Иехиэль бен Соломон Хейлприн

редактировать
Литовский раввин

Иехиэль бен Соломон Хейлприн (иврит : יחיאל היילפרין; ок. 1660 – ок. 1746) был литовским раввином, каббалистом И летописец.

Биография

Он был потомком Соломона Лурии, и проследил свою генеалогию от Раши до танна Иоханан Хасандлар. Он был раввином [be ; pl ], Минского воеводства до 1711 года, когда его вызвали в раввинат Минска, где он также исполнял обязанности главы ешивы до его смерти. Хейлприн был одним из самых выдающихся талмудистов своего времени. Он был противником казуистики и благодаря этому сумел сплотить вокруг себя огромное количество либерально настроенных учеников. В течение долгого времени ему приходилось выдерживать тяжелую борьбу с Арье Лейбом бен Ашером Гунцбергом, который еще молодым человеком основал ешиву в Минске, которая поначалу была очень процветающей. Арье Лейб напал на метод обучения Хейлприна, и антагонизм между ними распространился на их учеников. Позже Арье Лейб, будучи вынужденным помогать своему отцу в окружном раввинате, пренебрегал своей ешивой, которая в конечном итоге была закрыта, и Хейлприн больше не подвергался вмешательству.

Хейльприн посвятил часть своего времени изучению Каббалы, по которой он написал труд. Он был против того, чтобы апробировать новые книги, отклонившись, как он сам, всего лишь вдвое от своего общего принципа в этом отношении. Двумя столь любимыми произведениями были «Ир Хома» и «Маген ха-Элеф» Арье Лёба из Плоцка.

Седер ха-Дорот

Хейлприн особенно известен благодаря своему седер ха-Дорот. Этот труд состоит из трех независимых томов или частей:

  • Первый из них, озаглавленный «Йемот Олам», представляет собой историю от Сотворения мира до его времени. Автор всегда старается вычислить даты появления библейских персонажей. Он основывает свою работу на Юнасине Авраама Закуто, на Шалшелет а-Каббала Гедалия ибн Яхья и на Шемам Давиде Давида Ганса. Кажется, что эта первая часть была написана, когда автор был еще молод, так как последнее событие, которое он зарегистрировал, произошло в 1697 году.
  • Вторая часть, Седер аТанна'им ВехаАмораим, содержит списки Таннаим и Амораим в алфавитном порядке с указанием дат.
  • Третья часть представляет собой своего рода каталог, содержащий сначала имена всех авторов, затем имена их работ, оба расположены в алфавитном порядке. Хейлприн основал эту часть на Sifte Yeshenim из Shabbethai Bass, но добавил множество других названий. В предисловии он заявляет о многих преимуществах знания хронологического порядка талмудистов, что действительно в некоторых случаях абсолютно необходимо.

Вся работа сопровождается примечаниями к Талмуду, также расположенными в алфавитном порядке. Впервые он был опубликован внуком Хейльприна в Карлсруэ в 1769 году. Существует несколько других изданий, последнее (по состоянию на 1906 год) - это переработанное издание, сына Авраама Маскилейсона, Варшава, 1882.

Из множества других работ Хейльприна, упомянутых в Седер ха-Дорот, единственная была опубликована - это Эрке ха-Киннуйим, словарь синонимов и омонимов, встречающихся в Библии, Талмуд и другие сочинения, в основном каббалистические (Dyhernfurth, 1806).

Ссылки

Эта статья включает текст из публикации, находящейся сейчас в общественном достоянии : Зингер, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Хейлприн, Иехиэль бен Соломон». Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls. Библиография:

  • De Rossi, Dizionario, i.166;
  • Нафтали Маскилейсон в предисловии к своему изданию Seder HaDorot, как указано выше;
  • , Rabbanei Minsk, pp. 14–16, Wilna, 1898.
Последняя правка сделана 2021-05-24 05:21:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте