Люди Ибибио

редактировать

Люди Ибибио
Nsibidi.png Нсибиди символы, которые используются Игбо, Ибибио, Эфик, Аннанг и Экой / Эджагам члены общества Экпе.
Общая численность населения
10 миллионов
Регионы со значительными население
Нигерия 8,482,000
Камерун 39,000
Экваториальная Гвинея 2,700
Тринидад и Тобаго. (Афро-тринидадцы и тобагонцы )371 (1813)
Языки
Ибибио, Английский
Религия
Христианство, традиционные,
Родственные этнические группы
Эфик, Анаанг, Эджагам, Орон, Игбо, Иджау

Ибибио люди прибрежные люди в южной Нигерии. В основном они встречаются в Аква Ибом, Кросс-Ривер и в восточной части Абии. Они связаны с народами аннанг игбо и эфик. Во время колониального периода в Нигерии Союз Ибибио просил британцев признать его суверенной нацией (Noah, 1988). Аннанг, Эфик, Экид, Орон и Ибено разделяют личные имена, культуру и традиции с ибибио и говорят на близких разновидностях (диалектах) ибибио, которые более или менее взаимно понятны. Экпо / Экпе - важная часть политической системы Ибибио. Они используют различные маски для осуществления социального контроля. Боди-арт играет важную роль в искусстве Ибибио.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 География
    • 2.1 Расположение Ибибиоленда
  • 3 Политическая система
  • 4 Религия
    • 4.1 Доколониальная эпоха
    • 4.2 Колониальная и постколониальная эпоха
    • 4.3 Библия на языке Ибибио
  • 5 Искусство
    • 5.1 Маски
      • 5.1.1 Экпо / Экпе
    • 5.2 Икот Экпене
    • 5.3 Боди-арт
      • 5.3.1 Бодиарт
      • 5.3.2 Мбопо
      • 5.3.3 Прически
  • 6 Племена и этнические группы ибибио
  • 7 Числа ибибио
  • 8 Демография
  • 9 Нди Ибибио
    • 9.1 Ньин Идо Ибибио
  • 10 См. также
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки
  • 13 Дополнительная литература
Происхождение

Люди ибибио считаются первыми жителями южной части Нигерии. Предполагается, что они прибыли в свой нынешний дом около 7000 г. до н. Э. Несмотря на исторические данные, неясно, когда Ибибио прибыл в штат. По мнению некоторых ученых, они могли происходить из центральной долины Бенуэ, в частности, из-за влияния Юкуна в старом Калабаре в какой-то исторический период времени. Еще одним указателем является широкое использование манилы, популярной валюты, используемой Jukuns. К этому добавляется южное движение Юкуна к побережью, которое, кажется, недавно сравнивали с образованием поселений Аква Ибом на их нынешнем месте.

В другой версии говорится, что Камерун предложит более краткое объяснение этого явления. История миграции Ибибио. Это было подтверждено устными свидетельствами полевых работников, которые утверждали, что основной народ Ибибио принадлежал к линии Афаха, чьим первоначальным домом был Усак Эдет в Камеруне. Это было основано на том факте, что среди народа ибибио Усак Эдет широко известен как Эдит Афаха (Ручей Афахи), что отражает тот факт, что люди Ибибио произошли от Усак Эдет. После того, как первая масса людей прибыла в то, что позже стало Нигерией, они поселились сначала в Ибоме, а затем в Арочукву. Ибибио, должно быть, некоторое время жил в Ибоме. В результате столкновений с народом игбо, кульминацией которых стала знаменитая «война Ибибио», которая произошла примерно в 1300 и 1400 годах нашей эры, они покинули Ибом и перебрались на нынешнюю землю Ибибио.

География

Люди ибибио проживают преимущественно в штате Аква Ибом и связаны с сообществом Анаанг, сообществом Ибибио и сообществами Экет и Орон, хотя другие группы обычно понимают язык Ибибио. Из-за большей численности населения Ибибио они имеют политический контроль над Государством Аква-Ибом, но правительство делится с Анаангами, Экет и Орон. Политическая система следует традиционному методу консенсуса. Несмотря на то, что выборы проводятся, на практике политические лидеры заранее обсуждаются таким образом, чтобы это было выгодно для всех.

Расположение Ибибиоленда

Люди Ибибио расположены в геополитической зоне Юг-Юг Нигерии, также известной как. До существования Нигерии как нации народ Ибибио был самоуправляемым. Народ ибибио стал частью Восточной Нигерии Нигерии под британским колониальным правлением. Во время гражданской войны в Нигерии восточный регион был разделен на три штата. был местом расположения Ибибио, одного из первых двенадцати штатов Нигерии после обретения Нигерией независимости. Эфик, Анаанг, Орон, Экет и их братья и сестры из округа Огоджа также находились в Юго-Восточном штате. Штат (Юго-Восточный штат ) позже был переименован в штат Кросс-Риверс. 23 сентября 1987 года военным указом № 24 штат Аква-Ибом был выделен из тогдашнего штата Кросс-Риверс в качестве отдельного штата. Штат Кросс-Риверс остается одним из соседних штатов.

Юго-западный Камерун был частью нынешнего штата Кросс-Ривер и штата Аква-Ибом Нигерии. Во время тогдашнего Восточного региона Нигерии он был разделен на Камерун в результате плебисцита 1961 года. В результате Ибибио, Эфик и Аннанг были разделены между Нигерией и Камеруном. Однако руководству северного региона Нигерии удалось сохранить «северо-западную часть» во время плебисцита, в котором сейчас находятся нигерийские штаты Адамава и Тараба.

Политическая система

Традиционно общество Ибибио состоит из сообществ, состоящих из больших семей с кровным родством, каждой из которых управляет их конституционный и религиозный глава, известный как Икпайсонг. Обонг Икпайсонг правил с Мбонг Экпук (Глава Семей), которые вместе с главами культов и обществ составляют «Афе или Асан или Эсоп Икпайсонг» (Традиционный совет, или традиционный храм, или традиционный суд)). Решения Обонг Икпайсонг исполнялись членами общества Экпо или Обон, которые действовали как посланники духов, а также вооруженные силы и полиция общины. Члены Ekpo всегда скрыты при выполнении своих полицейских обязанностей. Хотя их личности почти всегда известны, страх возмездия со стороны предков не позволяет большинству людей обвинять тех членов, которые переступают свои социальные границы, фактически совершая жестокие действия полиции. Членство открыто для всех мужчин-Ибибио, но для перехода в политически влиятельные классы нужно иметь доступ к богатству. Основная цель Ekpo - защитить своих людей и выступить в качестве защиты от потенциальных злоумышленников. Их волнуют вопросы и чрезвычайные ситуации, которые касаются безопасности города в целом. Кроме того, он служит для мужчин средством продуктивного использования энергии на благо всех. В период с июня по декабрь общество Ekpo играет большую роль в жизни сообщества. Многие действия, такие как сельское хозяйство, покупки, добыча еды и воды, запрещены в те дни, когда маски сняты и используются. Преступления также имеют более тяжелые последствия в этот период времени. В то время как сегодня наказания более мягкие, человек, уличенный в воровстве в этот период в 1940-х годах, будет убит членами Экпо. Вождь пошлет людей в масках, чтобы противостоять нарушителю правил, если возникнет необходимость. Оно известно как тайное общество, несмотря на то, что его цель и деятельность широко известны в деревне. Это связано с тем, что каждый должен соблюдать определенные законы во время сезона Экпо. Самые важные секреты - это серия кодовых слов и танцевальных шагов, которым обучают посвященных и используют их участники. Знание этих секретов позволяет членам свободно путешествовать в течение сезона, и если их поймают в путешествии без знания секретных терминов и танцев, они будут арестованы.

Общество Обон, с его сильным соблазнительным традиционным музыкальным мастерством и популярностью, открыто выполняет свои обязанности с музыкальным шествием и участием общественности, в которую входят дети, молодежь, взрослые и храбрые пожилые женщины.

Религия

Доколониальная эпоха

Религия Ибибио (Инам) была двухмерной, в центре которой было излияние возлияния, жертвоприношения, поклонения, консультации, общение и призыв к Богу Небес (Абаси Эньонг), Богу Земли (Абаси Исонг) и Верховному Существу (Абаси Ибом) Конституционным и религиозным королем / главой определенной общины Ибибио, который был известен по древние времена как Обонг-Икпайсонг (слово «Обонг Икпайсонг» в прямом переводе означает «Царь княжеств Земли» или «Царь Земли и княжеств» или традиционный правитель). Второе измерение религии Ибибио сосредоточено на поклонении, консультации, заклинании, жертвоприношении, умиротворении и т. Д. Бога Небес (Абаси Эньонг) и Бога Земли (Абаси Исонг) через различные невидимые или духовные сущности (меня Ндем) различных подразделений Ибибио, таких как Атакпо Ндем Уруан Иньянг, Афия Анван, Экпо / Экпе Оньонг, Этефия Иконо, Ава Итам и т. д. Жрецы этих Божеств (меня Ндем) были главными жрецами / жрицами храмов различных подразделений Ибибио.. Отдельное подразделение Ибибио могло состоять из множества взаимосвязанных автономных сообществ или королевств, управляемых автономным королем-жрецом по имени Обонг-Икпайсонг, которому помогали главы различных больших семейств (Мбонг Экпук), составляющих Сообщество. Это была древняя политическая и религиозная система народа Ибибио с незапамятных времен. Традиция, интерпретируемая на языке ибибио, называется «икпайсонг». Традиция (Ikpaisong) в Ibibio Custom олицетворяет религиозную и политическую систему. Слово «Обонг» на языке ибибио означает «правитель, король, лорд, вождь, глава» и применяется в зависимости от того, что касается Управления. В отношении Обонг-Икпайсонг слово «Обонг» означает «король». Применительно к главе села это слово означает «вождь». В отношении главы семьи (Обонг Экпук) это слово означает «глава». В отношении Бога это слово означает «Господь». Что касается главы различных обществ - например, Слово «Обонг Обон» означает «Глава или Лидер».

Священные земли (Акаи)

В каждой деревне были разбросаны священные земли акай (лес). Их называли акай, потому что никому не разрешалось очищать их для выращивания. Все могильники, святыни деревенских божеств и места для тайных обществ, таких как Экпо Оньохо, Экпе, Экунг, Идионг, Эконг и Обон, были священными. Все в этих местах было одинаково священным. Не членам тайных обществ не разрешалось входить в места, отведенные для таких тайных обществ, даже для сбора дров, палочек, фруктов (например, mkpook), овощей (например, afang и odusa) или улиток, или для охоты на животные, которые изобиловали в лесах. Объяснение простое. Если бы нечленам разрешили войти в какое-либо тайное общество акая, они могли бы со временем раскрыть секреты своего освященного веками общества, а нечестивые люди могли бы даже осквернить могилы своих предков, отсюда и запрет.

Душа и жизнь после смерти

Как и многие слова Ибибио, имя Укпонг (Душа) имеет четыре значения. Во-первых, эфирное тело, во-вторых, душа, в-третьих, дух и, в-четвертых, сверхдуша; последний всегда живет в доме Абаси Ибома и совершенно не связан с индивидуальностью, которая между воплощениями пребывает в стране мертвых. Хотя сверхдуша и дух объединены, большая часть Духа содержится в той части эго, которая воплощается.

Согласно Талботу, это сама душа, которая проводит часть своего времени как животное-оборотень или в кустарнике в лесу или в воде, и называется Укпонг Икот, или душа куста. Считается, что тень не связана с эфирным телом, а является эманацией души и, следовательно, подвергается прямому воздействию при любом воздействии на нее. Большинство ибибио верят, что душу человека можно призвать в его тень, которая появляется в тазе с водой. Затем тень пронзает копьем, его кровь видна в воде в бассейне, и человек умирает.

Ибибио верят, что после смерти ведется такое же существование, как и при жизни на земле; например, фермеры, кузнецы, охотники и рыбаки продолжат свои прежние занятия, в то время как социальное общение и развлечения продолжатся, как прежде. Пейзажи, дома, посевы и животные в загробном мире выглядят так же, как в этом мире, но туда перевозятся только те звери, растения и продукты питания, которые были принесены в жертву в честь умерших. Считается, что земля мертвых, как и земля живых, разделена на разные страны, города, деревни и родословные, где живут разные сообщества людей, как на земле. После смерти каждый человек попадает в ту часть, где проживает его народ.

Obot (Природа)

Ибибио верят в obot, то есть в индивидуальное создание людей Богом. Если кто-то дикий, говорят, что он таким был создан; если он добр, опять же, именно таким он был создан Богом; если он беден или богат, это его удел и т. д., поэтому никто не мог изменить его судьбу, потому что он был таким образом сформирован.

Эссьен Эмана (судьба). Ибибио также верят в судьбу, essien emana или uwa. Например, если человек умер случайно, то именно так он умер в своем предыдущем воплощении, и поэтому он должен был умереть таким образом. Если он был богат, он был таковым в своем предыдущем воплощении и должен быть таковым сейчас; если он был гениален, то именно таким ему суждено было стать и т. д. Он мог, однако, переломить ситуацию, если бы проконсультировался с Мбиа Идионгом, который один мог сказать ему, что делать. Прорицатели могли помочь ему точно определить, что он сделал в своем предыдущем воплощении, что повлияло на его нынешнюю жизнь. Затем они могли прописать ему, что делать, чтобы исправить ухудшающуюся ситуацию. Они считали, что если инструкции будут строго соблюдаться, то положение может измениться. Например, если у человека нет проблем, прорицатель мог бы сказать ему, что он убивал невинных детей в своем предыдущем воплощении, и что родители умершего и широкая публика проклинали его, говоря, что у него не будет никаких проблем и он будет продолжал убивать невинных детей во время своих воплощений, если только он не принес определенные вещи в качестве жертвоприношений. Когда Мбиа Идионг рассказал ему, что это были за вещи, и он принес их в жертву Матери Земле, Ибибио решил, что ситуация изменится; в противном случае он остался бы бездетным.

Колониальная и постколониальная эпоха

Ибибио были введены в христианство благодаря работе первых миссионеров в девятнадцатом веке. Сэмюэл Билл начал свою работу в Ибено. Он основал Церковь Куа Ибое, которая позже распространилась по средней полосе Нигерии. Позже были представлены и другие церкви, например Апостольская церковь. Независимые церкви, такие как Библейская церковь «Глубокая жизнь», появились в этом районе во второй половине двадцатого века. Сегодня люди Ибибио в основном христиане.

Библия на языке ибибио

История была сделана 27 августа 2020 года, когда в Ибом Холле в Уйо, столице Аква Ибом, был представлен первый в истории перевод Библии Ибибио. Издано 200-летним американским Международным библейским обществом (Biblica), издателем версии NIV.

Нвед Абаси ке Ико Ибибио Айо Мфин - Уфа Edioomo

Библия Ибибио была переведена профессорами Ибибио, в том числе профессорами Маргарет Мэри Окон, Бассе Окон, Эно-Абаси Уруа, Инимбом Акпаном, Удо Этуком, а также доктором Паулинус Ноа, д-р Эффионг Экпеньонг и преподобный Фр. Доктор Донатус Удутт, богослов, хорошо знающий греческий язык.

Искусство

Маски

Намеренно «уродливая» маска общества Экпо с сочлененной челюстью.

маски и экипировка общества Экпо составляют величайшие произведения искусства общества Ибибио. Ибибио часто целенаправленно играет с пропорциями в масках, чтобы исказить лицо. Компонент, который часто встречается в масках Ibibio, - это сочлененная нижняя челюсть. Люди Ибибио имеют общую тему противопоставления мужских и женских масок с помощью темных и светлых цветов соответственно. Эти маски не всегда выполняются вместе, но есть общее понимание их противоположного отношения. Женственные маски оформлены в светлых тонах, например, в белом. Их тонкие черты подчеркивают женственность. С другой стороны, мужские маски используют темные цвета, чтобы представить мистические силы леса. Эти маски часто имеют крупные детали и создаются намеренно некрасивыми. Они достигают этого, искажая черты лица неестественными способами, такими как выпученные глаза или неправильно расположенные рты. Многие деформации масок возникают в результате естественных болезней и недугов человека. Часто изображается гангоза - часть фрамбезии. Знаки облысения и трости также часто появляются, чтобы изобразить символы кармы и старости. В мужских костюмах используются природные материалы из дикой природы, такие как рафия и погремушки для семечек. В женских костюмах используются такие материалы, как светлая ткань, чтобы представить образ жизни в деревне.

Экпо / Экпе

Маски этого общества использовались, чтобы вызвать страх и казнить социальную жизнь. контроль. Самый распространенный тип маски - маска для лица с прикрепленной до талии рафией. Эффект масок и их устрашающее качество - часть того, что придает им силу, в дополнение к долгой истории Экпо. Надеть маску Экпо - значит отказаться от земной идентичности и принять наследственную. Используемые маски могут быть принадлежащими умершим предкам, масками, сделанными так, чтобы походить на предков, или масками, сделанными так, чтобы походить на деревенских героев. Многие из них вырезаны из легкого дерева, называемого укот (винная пальма). Это облегчает их ношение и перемещение. Для дополнительной поддержки маска прикрепляется к голове пользователя с помощью веревки, а в маску можно вставить горизонтальный кусок дерева, чтобы он мог укусить. Помимо рафии на самой маске, исполнители также носят юбку из рафии до колен. Голени, руки и кисти нарисованы углем. Каждый сезон к маске добавляется новая рафия, и в межсезонье она отображается в семейном или деревенском храме.

Икот Экпене

Ибибио известны своей резьбой по дереву, ткачество из рафии и изготовление керамических изделий. Икот Экпене - город в Нигерии, известный своим рынком, на котором ремесла продаются как туристам, так и средним -класс нигерийцев. Хотя ибибио не известны обработкой металлов, существует значительное количество мастеров, производящих этот вид искусства для продажи.

Маска общества Экпо с прикрепленной бахромой из рафии

Большинство производимых металлических изделий имеют скорее практическое, чем декоративное назначение. Несмотря на это, гробы Ибибио очень декоративны. На них изображены декоративные окрашенные металлические мотивы, красочные пластиковые листы и стеклянные панели по бокам.

Многие люди, которые вырезают маски Экпо, живут в Икот-Экпене.

Боди-арт

И то, и другое. используются временные и постоянные модификации кузова. Ритм и природа - важные мотивы в дизайне. Парикмахерское дело, боди-арт и модификация тела - основные направления боди-арта в исполнении Ибибио. Преднамеренное ожирение молодых женщин - еще один культурно важный аспект Ибибио.

Рисование тела

В живописи цель состоит в том, чтобы подчеркнуть, а не затемнить лицо или другие части тела владельца. Символ точки играет ключевую роль в понимании красоты. Окон Уметук в своей статье «Боди-арт в культуре ибибио» утверждает, что

«точка» рассматривается как единственный идеальный знак для обозначения и обобщения красоты в культуре ибибио.

Доказательства этого можно найти в изобилии точки, появляющиеся на лицах и телах украшенных людей. Символ «X» может быть нанесен на лоб, запястья и лодыжки как способ обозначения посредничества. Когда его носит прорицатель, он может обозначать связь с самим собой и богами, а также со своим народом. Члены ритуала могут носить его, чтобы символизировать мир, смирение, а также принятие.

Одунг - это тип бодиарта, который используется для таких событий, как брак, роды, совершеннолетие и смерть. Его также можно использовать, чтобы показать статус мужчины в обществе Экпо. Этот процесс обычно используется женщинами. Часто это делают после рождения ребенка. Оставшиеся после этого пятна могут оставаться на коже до трех месяцев. Обычно рисуют других профессионалы, и этот процесс может занять от пяти до восьми часов.

Идуот - еще одна форма росписи тела, которая символизирует плодородие. Пигмент берут из измельченного камвуда, а затем добавляют в воду, которая дает красное вещество. Пигментом украшены ладони, ступни, ноги и лица людей. Ибибио использует его частично из-за отбеливающего эффекта. После непрерывного использования кожа становится гладкой и светлой.

Современные люди Ибибио используют современные версии украшения тела, такие как тени для век, помада и подводка для глаз. Эти продукты помогают им выразить себя удобно, но теперь это новая форма выражения. Украшение корпуса имеет долгую историю для Ибибио. Такие вещества, как Атидо, использовались для украшения век задолго до появления современных теней для век. Как и в других культурах по всему миру, женщины-ибибио уделяют большое внимание глазу, когда дело доходит до макияжа.

Мбопо

Откорм молодых женщин при подготовке к замужеству - старый обычай который вымирает. Цель этого - усилить красоту незамужней женщины и подготовить ее к семейной жизни. После того, как девушка прошла этот ритуал, она считается Мбопо. Этот термин относится как к процессу откорма, так и к самой девушке. Ключевым аспектом этого является обучение будущих невест тонкостям ухода за детьми, материнства, ухода за домом и ожидаемого от нее поведения. Финансовое положение родителей девочки определяет, как долго она пробудет в откормочном доме. Это может быть от трех месяцев до семи лет, но большинство из них остаются в среднем на три года. Во время пребывания девочек хорошо кормят и от них не ждут никакой работы. Это связано с тем, что исторически лишний вес был признаком богатства и крепкого здоровья для Ибибио.

Кормящие матери также проходят ритуал откорма, который обычно проводится только для их первого ребенка. Ожидается, что за ритуал заплатят и муж, и свекровь. Ибибио считают естественным отдых матери после рождения ребенка, и поэтому мать не выполняет напряженных задач.

Прически

Прически - еще один способ для Ибибио символически обозначить определенные случаи. Прически в Ибибиоланде включают в себя как сложные плетения с использованием ниток, так и без них. Некоторые стили символизируют истории или события, произошедшие в жизни владельца. Если у замужней женщины растрепанные волосы, это указывает на то, что кто-то из ее близких, обычно ее муж, ребенок или другой родственник, умер. Другие стили могут указывать на возраст, семейное положение или социальное положение. Существуют также прически без всякого смысла, которые просто носят в модных целях.

Племена и этнические группы ибибио

Ибибио делятся на шесть субкультурных групп: восточные ибибио или собственно ибибио; Западный Ибибио или Аннанг; Северный Ибибио, или Эньонг; Южный Ибибио или Экет; Дельта Ибибио, или Андоми-Ибено; и Риверин Ибибио, или Эфик.

Числа Ибибио

Числа от нуля до десяти:

АнглийскийИбибио
0НольИкпоикпо
1ОдинКид
2ДваИба
3ТриИта ​​
4ЧетыреИнан
5ПятьИтион
6ШестьИтиокиед
7СемьИтиаба
8ВосемьИтиайта
9ДевятьУсокид
10ТенДуоп
Демография
  • Штат Аква Ибом в Нигерии
  • Штат Кросс-Ривер в Нигерии
  • Область Бенуэ в Нигерии (Люди Эфик-Ибибио были четвертой по величине этнической группой коренных поселенцев Бенуэ в Нигерии)
Нди Ибибио

Ньин Идо Ибибио

Мы люди Ибибио. «Нди» - это слово из Эфик, которое означает «Я есть». Хотя «Ндо» - это Ибибио, так же как «Нде» - это Аннанг, оно в основном используется Эфиком и Ибибио.

См. Также
Ссылки
  • понедельник Эфионг Ной, Протоколы Союза Ибибио 1928-1937. Modern Business Press Ltd, Uyo.
  • Совет традиционных правителей, Мбиабонг Этим, брифинг для Форума выпускников Мбиабонг Этим о происхождении и миграции народа Мбиабонг Этим из Ини LGA, штат Аква Ибом, 2009 г.
  • Икпе, Эммануэль Доминик, “Ibibio Nation” 2018. Правительство Союза студентов Университета Уйо.
  • Удо, Эдет А. (1983) Кто такие Ibibio? Africana-Feb Publishers Limited. Онитша, Нигерия. ISBN 9781750871
Внешние ссылки
Дополнительная литература
На Викискладе есть материалы по теме. людям Ибибио.
Последняя правка сделана 2021-05-23 09:50:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте