Фред Андерсон | |
---|---|
Фред Андерсон в 2005 году; фото Сета Тисью | |
Справочная информация | |
Родился | (1929-03-22) 22 марта 1929 г.. Монро, Луизиана, США |
Умер | 24 июня 2010 (2010-06-24) (81 год) |
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант |
Инструменты | Саксофон |
Фред Андерсон (22 марта 1929 - 24 июня 2010) был американским джазовым тенор-саксофонистом, жившим в Чикаго, штат Иллинойс. В основе игры Андерсона лежали идиомы свинг и хард-боп, но он также включил новшества из фри-джаза. Андерсон также был известен как наставник многих молодых музыкантов. Критик Бен Рэтлифф назвал его «отцом экспериментального джаза в Чикаго». Писатель Джон Корбетт называл его «смотрителем сцены, подпольным бустером, неутомимым культурным деятелем, тихой силой добра». В 2001 году писатель Джон Литвейлер назвал Андерсона «лучшим теноровым саксофонистом во фри-джазе / андеграундном джазе / вне джаза на сегодняшний день».
Андерсон родился в Монро, штат Луизиана. Когда ему было десять лет, его родители разошлись, и он переехал в Эванстон, Иллинойс, где сначала жил с матерью и тетей в однокомнатной квартире. Когда Андерсон был подростком, друг познакомил его с музыкой Чарли Паркера, и вскоре он решил, что хочет играть на саксофоне, купив свой первый инструмент за 45 долларов. Он слушал Лестера Янга, Джонни Ходжеса, Декстера Гордона, Джина Аммонса и Иллинойс Жаке, всех из которых повлияет на его игру. Он также неоднократно слышал на концертах Янга и Паркера. В отличие от многих музыкантов того времени, Андерсон не играл с танцевальными группами или школьными ансамблями, а вместо этого сосредоточился на практике, брал частные уроки и изучал теорию музыки в консерватории Роя Кнаппа в Чикаго, при этом поддерживая свою семью, работая в качестве воспитателя. Официант. Он также начал прилагать усилия для развития индивидуального звучания своего инструмента с целью объединить «большой звук» Аммонса со скоростью Паркера. Что касается влияния Паркера, Андерсон заявил: «Я пытался выяснить, как он делал определенные вещи - не столько ноты, которые он играл. У него был уникальный способ размещения вещей». Он также вспоминал: «Чарли Паркер был одним из самых свободных музыкантов, которых я когда-либо слышал... [его] техника была превосходной. Каждая из нот просто выходила и поражала вас... Его музыка была настолько увлекательной. Это было трудно. Это все еще сложно ". Примерно в это же время он начал разрабатывать серию упражнений, которые он включил в свой распорядок дня, и которые в конечном итоге стали книгой под названием «Упражнения для творческого музыканта».
В начале 1960-х годов Андерсон начал слушал и изучал музыку Орнетт Коулман, и сразу же связал игру Коулмана с игрой Чарли Паркера. Он вспоминал: «Когда в те дни я услышал Орнетт Коулман... я точно знал, что он делал. Для меня это не было странным. Я точно знал, откуда он». Примерно в это же время под влиянием Колмана он сформировал группу без фортепиано с трубачом Биллом Бримфилдом, с которым он тренировался с 1957 года, басистом Биллом Флетчером и барабанщиком Верноном Томасом, играя смесь стандартов бибопа и оригиналов Андерсона. В 1963 году Андерсон начал участвовать в еженедельных джем-сейшнах в Чикаго, где познакомился с Роско Митчеллом, Джозефом Джарманом и Ричардом Абрамсом, с которыми он начал обсуждать идея создания новой организации для продвижения своей музыки. В 1965 году родился AACM, одним из первых членов которого был Андерсон. (Согласно Джорджу Э. Льюису, Андерсон не был членом хартии, но присутствовал на ранних собраниях и занимал первый этаж.) 16 августа 1965 года Андерсон играл на первом мероприятии AACM в составе из квинтета Джозефа Джармана, в котором также участвовали Бримфилд, басист Чарльз Кларк и барабанщик Артур Рид. В конце 1966 года Андерсон участвовал в записи дебютного альбома Джармана Song For, а в 1968 году он играл на альбоме Джармана As If It Were the Seasons. Оба альбома были выпущены на лейбле Delmark.
В конце 1960-х, когда многие из его коллег из AACM переехали в Европу, Андерсон решил остаться, поддерживая свою жену и троих маленьких детей, работая в компании по производству ковров, тренируясь на своем инструменте и возглавляя Эванстон из AACM. глава с Бримфилдом. Примерно в 1972 году он сформировал секстет Фреда Андерсона с тромбонистом Джорджем Льюисом, риедистом Дугласом Юартом, басистом Феликсом Блэкмоном, барабанщиком Хамидом Дрейком (тогда известным как Хэнк), и вокалист Икуа Колсон, все они были намного моложе Андерсона. Пол Стейнбек из Чикагского университета писал: «Эти исполнители были на целое поколение моложе Андерсона и были сравнительно неопытными, но тем не менее он предоставил им значительную творческую свободу в качестве членов своей группы... Выразительное многообразие и отсутствие опыта. Иерархическая социальная структура, продвигаемая Андерсоном, сделала его группу 1970-х годов похожей на «взаимность» - особый вид коллективного предприятия, которое требует от своих членов достижения «высокой степени автономии» при сохранении чувства «полноправного партнера [корабля]»... Инклюзивность Андерсона и горячая поддержка творческого развития его сотрудников выполнили решающую функцию выравнивания, частично стирая границы поколений, а также переориентируя группу на их автономные, постоянно разворачивающиеся выразительные цели ». Джордж Льюис вспоминал:« Фред позволяйте вам играть сколько угодно и пробовать что угодно ».
В феврале 1977 года Андерсон и Бримфилд посетили Европу, где они записали Accents с австрийским трио Ne соседи (пианист Дитер Главишниг, басист Эвальд Оберлейтнер и барабанщик Джо Прейнингер). В мае того же года Андерсон открыл заведение в Чикаго, которое он назвал «Скворечник» в честь Чарли Паркера. К сожалению, Андерсон столкнулся с сопротивлением и преследованием со стороны официальных лиц и людей по соседству, которые с подозрением относились к его мотивам, и год спустя он закрыл клуб. В 1978 году Андерсон снова посетил Европу с квинтетом, играя на фестивале Moers, где записал свой первый альбом Another Place в качестве лидера. В 1979 году он записал Dark Day с Бримфилдом, басистом Стивеном Палмором и барабанщиком Хамидом Дрейком и The Missing Link с басистом Ларри Хейродом, Дрейком. и перкуссионист Адам Рудольф. (Второй альбом был выпущен только в 1984 году.)
В 1982 году Андерсон стал владельцем бара в Чикаго под названием Velvet Lounge и превратил его в центр джаза города. экспериментальные музыкальные сцены, воскресные джем-сейшны и многочисленные концерты. Летом 2006 года клуб расширился и переехал в другое место. По словам Джона Фордхэма, «это заведение стало духовным домом для многих музыкантов, которые разделяли извечную потребность некоммерческого игрока в интимном пространстве, которым управляют и для тех, кому не все равно». Что касается обстановки в Velvet Lounge, Пол Стейнбек писал: «Под руководством Андерсона участвующих музыкантов поощряли к разработке методик исполнения, которые были бы« полезными, а не соревновательными »... музыкальные и социальные практики, которые характеризовали группы Андерсона с 1960-х годов, были передается, полностью или частично, более широкой сети исполнителей и слушателей ».
Хотя он оставался активным исполнителем, Андерсон редко записывался около десяти лет, начиная с начала 1980-х. (Записи этого редкого периода включают Vintage Duets с барабанщиком Стивом МакКоллом, записанные в 1980 году, но не выпущенные до 1994 года, и The Milwaukee Tapes Vol. 1 с Бримфилд, Дрейк и басист Ларри Хейрод, также записанный в 1980 году, но выпущенный только в 2000 году.) Однако в 1990 году он получил первую стипендию джазовых мастеров от Arts Midwest, а к середине 1990-х возобновил более активный график записи. как сольный исполнитель, так и в сотрудничестве с более молодыми исполнителями, такими как пианистка Мэрилин Криспелл (Destiny ), с которой он гастролировал в 1994 году, и часто со знакомыми коллегами, такими как Хамид Дрейк и Билл Бримфилд. В 1999 году Андерсон и фон Фриман выступили в качестве солистов с оркестром из 30 человек в исполнении произведения, составленного и дирижируемого Эдвардом Вилкерсоном на Чикагском джазовом фестивале. В 2002 году фестиваль чествовал Андерсона, и он выступил в качестве солиста с оркестром NOW под управлением Джорджа Льюиса с участием Билла Бримфилда и Роско Митчелла. Между тем, Velvet Lounge стал всемирно известным, привлекая художников со всего мира. В 2005 году Vision Festival представил День Фреда Андерсона в его честь, а в 2009 году в Velvet Lounge состоялось празднование 80-летия с участием четырех музыкальных композиций из лучших джазовых композиций Чикаго. художники. Он продолжал записываться и гастролировать в течение 2000-х годов и продолжал наставлять бесчисленное количество молодых музыкантов, включая Харрисона Бэнкхеда, Николь Митчелл и Ди Александр, заявив: «Моя роль в городе - это чтобы молодые музыканты играли. У меня всегда будет место для них ». Он умер 24 июня 2010 года в возрасте 81 года, и у него остались двое сыновей, Майкл и Юджин (третий сын, Кевин, умер до него), а также пять внуков и шесть правнуков. Он должен был выступить в день своей смерти.
Год выпуска | Название | Лейбл | Примечания |
---|---|---|---|
1978 | Другое место | Моерс | Квинтет, с Билли Бримфилдом (труба), Джордж Льюис (тромбон), Брайан Смит ( бас), Хамид Дрейк (барабаны) |
1979 | Dark Day | Message | Квартет с Билли Бримфилдом (труба), Стивеном Палмором (бас), Хамидом Дрейком (ударные) |
1984 | Недостающее звено | Несса | Квартет с Ларри Хейродом (бас), Хамидом Дрейком (ударные), Адамом Рудольфом (ударные). Записано в 1979 |
1994 | Vintage Duets | Okka Disk | Дуэт со Стивом МакКоллом (ударные). Записано в 1980 |
1995 | Destiny | Okka Disk | Трио с Мэрилин Криспелл (фортепиано), Хамидом Дрейком (ударные) |
1996 | Birdhouse | Okka Disk | Квартет с Джимом Бейкером (фортепиано), Харрисоном Бэнкхедом (бас), Хамидом Дрейком (ударные) |
1997 | Фред Чикаго Камерная музыка | Саутпорт | С Тацу Аоки (бас), Афифи Филлард (барабаны), Брэдли Паркер-Воробей (фортепиано) |
1997 | Фред Андерсон / Трио DKV | Okka Disk | С трио DKV: Хамид Дрейк (ударные), Кент Кесслер (бас), Кен Вандермарк (тростники) |
1999 | Концерт в Velvet Lounge | Okka Disk | Трио с Питером Ковальдом (бас), Хамид Дрейк (ударные) |
1999 | Квартет Фреда Андерсона, Том 1 | Азиатская импровизация | Квартет с Биллом Бримфилдом (труба), Чадом Тейлором (ударные), Тацу Аоки (бас) |
2000 | The Milwaukee Tapes Vol. 1 | Atavistic | Квартет с Билли Бримфилдом (труба), Ларри Хейродом (бас), Хамидом Дрейком (ударные). Записано в 1980 |
2000 | 2 дня в апреле | Eremite | Quartet, с Хамидом Дрейком (ударные), Киддом Джорданом (тенор-саксофон), Уильямом Паркер (бас) |
2000 | Квартет Фреда Андерсона, Том 2 | Азиатская импровизация | Квартет, с Хамидом Дрейком (ударные), Джеффом Паркер (гитара), Тацу Аоки (бас) |
2001 | Duets 2001 | Thrill Jockey | Дуэт с Робертом Барри (ударные) |
2001 | On the Run, Live at the Velvet Lounge | Делмарк | Трио с Тацу Аоки (бас), Хамидом Дрейком (ударные) |
2003 | Назад в Velvet Lounge | Делмарк | С Морисом Брауном (труба), Джеффом Паркером (гитара), Харрисоном Бэнкхед, Тацу Аоки (бас), Чад Тейлор (ударные) |
2004 | Снова вместе | Thrill Jockey | Дуэт с Хамидом Дрейком (ударные) |
2005 | Blue Winter | Eremite | Трио с Уильямом Паркером (бас), Хамидом Дрейком (ударные) |
2006 | Timeless, Live at the Velvet Lounge | Делмарк | Трио с Харрисоном Bankhead (бас), Хамид Дрейк (дру ms) |
2007 | Концерт Great Vision | Эйлер | Дуэт с Харрисоном Бэнкхедом (бас) |
2007 | От реки до океана | Thrill Jockey | С Хамидом Дрейком (ударные), Джеффом Паркером (гитара), Харрисоном Бэнкхедом, Джошем Абрамсом (бас) |
2008 | Концерт в Velvet Lounge Volume III | Asian Improv | Квартет с Фрэнсисом Вонгом (тенор-саксофон), Чадом Тейлором (барабаны), Тацу Аоки (бас) |
2009 | Ночь в Velvet Lounge Made in Chicago 2007 | Эстрада Познаньская | Трио с Харрисоном Бэнкхедом (бас), Душаном Мосли (ударные) |
2009 | Оставаясь в игре | Движок | Трио, с Харрисоном Бэнкхедом (бас), Тимом Дейзи (ударные) |
2009 | 21st Century Chase | Делмарк | С Киддом Джорданом (тенор-саксофон), Джеффом Паркером (гитара), Харрисоном Бэнкхедом (бас), Чадом Тейлором (ударные) |
2009 | Birthday Live 2000 | Asian Improv Records | С Тацу Аоки (бас), Чадом Тейлором (барабаны) |
2010 | Черный рог давно ушел | Саут hport | Трио, с Malachi Favors (бас), Аджараму (AJ Shelton) (ударные). Записано в 1993 году |
С соседями
С Ирен Швейцер и Хамидом Дрейком
С Ken Vandermark и Territory Band-6