Содержание
- 1 Основные положения джайнизма
- 2 Фундаментальные принципы (таттвы)
- 3 Девять субстанций
- 4 джива (души)
- 5 жизненных сил
- 6 типов кайи (тел)
- 7 индрий
- 8 парьяпти
- 9 типов телосложения
- 10 йог
- 11 теория кармы
- 12 типов карм
- 13 компонентов самьяктвы
- 14 бхавана (мысленные размышления)
- 15 греховных действий
- 16 ссылок
Основные положения джайнизма
- У каждого живого существа есть душа.
- Каждая душа потенциально божественна и обладает врожденными качествами бесконечного знания, бесконечного восприятия, бесконечной силы и бесконечного блаженства. Проявляйте милосердие ко всем живым существам.
- Поэтому относитесь к каждому живому существу как к самому себе и никому не причиняйте вреда.
- Каждая душа рождается небесным, человеческим, недочеловеческим или адским существом, в зависимости от к своей собственной карме.
- Каждая душа является архитектором своей собственной жизни здесь или в будущем.
- Когда душа освобождается от кармы, она получает сознание Бога (бесконечное знание, бесконечное восприятие, бесконечная сила и бесконечное блаженство) и становится освобожденным.
- Правильный взгляд, правильное знание и правильное поведение (тройные жемчужины джайнизма) обеспечивают путь к этой реализации.
- Ненасилие (ахимса)) является основой правильной веры, условием правильного знания и ядром правильного поведения.
- Управляйте своими чувствами.
- Ограничивайте свое имущество и ведите чистую жизнь, приносящую пользу себе и другим. Право собственности на объект само по себе не является собственничеством; однако привязанность к объекту - это собственничество
- Наслаждайтесь обществом святых и более квалифицированных, будьте милосердны к тем, кто страдает, и будьте терпимы к тем, кто склонен к извращениям.
- Четыре вещи являются трудными достичь душой: человеческое рождение, знание закона, вера в него и следование правильному пути.
- Важно не растрачивать человеческую жизнь злом. Вместо этого мы должны стремиться подняться по лестнице духовной эволюции.
Фундаментальные принципы (таттвы)
Философию джайнизма можно описать по-разному, но наиболее приемлемая традиция - описывать ее в терминах Таттвы или основы. Без их знания невозможно продвинуться к освобождению. Это:
- Джива - Души и живые существа
- Аджива - Неживые существа
- Асрава - Приток кармы
- Бандха - Узы кармы
- Самвара - Прекращение притока кармы
- Нирджара - Сброс кармы
- Мокша - Освобождение или Спасение
Каждый из этих фундаментальных принципов обсуждается и объясняется Джайнские ученые глубоко. Есть два примера, которые можно использовать для интуитивного объяснения вышеуказанного принципа.
(1) Человек едет на деревянной лодке, чтобы добраться до другого берега реки. Теперь этот человек - Джива, лодка - это аджива. Теперь в лодке протекает вода, и вода поступает внутрь. Эта поступающая вода - это Асрава, а скопление - это Бандх. Теперь человек пытается спасти лодку, заблокировав отверстие. Эта блокировка - Самвара, а выброс воды наружу - Нирджара. Теперь человек переправляется через реку и достигает своей цели, Мокши.
Девять субстанций
Девять субстанций объясняются следующим образом: Представьте себе семью, живущую в доме. Однажды они наслаждались свежим прохладным бризом, проникающим через открытые двери и окна дома. Однако погода внезапно превратилась в ужасную пыльную бурю. Семья, осознав шторм, закрыла двери и окна. Но к тому времени, когда они смогли закрыть все двери и окна, часть пыли уже влетела в дом. Закрыв двери и окна, они начали убирать попавшую пыль, чтобы снова сделать дом чистым.
Этот простой сценарий можно интерпретировать следующим образом:
1) Дживы представлены живыми людьми.. 2) Аджива представлен домом.. 3) Пунья - это представлен удовольствием от приятного прохладного бриза.. 4) Пап представляет дискомфорт, вызванный штормом.. 5) Асрава представлен притоком пыли.. 6) Бандх представлен скоплением пыли в доме.. 7) Самвара представляет собой закрытие дверей и окон, чтобы остановить накопление пыли.. 8) Нирджара представляет собой уборку уже собранной пыли из дома.. 9) Мокша представлена очищенным домом, который подобен отбрасыванию всех кармических частиц из души.
Джива (души)
Классификация самсари-дживов (переселяющихся душ) в джайнизме. Согласно священному джайнскому тексту,
Сарвартхасиддхи : «Неподвижные существа (стхавара-джива) обладают четырьмя жизненными силами: орган чувств осязания, сила тела или энергии, дыхание и продолжительность жизни.
Существует пять классов существ:
Существа с одним чувством (Экендрия Джива) имеют:
Существа с двумя чувствами (Беиндрия Джива) имеют:
- Чувство прикосновения
- Чувство вкуса
Существа с тремя чувствами (Триндрия Джива) имеют:
- Чувство прикосновения
- Чувство вкуса
- Обоняние
Четырехчувственные существа (Чатурендрия Джива) обладают:
- Чувством осязания
- Чувством вкуса
- Обоняние
- Зрение
Пятичувственные существа (Панчендрия Джива) имеют:
- Осязание
- Чувство вкуса
- Обоняние
- Чувство зрения
- Чувство слуха
Среди пятичувственных существ есть две подкатегории: Санджни - С умом; Асанджни - Без ума
Жизненные силы
Прана (жизненные силы) - это врожденная способность дживы выполнять определенное действие. Ниже приведены 10 пран:
- Шротрендрия Прана - Способность слышать
- Чакшурендрия Прана - Способность видеть
- Гранендрия Прана - Способность нюхать
- Расанендрия Прана - Способность вкушать
- Спаршанендрия прана - способность касаться
- манабала прана - способность думать
- вачанабала прана - способность говорить
- каябала прана - физические способности
- Швасочвасабала Прана - Способность дышать
- Аюшьябала Прана - Способность жить.
(Говорят, что любое живое существо живет только до тех пор, пока его / ее Аюшьябала Прана позволяет ему / ей.)
Типы Кайи (Тел)
- Притхвикая Джива - Класс существ, тело которых состоит из Земли. Они подпадают под категорию Однодушных существ.
- ДжалаКая Джива - Класс существ, тело которых состоит из воды. Они подпадают под категорию Однодушных существ.
- Агникая Джива - Класс существ, тело которых состоит из огня. Они подпадают под категорию Однодушных существ.
- Ваюкая Джива - Класс существ, тело которых состоит из воздуха. Они подпадают под категорию Однодушных существ.
- Ванаспатика Джива - Класс существ, тело которых состоит из растений. Они подпадают под категорию Единодушных существ.
- Трасакая Джива - Класс подвижных существ. Они подпадают под категорию двухчувственных, трехчувственных, четырехчувственных и пятичувственных существ.
Индрий
Пять Индрий, или 5 чувств:
- Спаршана Индрия - Чувство прикосновения
- Расана Индрия - Чувство вкуса
- Гхрана Индрия - Чувство обоняния
- Чакшу Индрия - Чувство видения
- Карна или Шротра Индрия - Чувство слуха
Парьяптис
Парьяптис или достаточность, которые определяются присутствием частиц кармина в каждой душе в то время, когда душа принимает новое рождение. Парьяпти бывают 6 типов:
- Ахара Парьяпти - наличие кармических частиц, которые определяют способность дживы есть
- Шарира Парьяпти - наличие кармических частиц, которые определяют способность дживы иметь
- Индрия Парьяпти - Присутствие кармических частиц, которые определяют способность дживы иметь органы чувств, а именно осязание, вкус, обоняние, слух и зрение.
- Швасочваса Парьяпти. - Наличие кармических частиц, которые позволяют дживе дышать.
- Бхаша Парьяпти - Наличие кармических частиц, которые позволяют дживе говорить.
- Мана Парьяпти - Наличие кармических частиц, которые позволяют джива мыслить рационально и различать хейя (можно избежать), джнейа (познаваемая, но не выполнимая) и упадейя (достойная подражания).
Типы телосложения
Мирские души (души, не достигшие освобождения) сопровождаются 5 типами телосложения:
- Аударика Шарира - Физическое тело, состоящее из кожи, костей, м. есть, кровь и т.д. Все живые существа, жившие на Земле, имеют это тело.
- Вайкрияка Шарира - Тело небесных существ и адских существ. Не подчиняется физическим законам Земли. Считается, что такое телосложение может трансформироваться в различные формы.
- Ахарака Шарира - это особый вид телосложения, который может быть сформирован только очень особыми аскетами, чрезвычайно сведущими в древних текстах (Пурвах).
- Тайджас Шарира - Такое телосложение присуще каждому живому существу, поскольку оно необходимо для поглощения пищи, которую мы едим, жидкости, которую мы пьем, и воздуха, которым мы дышим. Его сравнивают с огнем, поскольку огонь может поглотить все, что было до него.
- Кармана Шарира - Такое телосложение имеет каждое живое существо, которое не освобождено, независимо от того, живет ли оно в аду, на небесах или на Земле. Это тело состоит из карм.
Йог
Пятнадцать йог (сумма действий) состоят из четырех манойог (умственных действий), четырех ваканайог (словесных действий) и семи каяйог (физических действий).).
Четыре манойоги:
- Сатья Манойога - Истинная умственная активность,
- Асатья Манойога - ложная умственная активность,
- Мишра Манойога - Умственная деятельность, которая частично верна и частично ложно,
- Вьявахара манойога - Практическая умственная деятельность.
Четыре ваканайоги:
- Сатья ваканайога - правдивая словесная деятельность,
- Асатья Вачанайога - ложная словесная деятельность,
- Мишра Вачанайога - Вербальная деятельность, которая частично истинна, а частично ложна,
- Вьявахара Вачанайога - Практическая вербальная деятельность.
Семь каяйог:
- Аударика Каяйога,
- Аударика Мишра Каяйога,
- Вайкрияка Каяйога,
- Вайкрияка Мишра Каяйога,
- Ахарака Кайога,
- Ахарака Мишра Каяйога,
- Кармана Кайога.
Теория кармы
Религия джайнов уделяет большое внимание карме. По сути, это означает, что все дживы пожинают то, что сеют. На счастливое или несчастное существование влияют действия, совершенные в предыдущих рождениях. Эти результаты могут быть разными в одной и той же жизни, и то, что мы сеем, не ограничивается физическими действиями. Физическая, вербальная и умственная деятельность влияет на будущие ситуации. Карма долгое время была важным компонентом джайнизма и других индийских религий, таких как буддизм, индуизм и сикхизм. Обычно считается, что всеведущий тиртханкар может предвидеть все задолго до науки.
Типы карм
- Гхатки-кармы - это те кармы, которые препятствуют врожденным способностям души к всеведению, всевосприятию, высшему блаженству и всемогуществу.
- Джнанаваранийя карма - Кармы, которые препятствуют внутренней способности души знать все (всеведение)
- Даршанаваранийя карма - Кармы, которые препятствуют внутренней способности души видеть все (всевосприятие)
- Мохания карма - Обманывающая карма, мешающая внутренняя способность души быть в высшей степени блаженной.
- Антарая карма - Кармы, вызывающие препятствия, которые препятствуют присущей душе высшей силе (всемогуществу)
- Кармы агхатки - это те кармы, которые вызывают временную зависимость
- Vedanīya karma - Кармы, вызывающие чувство счастья и несчастья.
- Nāma karma - Кармы, которые определяют тип тела, в котором будет рождаться душа.
- yushya karma - Кармы, определяющие продолжительность жизни тела, в котором родится душа.
- Готра карма - Кармы, которые определяют, родился ли человек в семье с высоким статусом или в семье с низким статусом.
Компоненты Самьяктвы
- Нишанкитатва - Не сомневайтесь в правдивости и правильности
- Nikānkṣitatva - Отсутствие временных желаний в достижении духовных целей.
- Nirvicikitsatva - Отсутствие отвращения или смущения в служении джайнским аскетам, несмотря на то, что мужчины-дигамбара-аскеты носят без одежды и чтобы джайнские аскеты какой-либо секты не купались, не чистили зубы или не выполняли другие действия, связанные с украшением тела.
- Амудхадритва - Отсутствие ложного понимания учений Джины.
- Упабрихана - Достижение совершенства в духовной деятельности и соблюдение религиозных практик.
- Штитикарана - Стабилизация веры собратьев-джайнов, которые кажутся шаткими в своей вере в учение джинов, чтобы восстановить их веру в джинов.
- Прабхавана - Провести свою жизнь в манера, прославляющая религию джайнов.
- Ватсалья - Братство и братство с другими джайнами.
Бхавана (мысленные созерцания)
- Анитья - Непостоянство. Все непостоянно, кроме души.
- Ашарана - В этом постоянно меняющемся мире нет прочного убежища, кроме мокши, или освобождения.
- Сансара - Временной мир непостоянен. Только Мокша постоянна.
- Экатва - Единство с душой
- Анятва - Отношение ко всем личностям и вещам, кроме души
- Ашучитва - Тело полно грязи. Следовательно, отождествление с этим смертным телом и привязанность к нему бесполезны.
- Исрава - Прилив. Обманутые мирские существа страдают от постоянного притока в душу порождающей рабство кармы.
- Самвара - Остановка. Прекращение притока кармы, вызывающей рабство, в душу.
- Нирджара - Пролитие. Освобождение души от кармы, вызывающей узы.
- Дхармасвакхьята - Дхарма реализуема.
- Лока - Вселенная во всех ее формах
- Бодхидурлабха - Это сложно Практически невозможно достичь правильного понимания души и истинного пути к освобождению.
Греховная деятельность
Джайны соблюдают обет Ахимсы и воздерживаются от всякого насилия. Рекомендуется искоренить греховную деятельность. Вот некоторые из греховных действий:
- Пранатипаат- --- Насилие
- Мрушаваад- --- Неправда
- Адатадаан ---- Кража
- Майтхун- - - Нецеломудренное поведение
- --- Собственность
- Кродха --- Гнев
- --- Высокомерие
- Майя --- Иллюзия
- Лобха --- Жадность
- Рага --- Привязанность
- Двеш Ирша --- Ненависть
- Калаха --- (Агитация)
- --- Обвинение
- --- Сплетни
- --- Нравится и не нравится
- --- Критика
- Маяврушаваад --- одержимость
- --- Неправильная вера
Ссылки