Gottschalk (Latin : Godescalc, Gotteschalchus) of Orbais (c.808 - 30 октября 868 AD ) был Саксон теолог, монах и поэт, наиболее известный как один из первых защитников доктрины двойного предопределения. От своего друга Валахфрида Страбона Готтшалк также получил прозвище Фульгентиус в честь Фульгентиуса Мифографа, которого он, возможно, интенсивно изучал.
Готтшалк родился недалеко от Майнца, и его родители с младенчества посвятили его в монашескую жизнь (oblatus ). Его отцом был сакс, граф Берн или Берниус. Он прошел обучение в монастыре Фульда, затем у аббата Храбана Мауруса, и стал другом Валафрида Страбона и Лу де Феррьера. В июне 829 г. в синоде в Майнце под предлогом того, что он был неправомерно ограничен своим настоятелем, он добивался и получил свободу, сначала удалился в Корби, где встретился Ратрамнусом, а затем в монастырь Орба в епархии Суассон. Там он изучал святого Августина, в результате чего он стал горячо верующим в доктрину абсолютного предопределения, веря в предопределение к осуждению, а также в предопределение к спасению.
Между 835 и 840 Готтшалк был рукоположен в священники без ведома своего епископа Ригболдом, хорепископом из Реймса. Перед 840 г., оставив свой монастырь, он отправился в Италию, проповедовал там свое учение о двойном предопределении и вступил в отношения с, епископом Вероны и Эберхардом, маркграф Фриули.
Изгнанный из Италии под влиянием Храбана Мауруса, ныне архиепископа Майнца, который написал два жестоких письма Ноттингу и Эберхарду, он путешествовал по Далмации, Паннония и Норикум, но продолжали проповедовать и писать.
Готтшалк находился при дворе Трпимира I Хорватского между 846 и 848 годами, и его работа De Trina deitate является важным источником информации о правлении Трпимира. Готшалк был свидетелем битвы между Трпимиром и византийскими стратегами, вероятно, Далмации, когда Трпимир одержал победу.
В октябре 848 года он представил синоду в Майнце на Св. Аббатство Альбана исповедание веры и опровержение идей, высказанных Храбаном Маурусом в его письме к Ноттингу. Однако его признали виновным в ереси, избили, заставили поклясться, что он никогда больше не войдет на территорию Людовика Немецкого, и передали Хинкмару, архиепископ Реймса, который отправил его обратно в свой монастырь в Орбайсе. В следующем году на провинциальном совете в Quierzy под председательством Карла Лысого он попытался оправдать свои идеи, но был снова осужден как еретик и нарушитель общественного спокойствия. был унижен из духовенства, избит, был вынужден сжечь свое заявление веры и заперт в монастыре Отвилье.
Там Хинкмар снова попытался убедить его отказаться. Однако Готтшалк продолжал защищать свое учение, обращаясь к своим друзьям и самым выдающимся теологам в землях Карла Лысого и Людовика Немецкого. Результатом стал большой спор. Пруденций из Труа, Венило из Сенса, Ратрамн из Корби, Лу де Ферриер и Флорус Лионский. в его пользу. Хинкмар написал De praedestinatione и De una non trina deitate против его взглядов, но получил небольшую помощь от Иоганна Скота Эриугена, которого он призвал как авторитет.
Этот вопрос обсуждался на соборах Кьерзи (853 г.), Валанса (855 г.) и Савоньера (859 г.). Наконец папа Николай I взял дело и вызвал Хинкмара на совет в Меце (863 г.). Хинкмар либо не мог, либо не хотел появиться, но заявил, что Готшалк может пойти защищаться перед папой. Однако из этого ничего не вышло, и когда Хинкмар узнал, что Готшальк заболел, он запретил ему таинства или погребение на освященной земле, если он не отречется. Готшалк отказался это сделать. Он умер 30 октября 868 года.
Готтшалк был энергичным и оригинальным мыслителем, но его враги обвиняли его в жестоком темпераменте, неспособном к дисциплине или умеренности в своих идеях, как в его поведение. Из его многочисленных работ у нас есть два исповедания веры (ср. Migne, Patrologia Latina, cxxi. C. 347 et seq.) И некоторые стихотворения, отредактированные L Traube в Monumenta Germaniae Historica : Poetae Latini aevi Carolini (707–738). Некоторые фрагменты его богословских трактатов сохранились в трудах Хинкмара, Эригены, Ратрамна и Лу де Феррьера. Некоторые из работ Готтшалка (включая De Praedestinatione) были недавно обнаружены в 1931 году в библиотеке Берна. В «Теологических и грамматических трудах Годескалька д'Орба» Д. К. Ламбо (1945) содержится хороший обзор работ Готшалька.
С 17 века, когда янсенисты превозносили Готшалька, о нем много написано. Два исследования: F. Пикаве, Les Discussions sur la liberté au temps de Gottschalk, de Raban Maur, d'Hincmar, et de Jean Scot, в Comptes rendus de l'acad. моральные и политические науки (Париж, 1896 г.); и Studien zu Gottschalks Leben und Lehre, в Zeitschrsft für Kirchengeschichte (1897), т. xviii.