Мечи Грюнвальда

редактировать
Тип боевых мечей
Грюнвальдские мечи
Герб коммуны Грюнвальд Грюнвальдские мечи, изображенные на гербе современной коммуны Грюнвальд
ТипБоевые мечи
Место происхожденияПруссия
История службы
На службеДар Тевтонского ордена Польше и Литве после польского церемониала 1410 г. мечи
ИспользовалисьТевтонским орденом, после 1410 года - Польшей
История производства
Производилисьдо 1410 года

Грюнвальдские мечи (польский : miecze grunwaldzkie, литовский : algirio kalavijai) были подарком, подаренным Ульрихом фон Юнгингеном, Великим магистром ордена тевтонских рыцарей, королю Владиславу II Ягелло Польши и великому князю Витаутасу Литовскому 15 июля 1410 г., незадолго до Грюнвальдская битва (Танненберг). Подарок, пара простых голых мечей, был формальным приглашением в битву. После польско-литовской победы оба меча были доставлены королем Владиславом II в качестве военного трофея в Краков, столицу Польши в то время, и помещены в сокровищницу Королевского Вавельского замка.

Со временем эти два меча стали рассматриваться как королевские знаки отличия, символизирующие правление монарха над двумя народами, Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Вероятно, они использовались при коронации большинства польских королей с 16 по 18 века. В частных руках после разделов Речи Посполитой в конце 18 века, они бесследно исчезли в 1853 году. Однако они остались символом победы и прошлого Польши и Литвы., и важная часть национальной идентичности двух народов.

Содержание
  • 1 Грюнвальдская битва
  • 2 От военного трофея до королевских знаков отличия
  • 3 Спасение и потеря
  • 4 Символическое использование
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Грюнвальдская битва
Современные версии оружия, которое носили герольды великого магистра

Грюнвальдская битва была частью Великой войны, которая велась в 1409–140 гг. 1411 г. между польско-литовской коалицией во главе с королем Владиславом II и великим князем Витаутасом (Александром) с одной стороны и Тевтонским орденом при поддержке западноевропейских рыцарей и во главе с Великим магистром Ульрихом фон Юнгингеном с другой стороны. Это была решающая битва войны и одна из крупнейших в средневековой Европе.

Когда обе стороны готовились к битве утром 15 июля 1410 года, королю Владиславу II было объявлено о двух герольдах с двумя обнаженными мечами. Согласно летописи Яна Длугоша, они несли гербы своих хозяев: черный орел на золотом поле короля Сигизмунда римлян, и красный грифон на серебряном поле герцога Казимира V из Померании. Герольды были отправлены великим магистром Владиславу II и Витаутасу, но, поскольку последний был занят подготовкой своих войск к битве, только король в сопровождении своих ближайших помощников принял послов. Герольды говорили по-немецки, а королевский секретарь Домбровы выполнял функции переводчика. Они доставили, по словам Длугоша, следующее сообщение:

Ваше Величество! Великий Магистр Ульрик посылает вам и вашему брату (...) через нас, стоящих здесь заместителей, два меча в помощь, чтобы вы, с ним и его армией, могли меньше задерживаться и могли сражаться более смело, чем вы показали, и также что вы не будете продолжать прятаться и оставаться в лесу и рощах и не откладывать битву. И если вы считаете, что у вас слишком мало места для формирования своих рядов, прусский магистр Ульрик, чтобы побудить вас к битве, уйдет с равнины, которую он взял для своей армии, сколько вы хотите, или вы можете вместо этого выбрать любую поле битвы, чтобы вы больше не откладывали битву.

— Посланники великого магистра Ульриха фон Юнгингена, по словам Яна Длугоша, Анналы... Два меча Войцеха Коссака (ок. 1909). На этой картине мечи представлены членами Тевтонского ордена в своих характерных белых плащах, а не посланниками с геральдическими знаками, описанными Длугошем.

Пока они говорили, тевтонские силы фактически отступили из ранее занимаемые должности. Король принял мечи и, согласно письму, которое он позже написал своей жене, ответил следующими словами:

Мы принимаем мечи, которые вы посылаете нам, и во имя Христа, перед которым вся жесткая гордыня должна поклон, мы будем сражаться.

— Король Владислав II, Письмо королеве Анны Цельской

В то время посылать мечи как формальный жест, вызывающий врага на битву, было обычным явлением, добавление оскорблений не было. Следовательно, речь посланников была сочтена в высшей степени хвастливой и дерзкой, как видно из письма Яна Гуса королю Владиславу II, в котором богемский религиозный реформатор восхвалял польско-литовскую победу при Грюнвальде как триумф войны. смирение важнее гордости.

Где же тогда два меча врагов? Они действительно были срублены теми мечами, которыми они пытались устрашить смиренных! Вот, они прислали вам два меча, меч насилия и гордости, и потеряли многие тысячи из них, потерпев полное поражение.

— Ян Гус, Письмо королю Владиславу II, 1411 г.
От военного трофея до королевского знак отличия

Король отправил два меча в Краков и положил их вместе с знаменами тевтонской армии и другими военными трофеями в сокровищнице королевской сокровищницы Вавельский замок. В конце концов, «два прусских меча», как они были описаны в инвентарной описи казны в 1633 году, стали рассматриваться как часть драгоценностей польско-литовской короны. Они использовались в королевских коронациях на протяжении всего существования Речи Посполитой (1569–1795), а, возможно, и раньше, во время династического союза двух народов под Домом Ягеллонов. Поскольку пара мечей была передана двум правителям - Польши и Литвы, - каждое оружие было связано с одним из двух составляющих Содружества.

Памятник королю Владиславу II Ягелло в Центральном парке, Нью-Йорк, США, изображает его, размахивающего двумя мечами в победе.

Во время церемонии коронации избранный король сделал знак Крест трижды с Щербец или главный коронационный меч. Сразу после этого один из епископов, участвовавших в церемонии, вручил Грюнвальдские мечи королю, который, в свою очередь, передал их короне (то есть польским) и литовским меченосцам (miecznicy ). После коронации король вернулся из собора, где проходила церемония, в королевский замок, которому предшествовали, среди прочего, два меченосца, несущие Грюнвальдские мечи как символы царствования короля в двух странах.

В отличие от Щербца и других церемониальных мечей, хранящихся в королевской сокровищнице, Грюнвальдские мечи были простыми боевыми мечами, которые были типичны для вооружения европейских рыцарей начала 15 века. Когда-то они были украшены рукоятью из позолоченного серебра. Дополнительно на клинке одного меча был прикреплен маленький щит с гербом Польши, Белый орел, и аналогично такой же щит с литовским преследователем был прикреплен к другой.

Два из выборных королей Польши и Литвы были коронованы без использования Грюнвальдских мечей. Король Станислав I Лещинский был коронован в Варшаве в 1705 году импровизированным набором королевских знаков отличия, подаренным ему королем Карлом XII Швеции и быстро уничтоженным после церемонии.. Вероятно, в наборе не было эквивалента Грюнвальдских мечей. Во время войны за польское наследство сторонники Лещинского захватили драгоценности польской короны с Вавеля и спрятали их в монастыре Ясна Гура в Ченстохове, чтобы предотвратить соперника Станислава Фредерик Огастес Веттин от использования их для своей коронации. Следовательно, Август III использовал свой собственный набор коронных драгоценностей для своей коронации 1734 года. В его набор входили два церемониальных меча без ножен, описанные анонимным свидетелем церемонии как «две огромные шпаги », которые должны были заменить Грюнвальдские мечи как символы Польши и Литвы. Польский меч имел навершие в форме орлиной головы, крестовину в виде орлиных когтей и небольшой геральдический щит с короной на клинке с гербом Польши. Его литовский аналог имел навершие в форме львиной головы, львиные лапы в качестве крестовины, а на клинке - гербовый щит Литвы под великокняжеской шляпой. Эти два меча были снова использованы в траурной церемонии в третью годовщину смерти короля Августа II, отца Августа III, в 1736 году. После этого они были перенесены в Оружейную палату ( Rüstkammer) в Дрездене, где их еще можно было увидеть в конце XIX века. Их нынешнее местонахождение неизвестно.

Спасение и утрата
Между 1796 и 1830 годами мечи хранились в Храме Сивиллы в Пулавы, частном владении. музей княгини Изабелы Чарторыйской (гравюра XIX века).

В последний раз Грюнвальдские мечи использовались на коронации польского короля Станислава Августа Понятовского в 1764 году в Варшаве. Они упоминаются в последней описи королевской казны 1792 года. Во время восстания Костюшко в 1794 году Краков был захвачен прусской армией, которая заняла Вавельский замок и разграбила его сокровища. свод. Однако пруссаки, вероятно, не заинтересованные в материальной ценности двух простых железных мечей и не подозревая об их историческом и символическом значении, оставили Грюнвальдские мечи.

После того, как Пруссия уступила Краков, по условиям Третий раздел Польши в пользу империи Габсбургов в 1796 году, мечи были извлечены из опустошенной сокровищницы историком Тадеушем Чацким, который передал их принцессе Изабелле Чарторыйской.. Княгиня была коллекционером произведений искусства, известна своим интересом к польским национальным памятным вещам. Грюнвальдские мечи были размещены среди патриотических сувениров в Храме Сивиллы, ее частном музее, расположенном в саду дворца Чарторыйских в Пулавах.

. Дворец был захвачен российским правительством во время Ноябрьское восстание 1830–1831 гг. Большая часть коллекции из Храма Сибиллы была эвакуирована во Францию ​​незадолго до начала восстания, но Грюнвальдские мечи были спрятаны в доме приходского священника в соседней деревне Влостовице (ныне часть Пулавов). В 1853 г., после смерти священника, дом был обыскан русскими жандармами или полицией безопасности, которые конфисковали мечи как незаконное оружие и отвезли их в крепость Замосць. Их дальнейшая судьба неизвестна.

Символическое использование
Орден 1-го класса Грюнвальдского креста

Напоминание о военных победах Польши над Тевтонским орденом, которое до такой степени возбуждало у немцев, что включение Грюнвальдских мечей на почтовую марку 1938 , посвященную королю Владиславу Ягелло и королеве Ядвиге, привело к официальному дипломатическому протесту со стороны нацистской Германии. В интересах "поддержания добрососедства" Министерство иностранных дел Польши обратилось к Почте Польши с просьбой изъять марку из обращения; на марке 1939 года мечи были заменены геральдическим орнаментом.

В 1943 году Гвардия Людова, коммунистическое движение сопротивления в оккупированной Польше представило свою иметь военный знак, Грюнвальдский крест с изображением Грюнвальдских мечей на лицевой стороне. Позднее она была принята Польской Народной Республикой как вторая высшая военная награда. Вручение креста прекратилось в 1987 году и было официально прекращено в 1992 году. Мечи использовались в ВМС Польши Джек в 1946–1955 годах.

В современной Польше Грюнвальдские мечи остаются популярным военным символом, особенно в Вармии и Мазурах. Грюнвальд использует два меча на своем гербе.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки

СМИ, связанные с Grunwald Swords на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-22 11:48:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте