Имперский совет (Османская империя)

редактировать
Прием французского посла Великим Визирем и Императорским Советом в 1724 году

Имперский Совет или Императорский Диван (Османский тюркский : ديوان همايون, романизированный: Dîvân-ı Hümâyûn), был де-факто кабинет Османской империи на протяжении большей части своей истории. Первоначально это было неформальное собрание высокопоставленных министров под личным председательством султана, а в середине 15 века состав и функции Совета стали жестко регламентироваться. Великий визирь, ставший заместителем султана в качестве главы правительства, взял на себя роль председателя Совета, в который вошли также другие визиры, отвечающие за военные и политические дела, два кади'аскера или военных судей, дефтердары, отвечающие за финансы, нишанджи, отвечающие за службу дворцовых писцов, а затем капудан Паша, начальник Османского флота, а иногда и бейлербей Румелии и ага янычар. Совет собирался в специально отведенном здании во Втором дворе дворца Топкапы, сначала ежедневно, а к XVI веку четыре дня в неделю. В его компетенцию входили все вопросы управления Империей, хотя точные процедуры больше не известны. Ему помогала обширная секретарская бюрократия в рамках reis ül-küttab для составления соответствующих документов и ведения записей. Императорский совет оставался главным исполнительным органом Османского государства до середины 17 века, после чего он утратил большую часть своей власти в пользу должности великого визиря. С реформами Танзимата начала 19 века его сменило кабинетное правительство западного образца.

Содержание
  • 1 История и функции
  • 2 Членство
  • 3 Бюрократия Совета
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
История и функции

Первоначально Имперский Совет был вероятно, это неформальный консультативный орган, состоящий из высокопоставленных государственных деятелей, но он также функционировал как суд. В XIV веке и до середины XV века его, по-видимому, лично возглавлял султан, «предполагая, что отношения между султаном и визирями оставались неформальными, с советники султана в роли как союзников, так и подчиненных "по словам османиста Колина Имбера. Встречи часто были общественными или полуобщественными, на которых султан появлялся в окружении своих старших советников и выслушивал жалобы своих подданных, отправлял правосудие и назначал должности на государственные должности. В случае междуцарствия между смертью султана и прибытием его преемника из провинции, Совет проводился старшими советниками самостоятельно.

Более поздняя османская традиция считала, что это было Мехмед II (r. 1444–1446, 1451–1481), который отказался от практики личного председательства в совете, вместо этого переложив эту ответственность на великого визиря, ipso facto определив последний как отдельный пост от других визирей. Свод законов Мехмеда II гласит, что султан будет наблюдать за заседаниями Совета за ширмой, практика, которая продолжалась до правления Сулеймана Великолепного (r. 1520–1566), которые вообще перестали посещать заседания Совета. Тем не менее, преемник Мехмеда II, Баязид II (r. 1481–1512) до сих пор регистрируется как открытое личное председательство на заседаниях Совета, хотя к тому времени эти случаи были задействованы в сложных церемониях, что резко контрастировало с неформальностью таких аудиторий перед Мехмедом II.

Зал Имперского Совета во дворце Топкапы, Стамбул

После того, как Эдирне стал столицей Османской империи в конце 14 века, Совет собирался во дворце там или где-либо еще султан в настоящее время проживает. После падения Константинополя в 1453 году Совет сначала собирался в Старом дворце (Эски Сарай), а после его строительства в 1470-х годах переехал в дворец Топкапы. Там у Совета было специальное здание (диванхане) во втором дворе. Нынешнее здание было построено в начале правления Сулеймана Великолепного великим визирем Паргали Ибрагимом-пашой и отреставрировано в 1792 и 1819 годах. Собственно здание совета было известно как куббеалты («под куполом»). Во время кампаний Совет собирался в шатре Великого Визиря, который всегда располагался рядом с палаткой султана.

Кодекс законов Мехмеда II предусматривает, что Совет должен собираться ежедневно, из которых четыре раза в Совете. Палата (Arz Odası) во дворце Топкапы, где они были приняты главным приставом (çavuş başı) и интендантом привратников (kapıcılar kethudası). К XVI веку, однако, весь Совет собирался регулярно четыре дня в неделю, по субботам, воскресеньям, понедельникам и вторникам, а заседания длились от семи до восьми часов, начиная с рассвета и заканчивая в середине дня летом и в середине дня. -день зимой. Члены ели трижды на каждой сессии совета, завтракали по прибытии, затем после завершения основного обсуждения и, наконец, после заслушивания петиций. Раньше султан часто обедал с визирями после Собора, но Мехмед II прекратил эту практику. Кроме того, проводились внеочередные заседания Совета: ulufe divani или galebe divani, созываемые каждый квартал для распределения квартальной заработной платы (ulue) между членами корпуса kapıkulu («рабы Порты»)., включая янычар, а также для официального приема иностранных послов и аяк дивани или «пеший совет», когда все оставались стоять, экстренное заседание под председательством султана или командующего армией, когда

Хотя многие решения были приняты вне формального контекста Имперского Совета, он был главным исполнительным органом Империи, выполнявшим все виды государственных задач, таких как ведение международных отношений, включая прием иностранных послов, подготовка кампаний, строительство укреплений и общественных зданий, прием отчетов от губернаторов провинций и назначение на государственные должности, а также продолжение работы в качестве суда, в частности Право для представителей военного класса. Внутренняя работа Совета неясна, поскольку во время заседаний протоколы не велись, но формулировка постановлений Совета указывает на то, что большинство решений было продиктовано петициями, касающимися конкретной проблемы. Позднее иностранные наблюдатели, освещавшие дела Османской империи, также подчеркивали, что совет был «чисто консультативным, а окончательная ответственность возлагалась на великого визиря» (Бернар Льюис ).

Окно с решеткой, из которого султан мог наблюдать за заседаниями Совета

Невозможно определить, какую роль султан играл в работе Совета. С одной стороны, все решения принимались от его имени и на его полномочия, а кодексы османских законов предусматривали, что султан мог сообщить о своих желаниях Совету через Капи-ага. Однако в османской правовой теории, кодифицированной в XVI и XVII веках, великий визирь был «абсолютным заместителем» султана и единственным посредником между монархом и администрацией. На встрече Великий Визирь - однако, согласно некоторым свидетельствам XVI века, это было сделано всем Советом - должен был доложить о происходящем султану во Внутреннем дворце. Эти беседы между Великим Визирем и султан были, вероятно, главным каналом связи между правителем и его правительством. В то же время султан мог при желании тайно подслушивать заседание Совета за окном с решеткой (kasr-ı adil), выходящим на зал Совета и напрямую связанным с личными покоями султана в гарем, добавленный либо в начале правления Сулеймана Великолепного, либо, согласно другой традиции, уже Мехмедом II. Ясно, однако, что каждый султан предпочитал разный стиль правления, и их роли менялись даже в рамках одного и того же правления: таким образом, Ахмед I (r. 1603–1617) записан как отказавшийся от аудиенции у своего Великого визиря, требующий вместо этого письменных отчетов, в то время как Мурад III (r. 1574–1595) сначала еще раз лично председательствовал на заседаниях Совета, но по мере продолжения его правления все больше отказывался от активного участия. К середине 17 века, с другой стороны, прежний тщательно продуманный протокол на заседаниях Совета был еще раз ослаблен, и османский ренегат сообщает, что султан (возможно Мурад IV, r. 1623–1640) еще раз лично председательствовал на заседаниях Совета. Кроме того, придворные и слуги Внутреннего дворца или члены Императорского гарема, такие как Валиде Султан (мать султаны) или Хасеки Султан (Султана-консорт), имевшая прямой и близкий доступ к личности султана, часто влияла на правительственные решения, минуя Имперский совет и Великого визиря в целом.

Со временем, как важность Великого визиря в османской системе После дневной молитвы (икинди) в резиденции Великого Визиря стало обычным делом проводить послеобеденное собрание (ikindi divani), чтобы подвести итоги оставшихся вопросов. В конце концов, икинди дивани приходили на встречи пять раз в неделю и взяли на себя большую часть фактических дел Совета. Превосходство великого визиря было официально оформлено в 1654 году, когда было построено специальное здание (bab-i ali, «Sublime Porte, или pasha kapısı»), которое служило Великому визирю как резиденцией и как офис. Бюрократия, обслуживающая Имперский совет, была постепенно перенесена в это новое место, и к 18 веку сам Имперский совет, по словам Бернарда Льюиса, «стал ничтожным». султаны-реформисты конца 18 - начала 19 века заменили Императорский совет новым учреждением, а также сформировали специальные советы для проведения своих реформ. Эта система постепенно превратилась в кабинетное правительство западного образца.

Членство
Кади'аскеры

По крайней мере, ко времени Мехмеда II основные члены Совета закрепились. В их состав входили:

  • визири, ответственные за политические и военные дела, а также подлежащие отправке в поход либо под началом султана или великого визиря, либо в качестве самих командиров. Первоначально их было три, но в середине XVI века их было четыре, в 1566 году - пять, а в 1570/1 - семь. В 1642 году их число достигло одиннадцати, но к этому времени титул визиря носили также старшие губернаторы провинции (бейлербеи ), которые не присутствовали на совете. Визири, имевшие право присутствовать на Соборе, были назначены «визириями купола» (kubbe vezirleri) с купола, возвышающегося над залом совета в диванхане.
  • военные судьи (kadi'askers ), ответственный за правовые вопросы. Вероятно, основанный при Мураде I, был только один держатель этого поста до последнего правления Мехмеда II, когда был учрежден второй, что привело к разделению ответственности между ними: один отвечал за Румелию ( Европейские провинции) и один для Анатолии (азиатские провинции). В течение короткого периода времени также подтверждается существование третьего кади'аскера.
  • казначеев (дефтердарс ), первоначально занимавших одну должность, увеличилось до двух (аналогично одному для Румелии). и один для Анатолии) к 1526 г., и четыре с 1578 г. (Румелия, Анатолия, Стамбул и «Дунай», т. е. северное побережье Черного моря ). Дальнейшие дефтердары служили в провинции. С упадком государственных финансов с конца 16 века их важность значительно возросла.
  • канцлер (nişancı ), возможно, одна из самых древних должностей, изначально был человеком, который рисовал печать султана на документах, чтобы сделать их официальными. Он стал главой постоянно расширяющегося правительственного секретариата, курируя выпуск официальных документов.
A defterdar

Члены Имперского Совета представляли вершины своей профессиональной карьеры: визиры - военно-политические; кади'аскеры - законные; defterdars финансовая служба; и nişancı дворцовая служба писцов. Это особенно актуально после XVI века, когда эти карьеры стали, как правило, взаимоисключающими. В то время как последние группы с самого начала набирались в основном из турецкого мусульманского населения (хотя кади'аскеры, как правило, происходили из очень ограниченного круга легальных семей), после 1453 г. визиры в основном набирались из обращенных христиан. Частично они были добровольными (включая членов византийских и других балканских аристократических семей до начала XVI века), но со временем это были продукты системы девширме, которая вводила во дворец юношей скромного происхождения. Школа стала преобладать. Назначение в ряды Императорского совета открывало путь к огромной власти, влиянию и огромному богатству, которое сопровождалось столь же показными расходами, поскольку, как пишет Колин Имбер, «признаком статуса человека в османском обществе был размер его дом и размер его свиты, когда он появлялся на публике ", что означает, что члены Совета часто держали сотни, если не тысячи, рабов.

Со временем членский состав Совета был расширен за счет включения дополнительных должностных лиц :

  • бейлербей Румелии Эялет, который был единственным губернатором провинции, имеющим право на место в Совете, но только тогда, когда вопрос подпадал под его юрисдикцию.
  • после того, как пост был вынесен. В 1535 г. Капудан-паша, главнокомандующий Османским флотом, также был принят в члены
  • Ага янычары были допущены в Совет, если он имел звание визиря.

Кроме того, ряд чиновников присутствовал на Совете меня заседаний, но не имел мест в зале и не принимал участия в обсуждениях, таких как глава писцов (reis ül-küttab ), çavuş başı, kapıcılar kethudası, различные финансовые секретари и дворцовые чиновники, переводчики (tercüman, отсюда «драгоман ») и начальники полиции, каждый по очереди со своей свитой из клерков и помощников.

Советская бюрократия
Reis ül-küttab

Постоянно расширяющаяся служба писцов под руководством рейса ül-küttab помогала членам Совета, готовя материалы для его заседаний, фиксируя его решения и создавая необходимые документы. Поскольку в их обязанности входило составление государственной переписки с другими державами, первоначально они, вероятно, были привлечены из разных сред, поскольку до начала 16 века султаны вели переписку с иностранными правителями на их родном языке. После ок. 1520 документы были составлены только на турецком, арабском или персидском языках, и служба, похоже, состояла исключительно из мусульман.

Основными отделениями этой секретарской службы были:

  • главная канцелярия (диван калеми или бейлик / бейликчи калеми) под бейликчи, старшим подчиненным рейса ül-küttab. Это был отдел, ответственный за составление и публикацию всех императорских указов (фирман ) или постановлений по всем вопросам, кроме финансовых, а также за хранение архива оригиналов всех законов и постановлений (канун ), а также договоры или другие документы, касающиеся отношений с другими государствами.
  • тахвил калеми, также нишан или кесе калеми, который выдал документы о назначении на должности визиря, бейлербея, санджакбея и провинциальный кади, и вел соответствующие записи. Кроме того, он касался предоставления и передачи тимаров и зиамец.
  • руус калеми, который отвечал за назначения всех других гражданских, военных или религиозных должностных лиц, помимо тех, которыми занимались тахвил калеми.
  • офисы церемониймейстера (tesrifatçı) и официального придворного летописца (ваканувис), которые вели записи о церемониях и истории.
  • более позднее дополнение, амеди или амедчи, начальник штаба рейса ül-küttab, возглавлял отдел, отвечающий за ведение иностранных дел, а также за связь между различными правительственными ведомствами и дворцом.
Ссылки
Источники

.

Последняя правка сделана 2021-05-23 12:21:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте