Кади (Османская империя)

редактировать

A kadi (арабский : قاضي qāḍī ; турецкий : kadı) был должностным лицом в Османской империи. Термин «кади» относится к судьям, которые руководят делами в соответствии с исламским правом, но в Османской империи кади также стали важной частью административной иерархии центральной власти. После того, как Мехмед II кодифицировал свой канун, кади опирались на этот династический светский закон, местные обычаи и шариат - Исламский божественный закон - руководить их постановлениями. Наряду с вынесением судебных решений по уголовным и гражданским делам, кади контролировали управление религиозными пожертвованиями и были законными опекунами сирот и других лиц без опекуна. Хотя мусульмане, в частности мужчины-мусульмане, обладают более высоким статусом в суде кади, немусульмане и иностранцы также имеют доступ к судебной системе. В провинциальной административной системе Османской империи, известной как система тимар, кади служили важной проверкой власти военного сословия. Несмотря на непререкаемый авторитет султана, кади обладали определенной степенью автономии в своих постановлениях.

Территория кади называлась кадилук ; в провинции могло быть несколько кадилуков (санджак ). Каждая суб-провинция или каза, управляемая каймакам, имела кады (хотя не каждый кады был назначен одному каза, и границы со временем менялись).

Отношение к системе тимар

Османская империя управлялась по нисходящей иерархии, причем вся власть в конечном итоге принадлежала султану. Когда империя начала агрессивно осваивать обширные территории с разнообразным населением, имперская власть приняла систему тимар, чтобы управлять этими землями и обеспечивать стабильный источник налоговых поступлений. Выбирая из членов улемов (религиозных и юридических ученых), бераты султана назначали кади в округ. В каждом районе бей из военного сословия осуществлял исполнительную власть султана, в то время как кади представлял его законную власть. Разделение власти между этими двумя властями привело к хрупкому равновесию; бей нуждался в суждении кади, чтобы наказать подданного, а кади не мог выполнять свои собственные решения. По словам Эми Сингер, «именно им крестьяне подали свои жалобы на жестокое поведение, которому подвергались сипахи и другие». Хотя кади также часто злоупотребляли своей властью, разделение властей позволило классу, платящему налоги, разрешить свои жалобы без участия далекой имперской власти. Власть, наделенная кади, позволяла им защищать легитимность системы тимар, а также обеспечивать налоговую базу империи.

Автономия кади

Передача власти кади от султана давал кади определенные свободы, особенно в отношении применения закона, но также подтверждал власть султана. Как отмечает Рональд Дженнингс, «имперская власть могла легко затмить или подавить авторитет и инициативу кади. Порта назначала и увольняла их по своему желанию, устанавливала границы судебных административных единиц и поддерживала регулярную переписку со своими кади. Немногие кади осмелились бы искушать имперскую волю, и еще меньше смогли бы противостоять ее гневу ». Кадис выполнял приказы султана и его двора, сохраняя при этом автономию в своих постановлениях. Благодаря этой автономии кади сыграли важную роль в инициировании изменений в османской юриспруденции. Постановления кади не выходили за рамки отдельных случаев, но то, как они применяли законы, часто влияло на толкование закона имперской властью. Например, решения Кади относительно определенных денежных пожертвований (cash-waqfs), которые подверглись тщательной проверке из-за связи с процентами и ростовщичеством, в конечном итоге помогли узаконить эту практику. Степень, в которой кади мог отстаивать свою независимость, остается неясной, но у них было достаточно свободы действий, чтобы помочь направить развитие османского права.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 09:39:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте