Хуэйюань ( китайский :慧遠; Уэйд-Джайлс : Хуэй-юань ; 334–416 гг. Н.э.) был китайским буддийским учителем, который основал храм Дунлинь на горе Лушань в провинции Цзянси и написал текст « Почему монахи не преклоняются перед королями в 404 году нашей эры».. Он родился в провинции Шаньси, но после долгой жизни буддийского учения он оказался в провинции Цзянси, где и умер в 416 году. Хотя он родился на севере, он переехал на юг, чтобы жить в пределах династии Восточная Цзинь.
Хуэйюань был посмертно назван Первым Патриархом буддийской школы Чистой Земли. Среди его учеников были Хуйгуань (慧 觀), Сэнцзи (僧 濟) и Фаан (法 安).
Хуэйюань начал изучать Чжуанцзы и Лаоцзы в молодом возрасте, а также учение Конфуция. Однако в возрасте 21 года он был обращен в провинции Хэбэй буддистом Дао Анем, китайским учеником миссионера Кучана. Слушание проповедей Дао Ань убедило Хуэйюаня «оставить семью» и начать жизнь в соответствии с буддийскими учениями. Позже он стал патриархом храма Дунлинь ( храм Восточного леса) на горе Лушань. Его учения были различными, в том числе Винаи (戒律), медитация (禪法), абхидхармы и Праджня или мудрость. Хотя Хуэйюань не проявлял инициативу в установлении отношений со светским миром, он имел контакты с придворными и дворянскими семьями. Хуэйюань дважды был приглашен диктатором Хуань Сюань для участия в дискуссиях о статусе духовенства, и Хуэйюань защищал независимость духовенства. Члены культурных классов приехали жить на гору Лу в качестве мирских учеников Хуэйюаня, чтобы принять участие в религиозной жизни. Помимо своего обучения и общения с мирянами-последователями буддийской веры, он также поддерживал ученую переписку с монахом Кумарадживой.
В 402 году он организовал группу монахов и мирян в секту Махаяны, известную как Буддизм Чистой Земли, причем Чистая Земля была западным раем Будды Амитабхи.
В 404 году Хуэйюань написал трактат « Почему монахи не преклоняются перед королями» (沙門 不敬 王者 論). Эта книга символизировала его усилия по утверждению политической независимости буддийского духовенства от судов монархических правителей. В то же время это был религиозный и политический текст, целью которого было убедить монархов и государственных министров с конфуцианскими взглядами в том, что последователи буддизма в конечном итоге не совершали подрывных действий. Он утверждал, что буддисты могут стать хорошими подданными в королевстве благодаря своей вере в возмездие за карму и желанию переродиться в раю. Несмотря на репутацию буддистов, которые оставили свою семью ради монашеской жизни, Хуэйюань заявил, что «те, кто радуются Пути Будды, неизменно в первую очередь служат своим родителям и повинуются своим господам».