Якоб Готфрид Хаафнер | |
---|---|
Хаафнер в 1805 году | |
Родился | (1754-05-13) 13 мая 1754 года. Галле, Германия |
Умер | 4 сентября 1809 (1809-09-04) (55 лет). Амстердам, Нидерланды |
Гражданство | Голландец |
Род занятий | Писатель-путешественник, бухгалтер |
Известная работа | Путешествие в паланкине (1808, два тома) |
Супруг (ы) | AM Кройнинк (м. 1791) |
Родитель (и) | Маттиас Хаафнер |
Якоб Готфрид Хаафнер (Галле, 13 мая 1754 г. - Амстердам, 4 сентября 1809 г.) был немецко-голландским писателем-путешественником, который жил и много писал о Индии и Шри-Ланке. Его путешествия были отмечены романтическим подтекстом, живыми описаниями индийских культур и народов, а также критикой европейского колониализма, рабства и культурного господства.
В 1805 году Хаафнер принял участие в ежегодном конкурсе эссе, организованном Teylers Eerste Genootschap (англ. Teylers Theological Society). Его антиколониалистский и контр-миссионерский трактат под названием Onderzoek naar het nut der zendelingen en zendelings-genootschappen (английский язык: Исследование полезности миссионеров и миссионерских обществ) был выбран победителем и опубликован в 1807 году среди всеобщего ужаса.
Якоб Готфрид Хаафнер родился в Галле, Германия 13 мая 1754 г. отец-француз и мать-немка. Семья переехала в Эмден на северо-западе Германии, где отец Якоба, Матиас, работал судовым хирургом в Emden Company, затем в Амстердам в 1763 году, когда он присоединился к голландской Ост-Индской компании. Однако незадолго до прибытия в Кейптаун во время поездки в Азию в 1766 году, Матиас Хаффнер умер, оставив 12-летнего Джейкоба на попечении приемной семьи в Капской колонии.
В 1768 году Якоб Хаафнер записался юнгой на корабль, направлявшийся в Батавию (современная Джакарта, затем столица Голландской Ост-Индии ). Там он работал наставником для детей высокопоставленного чиновника VOC. В 1770 году он вернулся в Амстердам и стал учеником художника и гравера Рейнира Винкелеса.
В июне 1771 года Хаафнер поступил на службу в качестве VOC слуга и отправился в Нагапаттинам, столицу голландского Коромандел с 1660 по 1781 год. Устав от жизни моряка, он поселился в городе и работал в нем. фабрику в качестве помощника бухгалтера с 1773 по 1778 год, изучая тамильский и ведя частную торговлю на стороне. В 1779 году он был назначен секретарем-бухгалтером в филиал в Садраспатнам.
. Во время Четвертой англо-голландской войны (1780-1784) он был взят в плен и содержался в Мадрас, где он стал свидетелем борьбы между британской армией и Хайдер Али, султаном и фактическим правителем Королевства Майсур, а также голодом, нанесшим ущерб городу. в 1782 году. Освобожденный в конце года, он прибыл на Цейлон (современный Шри-Ланка ) в начале 1783 года. С июня по сентябрь он отправился в пеший поход по остров от Джафнапатнам до Коломбо, затем уехал в Калькутту в Западную Бенгалию.
В центре британской колониальной администрации он нашел работу бухгалтер бывшего губернатора Бенареса Джозефа Фоука. Развивая глубокий интерес к индийской культуре и изучив множество индийских языков (тамильский, урду, хинди, телугу и санскрит ), он познакомился с Азиатским обществом, основанным в 1784 году сэром Уильямом Джонсом. В 1786 году он путешествовал на юг вдоль побережья Короманделя через Тамилнад и Орисса, преодолев более 600 миль на паланкине. С января по сентябрь он посещал святыни и храмы, делая зарисовки древних памятников, таких как руины храма в Маммаллапураме, который он называл «одним из самых красивых и крупнейших дворцов [своего] времени» и сравнивал с «чудесами Египта».
Рисунки Хафнера, изображающие храмового танцораРезультат этого путешествия описан в Reize in eenen Palanquin (английский язык: Путешествие в паланкине), двухтомном повествовательном труде об индийском языке. пейзаж, люди, религиозные обычаи и древняя архитектура. В определенной степени писатель идеализировал субконтинент, критикуя, в частности, англичан за разрушение и страдания местного населения: «Мошенники, расточители, преступники, банкроты и другие плохие люди, каждый бежит в Индию, чтобы угнетать бедных индейцев, грабить их и убивать ".
Трагическая смерть Мамии, храмовой танцовщицы, в которую влюбился Хаафнер, завершила его путешествие. Вскоре после этого он уехал, путешествуя через Маврикий, Южную Африку, Францию и Германию, обратно в Амстердам в 1790 году.
Вернувшись в Европу, Хаафнер вложил свое состояние во французские облигации, которые почти обесценились после революции. Чтобы обеспечить семью, он открыл магазин трубок. В 1796 году он безуспешно пытался устроиться на работу к директорам голландской Ост-Индской компании.
Обложка приключений во время путешествия из Мадраса через Транкебар на Цейлон (1806)Его рассказы о путешествиях были опубликованы между 1806 и 1821 г., три из которых были опубликованы посмертно его старшим сыном Кристианом Матиасом. Вместе пять рассказов о путешествиях составили автобиографию:
Они были переведены на немецкий (1806, 1809 и 1816), французский (1811), шведский (1811), английский (1821) и датский (1821). В заметке французского издателя Хаафнер был назван «оригинальным мыслителем» с «блестящим и энергичным» стилем письма; один английский рецензент написал: «В мистере Хаафнере присутствует жизнерадостный вид, что определенно противоречит месту его рождения».
Кроме того, Хаафнер работал над переводом санскрита эпос, Рамаяна, который в итоге был опубликован в Амстердаме в 1823 году.
В 1805 году Хаафнер вошел в ежегодный конкурс эссе, организованный Teylers Eerste Genootschap (английский язык: Первое общество Тейлера), также известным как Godgeleerd Genootschap (Теологическое общество), на получение денежного приза на вопрос: для чего использовалось миссионерская работа в заграничном мире в прошлом и что можно сделать, чтобы улучшить эту работу в будущем?
Опубликованный трактат Хаафнера (1807 г.)В своей статье, озаглавленной «Onderzoek naar het nut der zendelingen en zendelings-genootschappen» (английский язык: исследование полезности миссионеров и миссионерских обществ), Хаафнер осудил поведение миссионеров в колонии и приводили доводы в пользу полного отказа от всех имперских властей, цитируя Вольтера, Руссо, Бартоломе де лас Касас, Бартоломеуса Цигенбалга, Пьер Франсуа Ксавье де Шарлевуа и Томас Гейдж. Эссе, которое в итоге было опубликовано как победитель конкурса, вызвало жаркие споры в голландских миссионерских кругах. Критики обвиняли Хаафнера в том, что он полагался на неадекватные исторические знания и ложные концепции, а также в моральном разложении.