Григорий Распутин

редактировать
Русский мистик

Григорий Распутин
Распутин П.А..jpg
Родное имяГригорий Ефимович Распутин
ЦерковьРусская Православная Церковь
Личные данные
Имя при рожденииГригорий Ефимович Распутин
Родился21 января [OS 9 января] 1869 года. Покровское, Тюменский уезд, Тобольская губерния (Сибирь ), Российская Империя
Умер30 декабря [ OS 17 декабря] 1916 (47 лет). Санкт-Петербург, Российская Империя
НациональностьРусский
Родители
  • Ефим Распутин
  • Анна Паршукова
СупругаПрасковья Федоровна Дубровина ​​(m.1887) ​
Дети
  • Дмитрий (1895–1937)
  • Мария (1898–1977)
  • Варвара (1900–1925)

Григорий Ефимович Распутин (; русский: Григорий Ефимович Распутин rɐˈsputʲɪn; Январь [OS 9 января] 1869 - 30 дек. cember [OS 17 декабря] 1916) был русским мистиком и самопровозглашенным святым человеком, дружившим с семьей Николая II, последнего императора России и приобрел значительное влияние в конце царской России.

Распутин родился в крестьянской семье в сибирском селе Покровское в Тюменском уезде г. Тобольская губерния (ныне Ярковский район из Тюменской области ). У него был опыт обращения в религию после паломничества в монастырь в 1897 году. Его описывали как монаха или как «странника» (странника или паломника), хотя он не занимал официального поста в Русской Православной Церкви. Он ездил в Санкт-Петербург в 1903 году или зимой 1904–1905 годов, где пленил некоторых церковных и общественных деятелей. Он стал общественным деятелем и познакомился с императором Николаем и императрицей Александрой в ноябре 1905 года.

В конце 1906 года Распутин начал действовать как целитель единственного сына императорской четы, Алексея, который страдал гемофилией. Он был вызывающей разногласия фигурой при дворе, которую некоторые русские считали мистиком, провидцем и пророком, а другие - религиозным шарлатаном. Пик власти Распутина пришелся на 1915 год, когда Николай II покинул Санкт-Петербург. Петербург, чтобы наблюдать за русскими армиями, сражавшимися Первой мировой войной, увеличивая влияние Александры и Распутина. Однако во время войны русские нарастали, и Распутин и Александра становились все более непопулярными. Рано утром 30 декабря [O.S. 17 декабря] 1916 года Распутин был убит группой консервативных дворян, которые выступали против его влияния на Александру и Николая.

Историки часто предполагают, что ужасная репутация Распутина помогла дискредитировать царское правительство и тем самым ускорить свержение династии Романовых, которое произошло через несколько недель после его убийства. Рассказы о его жизни и влиянии часто основывались на слухах и слухах.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Обращение в религию
  • 3 Известность
  • 4 Целитель Алексея
  • 5 Противоречие
  • 6 Покушение
  • 7 Смерть
    • 7.1 Последствия
    • 7.2 Теория британского вмешательства
  • 8 Дочь
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки
Ранние годы
Покровское в 1912 году Распутин со своими детьми

Распутин родился крестьянином в небольшом селе Покровское, на реке Тура в Тобольской губернии (ныне Тюменская область) в Сибири. Согласно официальным данным, он родился 21 января [ст. Ст. 9 января] 1869 года и крестился на следующий день. Он был назван в честь Св. Григорий Нисский, праздник которого отмечался 10 января.

О родителях Распутина известно немного. Его отец, Ефим, был крестьянином и церковным старейшиной, родился в Покровском в 1842 году и женился на матери Распутина, Анне Паршуковой, в 1863 году. Ефим также работал государственным курьером, переправляя людей и товары между Тобольском и Тюмень У пары было еще семеро детей, все из которых умерли в младенчестве и раннем детстве; там мог быть девятый ребенок, Феодосия. По словам историка Йозефа Т. Фурманна, Распутин, безусловно, был близок к Феодосии и был крестным отцом ее детей, но «сохранившиеся записи не позволяют нам сказать больше».

Согласно историку Дуглас Смит, юность и ранняя зрелость Распутина - это «черная дыра, о которой мы почти ничего не знаем», хотя отсутствие надежных источников и информации не помешало другим сфабриковать истории о его родителях и его юности после прихода Распутина к власти. слава. Однако историки сходятся во мнении, что, как и большинство сибирских крестьян, включая его мать и отца, Распутин не имел формального образования и оставался неграмотным даже в раннем взрослом возрасте. Местные архивные записи предполагают, что у него была несколько непослушная молодость - возможно, связанная с употреблением алкоголя, мелкими кражами и неуважением к местным властям, - но нет никаких доказательств того, что его обвиняли в краже лошадей, богохульстве или лжесвидетельстве, обо всех крупных преступлениях, которыми он был позже, по слухам, совершил это в молодости.

В 1886 году Распутин отправился в Абалак, Россия, примерно в 250 км к востоку-северо-востоку от Тюмени и в 2800 км к востоку от Москвы, где он встретился крестьянская девушка Прасковья Дубровина. После нескольких месяцев ухаживания они поженились в феврале 1887 года. Прасковья оставалась в Покровском на протяжении всех последующих путешествий Распутина и стала известна и оставалась преданной ему до его смерти. У пары было семеро детей, но только трое дожили до совершеннолетия: Дмитрий (1895 г.р.), Мария (1898 г.р.) и Варвара (1900 г.р.).

Религиозное обращение

В 1897 году у Распутина возобновился интерес к религии, и он покинул Покровское, чтобы отправиться в паломничество. Его причины для этого неясны; Согласно некоторым источникам, Распутин покинул село, чтобы избежать наказания за участие в краже лошади. Другие источники предполагают, что ему было видение - либо Девы Марии, либо Св. Симеон Верхотурский - другие же предполагают, что паломничество Распутина было вдохновлено его общением с молодой студенткой богословия Мелитой Заборовской. Какими бы ни были причины, отъезд Распутина радикально изменил его жизнь: ему было двадцать восемь лет, он был женат десять лет, и у него был маленький сын с еще одним ребенком на подходе. По словам Дугласа Смита, его решение «могло быть вызвано только каким-то эмоциональным или духовным кризисом».

Распутин предпринял более короткие паломничества в Свято-Знаменский монастырь на Абалаке и в Тобольский собор, но его Посещение Свято-Николаевского монастыря в Верхотурье в 1897 г. имело переломный момент. Там он встретил и был «глубоко унижен» старцем (старшим), известным как Макарий. Распутин, возможно, провел несколько месяцев в Верхотурье, и, возможно, именно здесь он научился читать и писать, но позже он жаловался на монастырь, утверждая, что некоторые из монахов занимаются гомосексуализмом и критикуя монашескую жизнь как слишком принудительную. Он вернулся в Покровское другим человеком, который выглядел растрепанным и вел себя иначе, чем раньше. Он стал вегетарианцем, отказался от алкоголя, молился и пел гораздо усерднее, чем раньше.

Распутин провел последующие годы, живя как странник (святой странник или странник), покинув Покровское. месяцами или даже годами бродить по стране и посещать самые разные святые места. Не исключено, что Распутин добрался до горы Афон - центра восточно-православной монашеской жизни - в 1900 году.

К началу 1900-х годов Распутин разработал небольшой круг последователей, в первую очередь членов семьи и других местных крестьян, которые молились с ним по воскресеньям и в другие святые дни, когда он был в Покровском. Построив импровизированную часовню в корневом подвале Ефима - Распутин в то время еще жил в доме отца - группа проводила там тайные молитвенные собрания. Эти встречи вызывали подозрение и враждебность со стороны деревенского священника и других жителей деревни. Ходили слухи, что женщины-последователи церемониально умывали его перед каждой встречей, что группа пела странные песни, которые сельчане раньше не слышали, и даже что Распутин присоединился к Хлысты, религиозной секте, экстатические ритуалы которой были по слухам, это включает само бичевание и сексуальные оргии. Однако, по словам историка Йозефа Фурманна, «неоднократные расследования не смогли установить, что Распутин когда-либо был членом секты», и слухи о том, что он был хлыстом, оказались необоснованными.

Повышение известности
Макарий, епископ Феофан и Распутин

Весть о деятельности и харизме Распутина начала распространяться в Сибири в начале 1900-х годов. В какой-то момент в течение 1904 или 1905 года он побывал в городе Казань, где приобрел репутацию мудрого и проницательного старца, или святого человека, который мог помочь людям решить их проблемы. духовные кризисы и тревоги. Несмотря на слухи о том, что Распутин занимался сексом с некоторыми из своих последователей, он произвел благоприятное впечатление на настоятеля монастыря Семи озер под Казанью, а также на местных церковных чиновников архимандрит Андрей и епископ Кристанос. который вручил ему рекомендательное письмо епископу Сергия, ректору Санкт-Петербургской духовной семинарии при Александро-Невском монастыре, и организовал для него поездку в Санкт-Петербург.

По факту. встретившись с Сергеем в Невском монастыре, Распутин был представлен церковным деятелям, в том числе архимандриту Феофану, который был инспектором духовной семинарии, имел хорошие связи в петербургском обществе, а позже служил духовником в духовной семинарии. царь и его жена. Феофан был настолько впечатлен Распутиным, что пригласил его остаться в своем доме. Феофан стал одним из самых важных и влиятельных друзей Распутина в Санкт-Петербурге и позволил ему посещать многие влиятельные салоны, где аристократия собиралась для религиозных дискуссий. Именно через эти встречи Распутин привлек некоторых из своих ранних и влиятельных последователей, многие из которых позже повернулись против него.

Альтернативные религиозные движения, такие как спиритизм и теософия стал популярным среди городской аристократии еще до приезда Распутина в Санкт-Петербург, и многие из аристократии очень интересовались оккультизмом и сверхъестественным. Идеи Распутина и «странные манеры» сделали его предметом пристального внимания петербургской элиты, которая, по словам историка Йозефа Фурманна, в этот период «скучала, цинична и искала новых впечатлений». Его привлекательность, возможно, усиливалась тем фактом, что он также был коренным русским, в отличие от других самопровозглашенных «святых людей», таких как Низье Антельм Филипп и Жерар Анкосс, которые ранее имели был популярен в Санкт-Петербурге.

Согласно Джозефу Т. Фурманну, Распутин пробыл в Санкт-Петербурге всего несколько месяцев во время своего первого визита и вернулся в Покровское осенью 1903 года. Однако историк Дуглас Смит утверждает, что невозможно узнать, остался ли Распутин в Санкт-Петербурге или вернулся в Покровское в какой-то момент между своим первым прибытием туда и 1905 годом. Тем не менее, к 1905 году Распутин подружился с несколькими представителями аристократии, в том числе с «Черными принцессами»., Милица и Анастасия из Черногории, вышедшая замуж за царских двоюродных братьев (великий князь Петр Николаевич и князь Георгий Максимилианович Романовский ) и сыграли важную роль в представлении Распутина царю и его семье.

Впервые Распутин встретился с царем 1 ноября 1905 года в Петергофском дворце. Царь записал это событие в свой дневник, записав, что они с Александрой «познакомились с человеком Божиим - Григорием из Тобольской губернии». Распутин вернулся в Покровское вскоре после их первой встречи и не возвращался в Петербург до июля 1906 года. По возвращении Распутин отправил Николаю телеграмму с просьбой подарить царю икону Симеона Верхотурского. Он встречался с Николаем и Александрой 18 июля и снова в октябре, когда впервые встретился с их детьми. В какой-то момент королевская семья убедилась, что Распутин обладает силой исцелить Алексея, но историки расходятся во мнениях относительно того, когда: согласно Орландо Файджесу, Распутин был впервые представлен царю и царице как целитель, который мог помочь их сыну в ноябре 1905 года. а Йозеф Фурманн предположил, что это было в октябре 1906 года, когда Распутина впервые попросили помолиться за здоровье Алексея.

Целительница Алексея
Александра Федоровна с ее детьми, Распутиным и медсестрой Марией Ивановой Вишняковой ( 1908)

Влияние Распутина на королевскую семью во многом объяснялось убеждением Александры и других, что он несколько раз облегчил боль и остановил кровотечение царевича, страдавшего гемофилией. По словам историка Марка Ферро, царица имела «страстную привязанность» к Распутину в результате своей веры в то, что он может исцелить недуг ее сына. Гарольд Шукман писал, что Распутин стал « незаменимый член королевского антуража »в результате. Неясно, когда Распутин впервые узнал о гемофилии Алексея или когда он впервые выступил в роли целителя Алексея. Возможно, он знал о состоянии Алексея еще в октябре 1906 года, и Александра вызвала его помолиться за Алексея весной 1907 года, когда у него было внутреннее кровотечение. Алексей выздоровел на следующее утро. Ходили слухи, что Распутин способен исцелять верой с момента его приезда в Санкт-Петербург, и вскоре после этого подруга царицы Анна Вырубова убедилась в том, что Распутин обладал чудесными способностями. Вырубова станет одним из самых влиятельных защитников Распутина.

Летом 1912 года у Алексея началось кровоизлияние в бедро и пах после тряской поездки в карете возле королевских охотничьих угодий в Спала. что вызвало большую гематому. В сильной боли и бреду от лихорадки царевич оказался близок к смерти. В отчаянии Александра попросила Вырубову прислать Распутину (находившемуся в Сибири) телеграмму с просьбой помолиться за Алексея. Распутин быстро ответил Александре, сказав, что «Бог увидел твои слезы и услышал твои молитвы. Не горюй. Маленький не умрет. Не позволяй докторам слишком беспокоить его». На следующее утро состояние Алексея не изменилось, но Александра была воодушевлена ​​сообщением и вернула некоторую надежду на то, что Алексей выживет. На следующий день у Алексея остановилось кровотечение. Доктор С. П. Федоров, один из врачей, посещавших Алексея, признал, что «выздоровление было совершенно необъяснимым с медицинской точки зрения». Позже доктор Федоров признал, что Александру нельзя винить в том, что она видела в Распутина чудотворца: «Входил Распутин, подходил к пациенту, смотрел на него и плюнул. Кровотечение мгновенно прекращалось... Как могла императрица после этого не доверять Распутину? »

Историк Роберт К. Мэсси называет выздоровление Алексея« одним из самых загадочных эпизодов всей легенды о Распутине ». Причина его выздоровления неясна: Мэсси предположил, что предложение Распутина не позволять врачам беспокоить Алексея помогло его выздоровлению, позволив ему отдохнуть и выздороветь, или что его сообщение могло помочь выздоровлению Алексея, успокоив Александру и снизив эмоциональное напряжение Алексея.. Александра считала, что Распутин сотворил чудо, и пришла к выводу, что он необходим для выживания Алексея. Некоторые писатели и историки, такие как Ферро, утверждают, что Распутин останавливал кровотечение Алексея в других случаях с помощью гипноза.

Споры
Распутин среди поклонников, 1914 г.

Вера королевской семьи в то, что Распутин обладает силой исцелить Алексея принесло ему значительный статус и власть при дворе. Царь назначил Распутина своим лампадником (фонарщиком), которому было поручено поддерживать горение ламп, которые горели перед религиозными иконами во дворце, и, таким образом, он имел постоянный доступ к дворцу и царской семье. К декабрю 1906 года Распутин достаточно сблизился с царской семьей, чтобы попросить у царя особую услугу: разрешить ему изменить свою фамилию на Распутин-Новый (Распутин-Новый). Николай удовлетворил просьбу, и изменение имени было быстро обработано, что свидетельствует о том, что царь в то время относился к Распутину благосклонно. Распутин использовал свой статус и власть в полной мере, принимая взятки и сексуальные услуги от поклонников и усердно работая над расширением своего влияния.

Распутин вскоре стал фигурой неоднозначной; его враги обвиняли его в религиозной ереси и изнасилованиях, подозревали в чрезмерном политическом влиянии на царя и даже ходили слухи, что он имел роман с царицей. Внутри церкви росла оппозиция влиянию Распутина. В 1907 году местное духовенство в Покровском объявило Распутина еретиком, а епископ Тобольский начал расследование его деятельности, обвинив его в «распространении лживых хлыстских доктрин». В Санкт-Петербурге Распутин столкнулся с противодействием со стороны еще более известных критиков, включая премьер-министра Петра Столыпина и охрану, царскую тайную полицию. Заказав расследование деятельности Распутина, Столыпин противостоял царю, но не смог убедить его обуздать влияние Распутина и безуспешно пытался не допустить Распутина в Санкт-Петербург. В 1909 году Кехония Берлацкая, которая была одной из первых сторонников Распутина в Санкт-Петербурге, обвинила его в изнасиловании. Она обратилась к Теофану за помощью, и этот инцидент помог убедить Феофана, что Распутин представляет опасность для монархии. Слухи о том, что Распутин напал на последователей женщин и вел себя ненадлежащим образом во время визитов в королевскую семью - и особенно с царскими дочерьми-подростками Ольгой и Татьяной, - множились и широко освещались в прессе после марта 1910 года.

Распутин с женой и дочь Матрёна (Мария) в своей петербургской квартире в 1911 году Карикатура на Распутина и Императорской четы (1916)

Первая мировая война, исчезновение феодализма, и вмешивающаяся правительственная бюрократия - все это очень быстрыми темпами способствовало упадку экономики России. Многие возлагали вину на Александру и Распутина из-за его влияния на нее. Один откровенный депутат Думы Владимир Пуришкевич заявил в ноябре 1916 года, что царские министры «превратились в марионеток, марионеток, за нитки которых крепко взялись Распутин и императрица Александра Федоровна - злой гений. России и царицы… которая осталась немцем на российском престоле и чуждой стране и ее народу ».

Покушение

12 июля [OS 29 июня] 1914 г. 33-летняя крестьянка по имени Чионя Гусева попыталась убить Распутина, нанеся ему удар ножом в живот у его дома в Покровском. Распутин был тяжело ранен, и какое-то время было неясно, выживет ли он. После операции и некоторое время в больнице в Тюмени он выздоровел.

Гусева была последовательницей Илиодора, бывшего священника, который поддерживал Распутина до осуждения его сексуальных выходок и самовозвеличивания в декабре 1911 года. Радикальный консерватор и антисемит, Илиодор был часть группы авторитетных деятелей, которые пытались вбить клин между королевской семьей и Распутиным в 1911 году. Когда эта попытка провалилась, Илиодор был изгнан из Санкт-Петербурга и в конечном итоге лишен сана. Гусева утверждала, что действовала в одиночку, прочитав о Распутине в газетах и ​​считая его «лжепророком и даже антихристом ». Однако и полиция, и Распутин считали, что Илиодор сыграл определенную роль в покушении на Распутина. Илиодор бежал из страны, прежде чем его могли допросить о покушении, и Гусева была признана невиновной за свои действия по причине безумия.

Смерть
Феликс Юсупов (1914) женат Ирина Александровна Романова, племянница царя.

Группа дворян во главе с князем Феликсом Юсуповым, великим князем Дмитрием Павловичем и правым политиком Владимир Пуришкевич решил, что влияние Распутина на царицу сделало его угрозой для империи, и в декабре 1916 года они придумали план его убийства, по-видимому, заманив его во дворец Юсуповых Мойка.

Подвал Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге, где был убит Распутин Деревянный Большой Петровский мост, с которого тело Распутина было сброшено в реку Малая Невка

Распутин был убит рано утром 30 декабря [OS 17 декабря] 1916 г. в доме Феликса Юсупова. Он скончался от трех огнестрельных ранений, одно из которых было нанесено ему с близкого расстояния в лоб. Мало что известно о его смерти, кроме этого, и обстоятельства его смерти были предметом значительных предположений. По словам историка Дугласа Смита, «то, что на самом деле произошло в доме Юсуповых 17 декабря, никогда не будет известно». История, которую Юсупов рассказал в своих мемуарах, стала наиболее часто рассказываемой версией событий.

Тело Распутина с пулевым ранением в лоб

Юсупов утверждал, что он пригласил Распутина к себе домой вскоре после полуночи и проводил его в дом. подвал. Юсупов предложил Распутину чай и лепешки с цианидом. Распутин сначала отказался от лепешек, но затем начал их есть, и, к удивлению Юсупова, яд, похоже, не подействовал на него. Затем Распутин попросил вина Мадейры (которое также было отравлено) и выпил три стакана, но все равно не проявил никаких признаков беспокойства. Около 2:30 Юсупов извинился и поднялся наверх, где его ждали товарищи по заговору. Он взял у Дмитрия Павловича револьвер, затем вернулся в подвал и сказал Распутину, что ему «лучше посмотреть на распятие и помолиться», имея в виду распятие в комнате, а затем выстрелил ему в грудь. Затем заговорщики поехали в квартиру Распутина, где Сухотин был одет в пальто и шляпу Распутина, пытаясь создать впечатление, будто Распутин вернулся домой той ночью. Затем они вернулись в дворец на Мойке, а Юсупов вернулся в подвал, чтобы убедиться, что Распутин мертв. Внезапно Распутин вскочил и напал на Юсупова, который с некоторым усилием освободился и убежал наверх. Распутин последовал за ним и пробрался во двор дворца, но Пуришкевич выстрелил в него и рухнул в сугроб. Затем заговорщики завернули его тело в ткань, отвезли его к Петровскому мосту и сбросили в реку Малая Невка.

Последствия

Новости об убийстве Распутина быстро распространились. еще до того, как его тело было найдено. По словам Дугласа Смита, Пуришкевич открыто говорил об убийстве Распутина двум солдатам и полицейскому, который расследовал сообщения о выстрелах вскоре после этого события, но призвал их никому не рассказывать. На следующее утро было начато расследование. В «Вестнике фондовой биржи» было опубликовано сообщение о смерти Распутина «после вечеринки в одном из самых аристократических домов в центре города» днем ​​30 декабря [OS 17 декабря] 1916 года.

Двое рабочих заметили кровь на перилах Петровского моста и нашли ботинок на льду внизу, и полиция начала обыскивать местность. Тело Распутина было найдено под льдом реки 1 января (19 декабря по ст. Ст.) Примерно в 200 метрах вниз по течению от моста. Доктор Дмитрий Косоротов, старший хирург-вскрытие трупа города, провел вскрытие. Отчет Косоротова был утерян, но позже он заявил, что на теле Распутина были обнаружены следы тяжелой травмы, в том числе три огнестрельных ранения (одно в районе лба), резаное ранение на левом боку и многие другие травмы, многие из которых Косоротов чувствовал, был выдержан вскрытие. Косоротов обнаружил единственную пулю в теле Распутина, но заявил, что она была слишком сильно деформирована и такого типа, который слишком широко используется для отслеживания. Он не нашел никаких доказательств того, что Распутин был отравлен. По словам Дугласа Смита и Джозефа Фурманна, Косоротов не обнаружил воды в легких Распутина, и сообщения о том, что Распутина бросили в воду живым, были неверными. В некоторых более поздних версиях утверждалось, что пенис Распутина был отрезан, но Косоротов обнаружил его гениталии нетронутыми.

Распутин был похоронен 2 января (OS 21 декабря) в небольшой церкви, которую Анна Вырубова строила в Царском. Село. На похоронах присутствовала только императорская семья и несколько ее приближенных. Жена, любовница и дети Распутина не были приглашены, хотя его дочери позже в тот же день встретились с царской семьей в доме Вырубовой. Его тело было эксгумировано и сожжено отрядом солдат вскоре после того, как царь отрекся от престола в марте 1917 года, чтобы его могила не стала местом сбора сторонников старого режима.

Теория британского вмешательства

Некоторые авторы предполагают, что к убийству Распутина причастны агенты британской секретной разведывательной службы (BSIS). Согласно этой теории, британские агенты были обеспокоены тем, что Распутин уговаривал царя заключить сепаратный мир с Германией, что позволило бы Германии сосредоточить свои военные усилия на Западном фронте. Есть несколько вариантов этой теории, но они обычно предполагают, что агенты британской разведки принимали непосредственное участие в планировании и проведении убийства под командованием Сэмюэля Хора и Освальда Райнера, которые имели посещал Оксфордский университет с Юсоповым, или что Рейнер лично застрелил Распутина. Однако историки серьезно не рассматривают эту теорию. По словам историка Дугласа Смита, «нет убедительных доказательств того, что британские агенты были на месте убийства». Историк Кейт Джеффри заявляет, что если бы в убийстве Распутина были причастны агенты британской разведки, «я ожидал бы найти какие-то следы этого» в архивах Секретной разведывательной службы, но таких доказательств не существует.

Дочь

Дочь Распутина, Мария Распутина (урожденная Матрена Распутина) (1898–1977), эмигрировала во Францию ​​после Октябрьской революции, а затем в США. Там она работала танцовщицей, а затем укротительницей львов в цирке.

См. Также
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Wikisource содержит текст статьи 1922 Encyclopædia Britannica "Распутин, Григорий Ефимович ".
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Распутиным.
Викицитатная цитата имеет цитаты, связанные с: Григорием Распутиным
Последняя правка сделана 2021-05-22 10:54:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте