало доступным лишь ограниченному числу студентов. То, что там было религиозное обучение, стало слишком формализованным, некоторые раввины занимались придирками относительно религиозных законов; другие писали комментарии к разным частям Талмуда, в которых поднимались и обсуждались головокружительные аргументы; и временами эти аргументы касались вопросов, не имевших практического значения. В то же время среди евреев Польши появилось много чудотворцев, поскольку даже знаменитые раввины того времени посвятили себя каббалистическим практикам, этот мистицизм достиг высшей точки в серии ложных «мессианских» движений и саббатианства сменился франкизмом среди евреев Польши.

В это время мистицизма и чрезмерно формального раввинства пришло учение Исраэля бен Элиэзера, известного как Баал Шем Тов, или БеШТ (1698-1760), которое оказало глубокое влияние о евреях Восточной Европы и Польши в частности. Его ученики учили и поощряли новую яркую разновидность ортодоксального иудаизма, основанную на каббале, известную как хасидизм. Одним из этих великих учеников и учителей был раввин Элимелех из Лиженска (1717–1786). Многие из этих учеников сами стали Ребе со своими последователями, как, например, в хасидской династии Герер, которую положил раввин Ицхак Меир Альтер (1798–1866). Хасидизм мгновенно откликнулся на горячее желание простых людей своей простой, стимулирующей и утешающей верой. В отличие от других сектантских учений, ранний хасидизм был направлен не на догматическую или ритуальную реформу, а на более глубокую психологическую реформу. Его целью было изменить не веру, а верующего. Он создал новый тип религиозного человека, который ставит эмоции выше разума и обрядов, а религиозное возвышение выше знания.

Возникновение хасидского иудаизма в пределах Польши и за ее пределами оказало большое влияние на подъем иудаизма харедим во всем мире, с постоянным влиянием, которое ощущалась с момента зарождения хасидского движения и его династий знаменитыми ребе до настоящего времени. Примечательно следующее:

первый раздел

В Польше царили беспорядки и анархия. вторая половина 18 века, с момента вступления на престол его последнего царя, Станислава II Августа Понятовского (1764–1795). Такое положение дел было связано с высокомерием дворянства по отношению к низшим классам. Необходимость реформы была признана королем и многими гражданами Содружества; но Польша уже была в руках России, и мало что можно было сделать в этом направлении. К сожалению, еврейскими делами пренебрегали, правительство стремилось лишь к вымогательству больших налогов; таким образом, сейм, собравшийся в Варшаве в 1764 году для обсуждения мер реформы, рассматривал евреев только в той мере, в какой это изменение налоговой системы. Примерно в это же время и как прямое следствие дезорганизации Польши произошли катастрофические вторжения разбойничьих банд, известных как гайдамака. Движение зародилось в Подолье и в той части Украины, которая еще принадлежала Польше.

Эти и другие внутренние беспорядки в совокупности ускорили конец Польши как суверенного государства. В 1772 году, после Барской конфедерации, отдаленные провинции были разделены между тремя соседними странами: Россией, Австрией и Пруссией. Россия захватила значительную часть территории, ныне известной как Беларусь ; Австрия получила Галицию и часть Подолии; а Пруссия получила Померелию и земли, лежащие вдоль нижней Вислы. Евреи были наиболее многочисленны на территориях, выпавших на долю Австрии и России.

Рисунки еврейской одежды XVII и XVIII веков (вверху) и XVIII веков (внизу).

Постоянный совет, учрежденный по просьбе российского правительства (1773–1788 гг.), Служил высшим административным трибуналом и занимался разработкой плана, который сделал бы реорганизацию Польши более рациональной. Прогрессивные элементы в польском обществе признали безотлагательность народного образования как самый первый шаг к реформе. В 1773 г. Общество Иисуса в Польше было упразднено Папой Климентом XIV, который освободил польскую молодежь от деморализующего влияния иезуитизма. Знаменитая Komisja Edukacji Narodowej («Комиссия национального образования»), первое министерство просвещения в мире, была основана в 1773 году и основала множество новых школ и реконструировала старые. Один из членов комиссии, канцлерц Анджей Замойский, вместе с другими потребовал, чтобы неприкосновенность их личности и собственности была гарантирована, а религиозная терпимость должна быть в определенной степени предоставил им; но он настаивал на том, чтобы евреи, живущие в городах, были отделены от христиан, что те из них, у которых нет определенного занятия, должны быть изгнаны из королевства и что даже тем, кто занимается сельским хозяйством, не должно быть позволено владеть землей. С другой стороны, некоторые шляхты и интеллектуалы предлагали национальную систему правления, основанную на гражданском и политическом равенстве евреев. Это был единственный пример терпимости и широты взглядов в еврейском вопросе в современной Европе до Французской революции. 3 мая 1791 года Великий сейм принял вторую старейшую конституцию мира - Конституцию Польши от 3 мая. Но все эти реформы были запоздалыми. Путем интриг и подкупа Екатерины II Русской образовалась Тарговицкая конфедерация, к которой принадлежали приверженцы старого порядка вещей. Русская армия вторглась в Польшу, а вскоре и прусская.

Второй и третий разделы

Второй раздел Польши был произведен 17 июля 1793 года, Россия заняла большую часть Белой Руси, половину Волыни., вся Подолье и часть Украины, ранее принадлежавшая Польше, и пруссаки, взявшие Великую Польшу (Познань ).

В 1794 г. произошло всеобщее восстание (восстание Костюшко ) граждан Речи Посполитой. Тадеуш Костюшко стал его лидер и диктатор, и сумел изгнать русских из Варшавы. Однако среди поляков возникли разногласия, и русские и пруссаки снова вошли в Польшу. Костюшко потерпел решительное поражение в битве при Мацейовицах 10 октября 1794 г.; Александр Суворов вступил в Варшаву 8 ноября, и сопротивление поляков прекратилось. Евреи принимали активное участие в этой последней борьбе Польши за независимость. С разрешения Костюшко Берек Йоселевич (1764–1809) сформировал полк легкой кавалерии, полностью состоящий из евреев. Этот полк совершил много доблестных подвигов на поле битвы и особенно отличился при осаде Варшавы, почти все его члены погибли при обороне и в конечном итоге резне Праги, укрепленного пригорода столицы.

Третий и последний раздел Польши произошел в 1795 году. Россия приобрела всю Литву и Курляндию ; Австрия, остальная часть Галиции и Подолье, включая Краков; Пруссия, остальная часть Польши, включая Варшаву, столицу; и с этим Польша перестала существовать как независимая страна. Основная часть еврейского населения была переселена в Россию и, таким образом, стала подданной этой империи, хотя в первой половине XIX века некоторое подобие польского государства сохранилось, значительно уменьшилось, особенно в виде Конгресс Польши (1815–1831).

См. Также
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:00:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте