Янсон

редактировать
JansonTsp.svg
Категория Засечки
Классификация Старый стиль
Дизайнер (и) Миклош Тотфалуси Кис. Чонси Х. Гриффит
Литейный завод Линотип
Дизайн на основеРомана Николаса Киса 1685 года

Янсон - это название, данное набору старые шрифты с засечками шрифты из периода голландского барокко и современные возрождения из двадцатого века. Janson - это четкий, относительно высококонтрастный дизайн с засечками, наиболее популярный для основного текста.

Janson основан на сохранившихся матрицах из Лейпцига, названных в честь Антона Янсона (1620–1687), лейпцигского принтера и дырокола из Нидерландов. кто, как полагали, создал их. В 1954 году Гарри Картер и Джордж Будай опубликовали эссе, доказывающее, что дизайнер шрифта Janson на самом деле был венгерско-трансильванским школьным учителем и штамповщиком, Миклошем (Николасом) Тотфалуси Кисом. (1650–1702).

Содержание
  • 1 Историческая справка
  • 2 Возрождения
  • 3 Источники
  • 4 Внешние ссылки
Историческая справка
Римские шрифты из образца Эрхардта. Большие размеры более сжатые, чем меньшие, на которых основаны Эрхардт и Янсон. Курсивный шрифт из образца Эрхардта

Миклош Кис, трансильванец протестант Пастор и учитель глубоко заинтересовались книгопечатанием после того, как его отправили в Амстердам, чтобы помочь напечатать венгерский протестантский перевод Библии. Это был период значительного процветания Нидерландов и время, когда их стили печати были очень влиятельными по всей Европе, что сделало их центром создания новых шрифтов. Вторую карьеру он развил как дырокол, гравер штампов, используемый в качестве мастера для штамповки матриц для литья металлических шрифтов, продавая свои работы типографиям в Нидерландах и за рубежом. Стиль, в котором он работал, был основан на французских шрифтах с засечками прошлого века, но с увеличенной высотой по оси x и более высоким контрастом штрихов, создавая более контрастный и резкий эффект. Позже он был назван «голландским вкусом » (goût hollandois), термин, появившийся в трудах Пьера Симона Фурнье в следующем столетии. Кис считается одним из самых талантливых граверов, работавших в этот период, и, возможно, уникальным образом написал о своей работе в более поздние годы, что позволило лучше понять его работу, чем другие более ранние граверы. Кис также вырезал гарнитуры для других языков, включая шрифты греческий и еврейский.

Кис вернулся в Трансильванию около 1689 года и, возможно, оставил матрицы (формы, используемые для литья шрифтов) в Лейпциге по дороге домой. Литейная фабрика Ehrhardt в Лейпциге выпустила уцелевший образец их образцов примерно в 1720 году, что привело к приписыванию Янсону.

Уцелевшие матрицы Киса были впервые приобретены Стемпелем и сейчас хранятся в коллекция Druckmuseum (Музей печати), Дармштадт. Личность Киса как создателя шрифтов была заново открыта в 1950-х годах путем сравнения с шрифтом из венгерских архивных источников (включая его автобиографию), на котором было указано его имя. Благодаря своему выживанию, гарнитуры Janson стали популярны у типографов конца периода искусств и ремесел, таких как Апдайк, которые могли печатать с них книги, используя ручную печать с сохранившихся оригиналов. матрицы. В своей книге «Типы печати: их история, формы и использование» Апдайк заметил, что «хотя они тяжелые, они сохраняют значительную живость линий и обладают большими возможностями при использовании со вкусом».

Несмотря на свое происхождение из 17 века, Janson используется в большом количестве современных текстовых приложений. После редизайна журнала в 2011 году Architectural Digest использует Janson в качестве основного текста во всех своих статьях; так же поступает Philosophy Now. Он также использовался для журнала Британского Исторического общества печати.

Возрождение
Книга, напечатанная Кисом в Коложваре (современное название Клуж-Напока ) в 1697 году, после его возвращения. в Трансильванию. Он защищает его несколько спорный выбор редактирования и орфографии в его венгерской типографии.

Шрифт Янсона был популярен среди типографов двадцатого века, включая Апдайка и Стэнли Морисона, которые восхищались его дизайном как чем-то отличным от Didone и нео-средневековые типы преобладали в девятнадцатом веке, а в двадцатом веке было сделано несколько возрождений для систем набора текста того периода.

Возрождение лица было задумано в 1937, автор: Чаунси Х. Гриффит из Mergenthaler Linotype литейного завода. Возрождение было взято из оригинальных матриц, проводимых с 1919 года Stempel Type Foundry, которая была эксклюзивным агентом Mergenthaler в Европе. Гриффит был большим поклонником дизайнов Янсона, написав Карлу Роллинзу из Yale University Press, что «я очень хочу, чтобы лицо линотипа было достойным своего имени. Если мне не удастся удовлетворить себя, что наша интерпретация of Janson будет достойна того почетного имени, которое носит, мы без колебаний отбросим всю работу и забудем ее ".

Самая распространенная цифровая версия, Janson Text, происходит от металлической версии, произведенной Герман Цапф в 1950-х годах в Stempel. Это было основано на оригинальных матрицах Киса. Оцифровка доступна в Linotype, Adobe, Bitstream (добавление кириллических символов), URW ++ (добавление дополнительных светлых и черных весов) и других. Отдельная цифровая версия - это Kis Antiqua Now от Elsner + Flake. Описанный Полом Шоу как лучшая цифровая версия, он был разработан Хильдегардом Коргером и Эрхардом Кайзером и восходит к возрождению Коргера для литейного производства Восточной Германии VEB Typoart.

Отдельным распространенным возрождением типов Янсона является Эрхардт, созданный Monotype в 1930-х годах. Несколько более сжатый, чем большинство возрожденных Janson, придающий ему четкий, вертикальный вид, это популярный книжный шрифт, особенно часто используемый в Великобритании. Помимо ряда возрождений, в частности, Эрхардта (описанных в этой статье), еще два от Linotype и Berthold были проданы под именем Kis.

Ссылки
  • Картер, Роб, День, Бен, Меггс, Филип. Типографский дизайн: форма и коммуникация, второе издание. Van Nostrand Reinhold, Inc: 1993 ISBN 0-442-00759-0.
  • Мольнар, Йожеф. Misztótfalusi Kis Miklós. Európai Protestáns Szabadegyetem: 2000. ISBN 963-506-329-6.
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Янсоном.

На других возрождениях Киса / Янсона: На Эрхардте:

Оцифровки Ehrhardt:

Последняя правка сделана 2021-05-24 14:53:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте