Джайнские термины и концепции

редактировать

Содержание
  • 1 Основные положения джайнизма
  • 2 Фундаментальные принципы (таттвы)
  • 3 Девять субстанций
  • 4 джива (души)
  • 5 жизненных сил
  • 6 типов кайи (тел)
  • 7 индрий
  • 8 парьяпти
  • 9 типов телосложения
  • 10 йог
  • 11 теория кармы
  • 12 типов карм
  • 13 компонентов самьяктвы
  • 14 бхавана (мысленные размышления)
  • 15 греховных действий
  • 16 ссылок
Основные положения джайнизма
  • У каждого живого существа есть душа.
  • Каждая душа потенциально божественна и обладает врожденными качествами бесконечного знания, бесконечного восприятия, бесконечной силы и бесконечного блаженства. Проявляйте милосердие ко всем живым существам.
  • Поэтому относитесь к каждому живому существу как к самому себе и никому не причиняйте вреда.
  • Каждая душа рождается небесным, человеческим, недочеловеческим или адским существом, в зависимости от к своей собственной карме.
  • Каждая душа является архитектором своей собственной жизни здесь или в будущем.
  • Когда душа освобождается от кармы, она получает сознание Бога (бесконечное знание, бесконечное восприятие, бесконечная сила и бесконечное блаженство) и становится освобожденным.
  • Правильный взгляд, правильное знание и правильное поведение (тройные жемчужины джайнизма) обеспечивают путь к этой реализации.
  • Ненасилие (ахимса)) является основой правильной веры, условием правильного знания и ядром правильного поведения.
  • Управляйте своими чувствами.
  • Ограничивайте свое имущество и ведите чистую жизнь, приносящую пользу себе и другим. Право собственности на объект само по себе не является собственничеством; однако привязанность к объекту - это собственничество
  • Наслаждайтесь обществом святых и более квалифицированных, будьте милосердны к тем, кто страдает, и будьте терпимы к тем, кто склонен к извращениям.
  • Четыре вещи являются трудными достичь душой: человеческое рождение, знание закона, вера в него и следование правильному пути.
  • Важно не растрачивать человеческую жизнь злом. Вместо этого мы должны стремиться подняться по лестнице духовной эволюции.
Фундаментальные принципы (таттвы)

Философию джайнизма можно описать по-разному, но наиболее приемлемая традиция - описывать ее в терминах Таттвы или основы. Без их знания невозможно продвинуться к освобождению. Это:

  1. Джива - Души и живые существа
  2. Аджива - Неживые существа
  3. Асрава - Приток кармы
  4. Бандха - Узы кармы
  5. Самвара - Прекращение притока кармы
  6. Нирджара - Сброс кармы
  7. Мокша - Освобождение или Спасение

Каждый из этих фундаментальных принципов обсуждается и объясняется Джайнские ученые глубоко. Есть два примера, которые можно использовать для интуитивного объяснения вышеуказанного принципа.

(1) Человек едет на деревянной лодке, чтобы добраться до другого берега реки. Теперь этот человек - Джива, лодка - это аджива. Теперь в лодке протекает вода, и вода поступает внутрь. Эта поступающая вода - это Асрава, а скопление - это Бандх. Теперь человек пытается спасти лодку, заблокировав отверстие. Эта блокировка - Самвара, а выброс воды наружу - Нирджара. Теперь человек переправляется через реку и достигает своей цели, Мокши.

Девять субстанций

Девять субстанций объясняются следующим образом: Представьте себе семью, живущую в доме. Однажды они наслаждались свежим прохладным бризом, проникающим через открытые двери и окна дома. Однако погода внезапно превратилась в ужасную пыльную бурю. Семья, осознав шторм, закрыла двери и окна. Но к тому времени, когда они смогли закрыть все двери и окна, часть пыли уже влетела в дом. Закрыв двери и окна, они начали убирать попавшую пыль, чтобы снова сделать дом чистым.

Этот простой сценарий можно интерпретировать следующим образом:

1) Дживы представлены живыми людьми.. 2) Аджива представлен домом.. 3) Пунья - это представлен удовольствием от приятного прохладного бриза.. 4) Пап представляет дискомфорт, вызванный штормом.. 5) Асрава представлен притоком пыли.. 6) Бандх представлен скоплением пыли в доме.. 7) Самвара представляет собой закрытие дверей и окон, чтобы остановить накопление пыли.. 8) Нирджара представляет собой уборку уже собранной пыли из дома.. 9) Мокша представлена ​​очищенным домом, который подобен отбрасыванию всех кармических частиц из души.

Джива (души)
Классификация самсари-дживов (переселяющихся душ) в джайнизме. Согласно священному джайнскому тексту, Сарвартхасиддхи : «Неподвижные существа (стхавара-джива) обладают четырьмя жизненными силами: орган чувств осязания, сила тела или энергии, дыхание и продолжительность жизни.

Существует пять классов существ:

Существа с одним чувством (Экендрия Джива) имеют:

  • Чувство прикосновение

Существа с двумя чувствами (Беиндрия Джива) имеют:

  • Чувство прикосновения
  • Чувство вкуса

Существа с тремя чувствами (Триндрия Джива) имеют:

  • Чувство прикосновения
  • Чувство вкуса
  • Обоняние

Четырехчувственные существа (Чатурендрия Джива) обладают:

  • Чувством осязания
  • Чувством вкуса
  • Обоняние
  • Зрение

Пятичувственные существа (Панчендрия Джива) имеют:

  • Осязание
  • Чувство вкуса
  • Обоняние
  • Чувство зрения
  • Чувство слуха

Среди пятичувственных существ есть две подкатегории: Санджни - С умом; Асанджни - Без ума

Жизненные силы

Прана (жизненные силы) - это врожденная способность дживы выполнять определенное действие. Ниже приведены 10 пран:

  1. Шротрендрия Прана - Способность слышать
  2. Чакшурендрия Прана - Способность видеть
  3. Гранендрия Прана - Способность нюхать
  4. Расанендрия Прана - Способность вкушать
  5. Спаршанендрия прана - способность касаться
  6. манабала прана - способность думать
  7. вачанабала прана - способность говорить
  8. каябала прана - физические способности
  9. Швасочвасабала Прана - Способность дышать
  10. Аюшьябала Прана - Способность жить.

(Говорят, что любое живое существо живет только до тех пор, пока его / ее Аюшьябала Прана позволяет ему / ей.)

Типы Кайи (Тел)
  • Притхвикая Джива - Класс существ, тело которых состоит из Земли. Они подпадают под категорию Однодушных существ.
  • ДжалаКая Джива - Класс существ, тело которых состоит из воды. Они подпадают под категорию Однодушных существ.
  • Агникая Джива - Класс существ, тело которых состоит из огня. Они подпадают под категорию Однодушных существ.
  • Ваюкая Джива - Класс существ, тело которых состоит из воздуха. Они подпадают под категорию Однодушных существ.
  • Ванаспатика Джива - Класс существ, тело которых состоит из растений. Они подпадают под категорию Единодушных существ.
  • Трасакая Джива - Класс подвижных существ. Они подпадают под категорию двухчувственных, трехчувственных, четырехчувственных и пятичувственных существ.
Индрий

Пять Индрий, или 5 чувств:

  1. Спаршана Индрия - Чувство прикосновения
  2. Расана Индрия - Чувство вкуса
  3. Гхрана Индрия - Чувство обоняния
  4. Чакшу Индрия - Чувство видения
  5. Карна или Шротра Индрия - Чувство слуха
Парьяптис

Парьяптис или достаточность, которые определяются присутствием частиц кармина в каждой душе в то время, когда душа принимает новое рождение. Парьяпти бывают 6 типов:

  1. Ахара Парьяпти - наличие кармических частиц, которые определяют способность дживы есть
  2. Шарира Парьяпти - наличие кармических частиц, которые определяют способность дживы иметь
  3. Индрия Парьяпти - Присутствие кармических частиц, которые определяют способность дживы иметь органы чувств, а именно осязание, вкус, обоняние, слух и зрение.
  4. Швасочваса Парьяпти. - Наличие кармических частиц, которые позволяют дживе дышать.
  5. Бхаша Парьяпти - Наличие кармических частиц, которые позволяют дживе говорить.
  6. Мана Парьяпти - Наличие кармических частиц, которые позволяют джива мыслить рационально и различать хейя (можно избежать), джнейа (познаваемая, но не выполнимая) и упадейя (достойная подражания).
Типы телосложения

Мирские души (души, не достигшие освобождения) сопровождаются 5 типами телосложения:

  1. Аударика Шарира - Физическое тело, состоящее из кожи, костей, м. есть, кровь и т.д. Все живые существа, жившие на Земле, имеют это тело.
  2. Вайкрияка Шарира - Тело небесных существ и адских существ. Не подчиняется физическим законам Земли. Считается, что такое телосложение может трансформироваться в различные формы.
  3. Ахарака Шарира - это особый вид телосложения, который может быть сформирован только очень особыми аскетами, чрезвычайно сведущими в древних текстах (Пурвах).
  4. Тайджас Шарира - Такое телосложение присуще каждому живому существу, поскольку оно необходимо для поглощения пищи, которую мы едим, жидкости, которую мы пьем, и воздуха, которым мы дышим. Его сравнивают с огнем, поскольку огонь может поглотить все, что было до него.
  5. Кармана Шарира - Такое телосложение имеет каждое живое существо, которое не освобождено, независимо от того, живет ли оно в аду, на небесах или на Земле. Это тело состоит из карм.
Йог

Пятнадцать йог (сумма действий) состоят из четырех манойог (умственных действий), четырех ваканайог (словесных действий) и семи каяйог (физических действий).).

Четыре манойоги:

  • Сатья Манойога - Истинная умственная активность,
  • Асатья Манойога - ложная умственная активность,
  • Мишра Манойога - Умственная деятельность, которая частично верна и частично ложно,
  • Вьявахара манойога - Практическая умственная деятельность.

Четыре ваканайоги:

  • Сатья ваканайога - правдивая словесная деятельность,
  • Асатья Вачанайога - ложная словесная деятельность,
  • Мишра Вачанайога - Вербальная деятельность, которая частично истинна, а частично ложна,
  • Вьявахара Вачанайога - Практическая вербальная деятельность.

Семь каяйог:

  • Аударика Каяйога,
  • Аударика Мишра Каяйога,
  • Вайкрияка Каяйога,
  • Вайкрияка Мишра Каяйога,
  • Ахарака Кайога,
  • Ахарака Мишра Каяйога,
  • Кармана Кайога.
Теория кармы

Религия джайнов уделяет большое внимание карме. По сути, это означает, что все дживы пожинают то, что сеют. На счастливое или несчастное существование влияют действия, совершенные в предыдущих рождениях. Эти результаты могут быть разными в одной и той же жизни, и то, что мы сеем, не ограничивается физическими действиями. Физическая, вербальная и умственная деятельность влияет на будущие ситуации. Карма долгое время была важным компонентом джайнизма и других индийских религий, таких как буддизм, индуизм и сикхизм. Обычно считается, что всеведущий тиртханкар может предвидеть все задолго до науки.

Типы карм
  • Четыре Гхатия-кармы
  1. Гхатки-кармы - это те кармы, которые препятствуют врожденным способностям души к всеведению, всевосприятию, высшему блаженству и всемогуществу.
  2. Джнанаваранийя карма - Кармы, которые препятствуют внутренней способности души знать все (всеведение)
  3. Даршанаваранийя карма - Кармы, которые препятствуют внутренней способности души видеть все (всевосприятие)
  4. Мохания карма - Обманывающая карма, мешающая внутренняя способность души быть в высшей степени блаженной.
  5. Антарая карма - Кармы, вызывающие препятствия, которые препятствуют присущей душе высшей силе (всемогуществу)
  • Четыре кармы Агхатия
  1. Кармы агхатки - это те кармы, которые вызывают временную зависимость
  2. Vedanīya karma - Кармы, вызывающие чувство счастья и несчастья.
  3. Nāma karma - Кармы, которые определяют тип тела, в котором будет рождаться душа.
  4. yushya karma - Кармы, определяющие продолжительность жизни тела, в котором родится душа.
  5. Готра карма - Кармы, которые определяют, родился ли человек в семье с высоким статусом или в семье с низким статусом.
Компоненты Самьяктвы
  • Нишанкитатва - Не сомневайтесь в правдивости и правильности
  • Nikānkṣitatva - Отсутствие временных желаний в достижении духовных целей.
  • Nirvicikitsatva - Отсутствие отвращения или смущения в служении джайнским аскетам, несмотря на то, что мужчины-дигамбара-аскеты носят без одежды и чтобы джайнские аскеты какой-либо секты не купались, не чистили зубы или не выполняли другие действия, связанные с украшением тела.
  • Амудхадритва - Отсутствие ложного понимания учений Джины.
  • Упабрихана - Достижение совершенства в духовной деятельности и соблюдение религиозных практик.
  • Штитикарана - Стабилизация веры собратьев-джайнов, которые кажутся шаткими в своей вере в учение джинов, чтобы восстановить их веру в джинов.
  • Прабхавана - Провести свою жизнь в манера, прославляющая религию джайнов.
  • Ватсалья - Братство и братство с другими джайнами.
Бхавана (мысленные созерцания)
  • Анитья - Непостоянство. Все непостоянно, кроме души.
  • Ашарана - В этом постоянно меняющемся мире нет прочного убежища, кроме мокши, или освобождения.
  • Сансара - Временной мир непостоянен. Только Мокша постоянна.
  • Экатва - Единство с душой
  • Анятва - Отношение ко всем личностям и вещам, кроме души
  • Ашучитва - Тело полно грязи. Следовательно, отождествление с этим смертным телом и привязанность к нему бесполезны.
  • Исрава - Прилив. Обманутые мирские существа страдают от постоянного притока в душу порождающей рабство кармы.
  • Самвара - Остановка. Прекращение притока кармы, вызывающей рабство, в душу.
  • Нирджара - Пролитие. Освобождение души от кармы, вызывающей узы.
  • Дхармасвакхьята - Дхарма реализуема.
  • Лока - Вселенная во всех ее формах
  • Бодхидурлабха - Это сложно Практически невозможно достичь правильного понимания души и истинного пути к освобождению.
Греховная деятельность

Джайны соблюдают обет Ахимсы и воздерживаются от всякого насилия. Рекомендуется искоренить греховную деятельность. Вот некоторые из греховных действий:

  1. Пранатипаат- --- Насилие
  2. Мрушаваад- --- Неправда
  3. Адатадаан ---- Кража
  4. Майтхун- - - Нецеломудренное поведение
  5. --- Собственность
  6. Кродха --- Гнев
  7. --- Высокомерие
  8. Майя --- Иллюзия
  9. Лобха --- Жадность
  10. Рага --- Привязанность
  11. Двеш Ирша --- Ненависть
  12. Калаха --- (Агитация)
  13. --- Обвинение
  14. --- Сплетни
  15. --- Нравится и не нравится
  16. --- Критика
  17. Маяврушаваад --- одержимость
  18. --- Неправильная вера
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 12:17:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте