Джейн Хейнинг

редактировать

Шотландский миссионер
Джейн Хейнинг
Jane Haining Portrait.jpg
Родилась(1897-06-06) 6 июня 1897 г.. Данскор, Шотландия
Умер17 июля 1944 (1944-07-17) (47 лет). Аушвиц II-Биркенау, оккупирован немцами Польша
Причина смертиНеизвестно
Род занятийХристианский миссионер в Венгрии
Годы работы1932–1944
РаботодательЦерковь Шотландии
Родитель (и)
  • Джейн Мэтисон (1866–1902)
  • Томас Джон Хейнинг (1867–1922)
Награды

Джейн Мэтисон Хейнинг (6 июня 1897 - 17 июля 1944) была шотландским миссионером в церкви Шотландии. в Будапеште, Венгрия, которая была признана в 1997 г. Яд Вашем в Израиле Праведником народов мира за то, что она рискнула своей жизнью, чтобы помочь евреям во время Холокост.

Хайнинг работал в Будапеште с июня 1932 г. в качестве надзирателя интерната для еврейских и христианских девочек в школе Шотландской миссии по делам евреев. Примерно в 1940 году, после начала Второй мировой войны в 1939 году, Церковь Шотландии посоветовала Хайнинг вернуться в Великобританию, но она решила остаться в Венгрии. Когда Германия вторглась в Венгрию в марте 1944 года, СС начали организовывать депортацию евреев страны в Освенцим II-Биркенау, немецкий лагерь смерти в оккупированная Польша. Арестованная гестапо в апреле 1944 года по различным обвинениям, очевидно, после спора с поваром школы, Хайнинг сама была депортирована в Аушвиц-Биркенау в мае. Она умерла там через три месяца, вероятно, в результате голодной смерти и катастрофических условий жизни в лагере.

Мало что известно о работе Хайнинга в Будапеште или смерти в Освенциме. В 1949 году шотландский министр, преподобный Дэвид Макдугалл (1889–1964), редактор журнала Jewish Mission Quarterly, опубликовал 21-страничный буклет о Джейн Хайнинг из Будапешта. По словам Дженнифер Робертсон, писавшей в 2014 году для PRISM: Междисциплинарный журнал для преподавателей Холокоста, почти все последующие публикации о Хейнинге зависят от буклета Макдугалла.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и образование
  • 2 Карьера
    • 2.1 Секретарская работа, переподготовка
    • 2.2 Шотландская миссия
    • 2.3 Работа в миссии
    • 2.4 Вторая мировая война
    • 2.5 Немецкое вторжение в Венгрию
  • 3 Арест
    • 3.1 Обвинения
    • 3.2 Массовые депортации в Освенцим
    • 3.3 Депортация Хайнинга, последнее письмо
    • 3.4 Смерть
  • 4 Памятники
  • 5 См. Также
  • 6 Источники
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Ссылки
    • 6.3 Цитируемые работы
  • 7 Дополнительная литература
Ранняя жизнь и образование
Хайнинг (сидит, второй справа) в Академии Дамфрис

Родился на Ферме Лоченхед в Данскор, Дамфрисшир, Шотландия, Хайнинг был пятым ребенком Джейн Мэтисон и ее мужа, Томаса Джона Хейнинга, фермера, который женился в 1890 году. Мэтисон, сама из фермерской семьи, умерла в 1902 году во время детства. У пары родился шестой ребенок, когда Хайнингу было около пяти лет. Отец Хайнинга повторно женился в январе 1922 года и умер в июне. К концу года его вторая жена, Робертина Максвелл, родила дочь Агнес.

Хайнинг рос как член евангелической церкви Крейга в Данскоре, входящей в состав Объединенная свободная церковь Шотландии. Получив образование в деревенской школе Данскор, она выиграла стипендию в Академии Дамфрис в 1909 году, как и ее старшие сестры Элисон и Маргарет, где она жила в общежитии для девочек «Ров». Она закончила школу dux, одну из 41 присужденных ей школьных премий, и оставила высшее образование по английскому, французскому, немецкому, латыни и математике.

Карьера

Секретарская работа, переподготовка

После окончания учебы, Хайнинг учился в Коммерческом колледже Атенеум в Глазго, а с 1917 по 1927 год работал в Пейсли для Дж. и P Coats Ltd, производитель ниток, сначала в качестве клерка, затем в качестве секретаря личного секретаря. В течение этого периода она жила на Форт-стрит, 50, Поллокшилдс, Глазго, и посещала близлежащую Королевский парк Свободная церковь Вест Юнайтед, где она преподавала воскресную школу. По словам Нэн Поттер, которая посещала занятия, Хайнинг покупал детям кремовые булочки за пену га пенни. Примерно в это же время она заинтересовалась стать миссионером. В 1927 году она посетила собрание Еврейского миссионерского комитета в Глазго и услышала, как преподобный доктор Джордж Маккензи, председатель комитета, обсуждает свою миссионерскую работу. Сообщается, что она сказала другу: «Я нашла дело своей жизни!»

В то время ее менеджер на работе был болен, поэтому Хайнинг оставался с Коутсом еще пять месяцев, а затем еще год, пока он тренировал ее замену. Затем она прошла годичный дипломный курс в Колледже домашних наук в Глазго, что дало ей квалификацию в области домоводства и ведения домашнего хозяйства. Она заняла временную должность в Глазго, затем в Манчестере в качестве надзирателя. Примерно в 1932 году она ответила на объявление в журнале Church of Scotland Life and Work, ища воспитательницу для женского общежития при еврейской миссионерской школе в Будапеште.

Шотландка. миссия

Шотландская миссия, Vörösmarty utca 51, Budapest, 2017

Еврейская миссия содержала школу для еврейских и христианских девочек в здании миссии на улице Vörösmarty, 51. Церковь Шотландии учредила в 1841 году миссию, также известную как Церковь Святого Колумбы, для евангелизации венгерских евреев. Министры-основатели Александр Блэк и Александр Кейт вместе с Эндрю Бонаром и Робертом Мюрреем МакЧейном пробирались в Иерусалим для распространения христианства, когда Блэк, как сообщается, поранился, упав с верблюда, в результате чего он и Кейт решили вернуться в Шотландию. Они сделали это через Будапешт, где их пребывание было продолжительным, когда Кейт заболел. Эрцгерцогиня Доротея Австрийская подружилась с ними там, и в результате этих людей убедили основать шотландскую миссию в этом городе.

Работа для миссии

Еврейский миссионерский комитет послал за Хайнингом за дальнейшее обучение в женском миссионерском колледже Святого Колма в Эдинбурге. Ее посвящение состоялось в церкви Святого Стефана, Эдинбург, 19 июня 1932 года, во время службы под председательством председателя еврейского миссионерского комитета д-ра Стюарта Томпсона. Хайнинг уехал в Будапешт на следующий день, за семь месяцев до того, как Адольф Гитлер стал канцлером Германии 30 января 1933 года.

Дом девочек находился на третьем этаже здания. здание миссии на улице Верешмарти, и по состоянию на 1932 год состояло из двух спален с примерно 16 девушками в каждой комнате. Большинство студентов были евреями. Макдугалл писал в 1949 году: «Однако не все девушки были еврейками, поскольку считалось разумным иметь среди них долю христианских девушек».

Хайнинг писал, что в школе 400 учеников от шести до 16; 30–40 из них были пансионерами, проживающими или дневными. Это были девушки, за которых отвечал Хайнинг. Хотя венгерское законодательство не разрешает обращение в религию до достижения 18-летнего возраста, пишет она, цель школы - подготовить своих еврейских учеников к обращению в христианство. Ежедневный урок Библии для всех учеников включал изучение Нового Завета. Хайнинг приложил усилия к тому, чтобы часть здания была преобразована в клубные комнаты, чтобы евангелическая работа могла продолжаться для девочек, которые бросили школу, как и большинство из них, когда им было 14 или 15 лет.

Вторая мировая война

Когда разразилась Вторая мировая война 3 сентября 1939 года, Хайнинг был в отпуске в Корнуолле с Маргит Прем, венгерской главой начальной школы миссии. Женщины немедленно вернулись в Будапешт. Они надеялись забрать сестру Хайнинга Агнес с собой в гости, но война изменила их планы. По словам Макдугалла, Хайнинг написал кому-то: «Обратный путь был кошмаром - пять пересадок, без носильщиков, без горячей еды, переполненные поезда, такие как« Банковский отпуск », плюс багаж, никаких санитарных удобств, о которых нельзя даже упомянуть, две ночи, проведенные на платформе рядом, или наш багаж ". В 1940 году миссионерский комитет Церкви Шотландии в Эдинбурге посоветовал ей вернуться в Шотландию, но, по словам Макдугалла, она чувствовала себя в Венгрии в безопасности и решила остаться. Он вкратце упомянул ее в своей книге «В поисках Израиля» (1941): «Мисс Хайнинг, надзирательница девичьего дома, осталась после остальных, и она до сих пор там. Окружными путями мы иногда слышим от нее». Вскоре после начала войны она написала кому-то:

Однако я рада сообщить, что мы трясемся до чего-то вроде порядка, хотя прошел месяц после того, как я вернулся, прежде чем я смогла хоть раз полностью отдохнуть после обеда... Дети постепенно запрягаются, и я успеваю пропустить буквы, которые не приходят. О войне лучше не говорить, да и вообще в письме нечего сказать. Венгрия нейтральна и стремится оставаться таковой, поэтому мы, наслаждающиеся ее гостеприимством, воздерживаемся от разговоров о политике.

С тех пор, особенно с 1941 года, еврейские беженцы со всей оккупированной Германией Европы начал прибывать в Венгрию, спасаясь от Холокоста. По словам Макдугалла, Хайнинг писал кому-то примерно в 1938 году: «Какое ужасное чувство, должно быть, знать, что вы никому не нужны, и чувствовать, что ваши соседи буквально недолюбливают вас на хлеб насущный». По словам одного из коллег, в базарные дни она вставала в 5 часов утра, чтобы найти еду для дома, и сама несла тяжелые сумки. Сообщается, что она разрезала свой кожаный чемодан, чтобы починить обувь девочек. Ученица школы десятилетия спустя сказала кинорежиссеру: «Мы понимали, даже будучи третьеклассниками, что нас здесь защищают, нам не причиняют вреда, нас защищают, и мы равны. Мы могли видеть, мы могли это понимать, потому что они вели себя соответствующим образом ».

Ред. Джордж Найт, суперинтендант миссии, писал в 1944 году после смерти Хайнинга: «В те ужасные годы« войны нервов », когда беженцы хлынули из Германии в сравнительно безопасную Венгрию, сотрудники миссии потратили много времени на попытки чтобы помочь этим эмигрантам продолжить свое бегство в Великобританию и Западное полушарие. Мы создали школу для будущих домашних прислуг, а мисс Хайнинг... читала курс лекций еврейским беженцам о британских условиях ».

немецкий вторжение в Венгрию

концентрационные лагеря и гетто в оккупированной Европе (границы 2007 г.); Освенцим обведен красным.

19 марта 1944 года немецкий вермахт вторгся в Венгрию, и СС немедленно приступили к депортации евреев страны в Освенцим. SS -Оберштурмбаннфюрер Адольф Эйхман и его Sondereinsatzkommando Ungarn («спецподразделение Венгрии») прибыли в Будапешт, чтобы взять на себя ответственность за депортацию. 31 марта был введен ряд антиеврейских ограничений, вступивших в силу с 5 апреля: евреям запрещалось иметь машины и радио, пользоваться телефоном, переезжать домой, носить школьную форму или пользоваться общественными банями, бассейнами, общественными ресторанами, кафе, бары или услуги общественного питания. Им приходилось декларировать любое имущество, кроме небольшого количества предметов домашнего обихода. Еврейские юристы, государственные служащие и журналисты были уволены, неевреям не разрешалось работать в еврейских семьях, книги евреев не могли публиковаться, а уже существующие нельзя брать в библиотеках.

Евреи старше шести лет должны были носить желтый значок 10 x 10 см в форме Звезды Давида на левой груди своей верхней одежды. Согласно указу, евреи будут арестованы за мелкие проблемы, например, за ношение звезды неправильного размера. В середине апреля 1944 г. эсэсовцы начали загонять их в районы ожидания, в том числе в гетто и на кирпичные заводы, где они неделями содержались без еды.

Арест

Обвинения

Еврейский миссионерский комитет Шотландской церкви в Эдинбурге написал в британское министерство иностранных дел примерно во время вторжения в Венгрию, что он «глубоко признателен мисс Джейн Хейнинг... Благодаря своему личному влиянию и верности она имеет внушили такую ​​лояльность, что Будапештская [еврейская] миссия сохранила прежние высокие стандарты. Недавние события серьезно изменили ситуацию, и мысли Церкви будут с [ее] и ее коллегами в новых возникших трудностях ».

В конце апреля или начале мая 1944 года (25 апреля, по словам епископа Ласло Раваса из реформатской церкви в Венгрии ) два офицера из гестапо (немецкая тайная полиция) прибыл в дом миссии, чтобы арестовать Хайнинга. Они обыскали ее кабинет и спальню и дали ей 15 минут на сборы вещей. Согласно дневниковой записи одного коллеги от 30 апреля 1944 года, Хайнинг «сейчас находился в подвалах штаб-квартиры полиции. Я спросил [в консульстве], почему, и мне сказали, что уборщица осудила ее за секретный радиоприемник». Сначала она содержалась в доме гестапо на Будайских холмах, а затем была переведена в тюрьму Fő utca («Главная улица»). Ее друзья еженедельно приносили ей посылки с едой и чистым нижним бельем. По словам сокамерницы, мисс Фрэнсис В. Ли, как сказал Дэвид Макдугалл в 1949 году (Ли пережил войну и переехал в Новую Зеландию), Хейнинг дважды допрашивали, и ей были предъявлены следующие обвинения:

  • работала среди евреев.
  • Что она плакала, когда ставила желтые звезды на девочек.
  • Что она уволила свою экономку, которая была арийкой.
  • Что она имела слушала выпуски новостей BBC
  • Что у нее было много британских посетителей.
  • Что она была активна в политике.
  • Что она навещала британских военнопленных.
  • Что она отправляла им посылки.

По словам Макдугалла, венгерское правительство дало Хайнингу разрешение на посещение британских военнопленных, и она действительно отправляла им посылки. После признания обвинений, за исключением обвинений в политической деятельности, Хайнинг был переведен в пересыльный лагерь Кистарка. Ее друзья прибыли в тюрьму Fő utca с едой и чистым нижним бельем, но она ушла. В июле 1945 года Фрэнсис Ли писал доктору Ласло Надя из Венгерской реформатской церкви:

Я очень хорошо помню тот день, когда она принесла этот список [обвинений] из тюрьмы Свабхеги, где ее «допрашивали»: она прочитала их со смехом мне, говоря, что она чувствовала себя такой «глупой», повторяя Ja, es ist wahr [«Да, это правда»] после каждого обвинения, кроме шестого (что она была вовлечена в политику). Она сказала, что была слишком занята, чтобы заниматься политикой. Да, она заплакала и снова заплакала.... После 17 дней заключения ее увезли, но оставили в очень хорошем состоянии здоровья и хорошего настроения. Мы все были уверены, что она отправится в приятный летний лагерь. Я и представить себе не мог, что больше никогда ее не увижу.... Она полюбила себя всем своим сокамерникам, и все плакали, когда она уходила.

Епископ Ласло Равас сказал шотландской миссии в 1946 году, что он пытался заручиться поддержкой Хайнинга от адмирала Миклоша Хорти, Регент Венгрии, который, по словам Раваша, «узнал об этом деле с глубоким сожалением и заверил меня в своих симпатиях к церкви Шотландии и всем ее работникам». Раваш также разговаривал или встречался с государственным секретарем Миклошом Местером и премьер-министром Венгрии, которым на момент ареста Хайнинга был Дёме Штояй. Раваш понимал, что премьер-министр поручил заместителю министра добиваться освобождения Хайнинга, но Равас не получил дальнейшего ответа на свои запросы.

Массовые депортации в Освенцим

Венгерские евреи прибывают в Освенцим II- Биркенау, гр. Май 1944 года. На заднем плане видна сторожка. Сторожка в 2014 году

В апреле 1944 года немцы начали депортацию евреев Венгрии в немецкий лагерь смерти Освенцим II-Биркенау в оккупированной Польше. Массовые перевозки начались 15 мая. С тех пор и по 9 июля 1944 года СС депортировали еврейскую общину в закрытых грузовых вагонах по 12000 человек в день. Согласно Эдмунду Визенмайеру, министру Гитлера в Венгрии, было депортировано 437 402 венгерских еврея, что составляет почти все еврейское население сельской местности Венгрии. Депортированных доставляли на венгерских поездах до словацкой границы, затем пересаживали на немецкие поезда, чтобы отвезти в южную Польшу, поездка длилась около двух дней. Втиснутые в фургоны в ужасных условиях, с небольшим количеством воздуха, света, еды и воды, с ведрами для уборных и отсутствием уединения, многие люди погибли во время путешествия. Гертруда «Трудэ» Леви была депортирована из Венгрии в Освенцим в 1944 году:

Обычная загрузка грузовиков составляла 60–90 человек, нас было 120... У нас было два ведра для наших человеческих нужд, мы должны были преодолеть наши запреты. использовать их - мужчин, женщин, незнакомцев, детей... [С] каждым толчком поезда навоз выбегал, поэтому мы сидели в нем и ничего не могли с этим поделать. Это был июнь 1944 года, очень жаркое лето, и в грузовике было очень мало воздуха. Два отверстия были закрыты колючей проволокой, и воздух стал невыносимым.... Жажда становилась все сильнее и сильнее... вы были голодны, у вас был кусок хлеба в руке, но вы не могли его съесть, потому что не могли больше глотать. Это означало, что люди впадали в истерику, люди сходили с ума, у людей случались сердечные приступы и люди умирали. И среди нас были мертвые, сумасшедшие, истеричные и кричащие, и мы ничего не могли с этим поделать.

С мая 1944 года поезда в Освенцим 2 прибывали по новой железнодорожной ветке, которая была построена для перевозки пассажиров. Венгерские евреи прямо в лагерь. Трехпутная ветка, которая останавливалась возле газовых камер, означала, что новый поезд мог прибыть, пока предыдущий разгружался. крематории едва справлялись; зондеркоманды (заключенные, вынужденные работать там) были вынуждены начать сжигать тела в открытых кострищах. Около 90 процентов венгерских евреев, переживших поездку в Освенцим, по прибытии были отправлены в газовые камеры; остальные были отобраны для рабского труда.

Депортация Хайнинга, последнее письмо

Женщины-заключенные в Освенциме II-Биркенау, ок. Май 1944 г.

По словам польского историка Данута Чех, Хайнинг была депортирована в Освенцим II 15 мая 1944 года. По словам Дэвида Макдугалла, она была доставлена ​​в Освенцим вместе с 90 другими заключенными из пересыльного лагеря Кистарка.. Одна бывшая ученица сказала, что многие еврейские девушки из шотландской миссии также оказались в Освенциме; некоторые выжили.

Выбранная для работы, а не газовая камера, Хейнинг дали серийный номер 79467 и, вероятно, номер был вытатуирован на ее руке. Она отправила открытку из Освенцима, написанную на немецком языке, Маргит Прем из миссионерской школы. (Карточка была отправлена ​​1 августа 1956 года в Департамент всемирной миссии Церкви Шотландии.) Штамп «Освенцим, Oberschlesien », 21 июля 1944 года, одна сторона озаглавлена ​​«Konzentrationslager Auschwitz» "(" концлагерь Освенцим ") и перечисляет правила переписки с заключенными. Другая сторона датирована 15 июля 1944 года, написано карандашом:

Моя дорогая Маргит! Я еще не получил ответа на свое первое письмо, но знаю, что с этим ничего не поделать. Повторюсь вкратце, на случай, если вы его не получили. Вам разрешено писать мне два раза в месяц, а мне разрешено писать один раз в месяц, но только вам. Пакеты не ограничены количеством или названием. Я просил вас зарегистрировать меня в нашем Красном Кресте, но мне бы хотелось, чтобы вы могли прислать мне яблоки или другие свежие фрукты, а также печенье, сухари и другие виды хлеба, поскольку, конечно, Красный Крест не отправляет такие вещи.... Ваш любящий Жан

Смерть

Согласно свидетельству о смерти, которое было доставлено в Эдинбург 17 августа 1944 года, Хайнинг умер в больнице, предположительно в Освенциме, 17 июля 1944 года, через два дня после даты, написанной карандашом на ее открытке Маргит Прем. В свидетельстве о смерти, предоставленном немецкой миссией в Будапеште и правительством Швейцарии, было сказано: «Мисс Хайнинг, которая была арестована по обоснованному подозрению в шпионаже против Германии, скончалась в больнице 17 июля из кахексия после кишечного катара. " В июне 1946 года журнал Церкви Шотландии Life and Work сообщил, что шотландская миссия в Будапеште получила письмо о Хайнинге от епископа Раваса в Будапеште, в котором описывались его попытки в 1944 году привлечь внимание к ее аресту. Правительство Венгрии. Последним ответом, который он получил, был «пакет, который был доставлен в конце июля в шотландское представительство, и из которого можно было установить, что мисс Хайнинг погибла в немецком концентрационном лагере». Епископ Раваш добавил к своему письму:

Венгерская реформатская церковь окружила сочувствием и большим уважением эту хрупкую и героическую женщину. Ее начальство трижды настаивало на ее возвращении домой, но она всегда отказывалась. У нас двоякое горе: будучи пленниками, мы не смогли спасти ее; и, будучи потоптанными, у нас не было сил, чтобы заступиться за нее более эффективно.

Библия Хайнинга была найдена в доме миссии после войны и выставлена ​​в здании миссии. Некоторые из ее вещей были найдены в 2016 году на чердаке главного офиса Шотландской церкви на Джордж-стрит в Эдинбурге. Они включали ее рукописное завещание, датированное июлем 1942 года, и более 70 фотографий девочек из миссионерской школы. Предметы были помещены в Национальную библиотеку Шотландии.

Мемориалы
Мемориал в Данскоре, родной деревне Хайнинг

Мало что было известно об Освенциме, когда Хайнинг умер. Робертсон пишет, что в отчете Шотландской церкви 1944 года говорилось, что она была отправлена ​​в «лагерь для женщин в Освенциме в Верхней Силезии», а надгробие ее семьи на кладбище в Иронгре около замка Дуглас поместило ее смерть в Германия. Шотландская миссия в Будапеште открыла мемориальную доску в ее честь в 1946 году. В июне 1948 года два витража в ее честь были установлены в вестибюле приходской церкви Квинс-Парк-Гованхилл в Глазго, где она молилась.

27 января 1997 г. - Международный день памяти жертв Холокоста и 52-я годовщина освобождения Освенцима - Яд Вашем, израильский мемориал Холокоста, признан Хайнингом. как Праведник народов мира. Ее имя начертано на стене почета в Саду Праведников в Иерусалиме. Эта честь присуждается неевреям, которые рисковали своей жизнью, спасая евреев во время Холокоста. По состоянию на январь 2018 года было признано 22 британца. Хайнинг был вторым шотландцем; Томми Ноубл, шотландский военнопленный, был удостоен звания «Праведник народов мира» в 1988 году.

Среди других памятников Хайнингу - пирамида из камней возле церкви Данскор, созданная в 2005 году благодаря общественному пожертвованию, и приз церкви Шотландии Джейн Хейнинг. ", который организует ежегодный визит в Шотландию для венгерского учителя и двух студентов. В 2010 году город Будапешт переименовал часть набережной в ее честь: Pesti alsó rakpart (Pest - нижняя набережная вдоль реки Дунай между Цепным мостом и Элизабет Бридж ) стал ракпарт Джейн Хейнинг. Также в 2010 году британское правительство назвало ее британским героем Холокоста. В 2016 году в Венгрии было проведено мемориальное мероприятие, на котором присутствовали бывшие ученики миссионерской школы, а в 2017 году город Будапешт снова чествовал Хайнинг на новой выставке в Мемориальном центре Холокоста.

Карин Полварт, Шотландский певец и автор песен, написала песню о Хайнинге под названием «Baleerie Baloo» (названная в честь шотландской колыбельной Baloo Baleerie ) для своего альбома 2006 года Scribbled in Chalk. В 2009 году Раймонд Рашковски Росс поставил пьесу о ее жизни «Земля обетованная», а новозеландский журналист Линли Смит написала беллетризованный дневник «От матроны до мученицы» (2012), основанный на жизни Хайнинг. В 2016 году Хайнинг была названа в видео, сопровождающем «Девушка (дочь Шотландии)», гимн шотландских женщин Шэрон Мартин. Шотландский поэт Би-би-си Стюарт А. Патерсон написал дань уважения Хайнингу к Национальному дню памяти жертв Холокоста 2018 г. «В дни тьмы».

См. Также
Источники

Примечания

Ссылки

Цитируемые работы

Источники новостей и веб-сайты перечислены только в списке ссылок.

На Хайнинге

О Холокосте или еврейских миссиях

Дополнительная литература
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Джейн Хейнинг.
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:34:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте