Лестер Янг | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Лестер Уиллис Янг |
Также известен как | «Pres» или «Prez» |
Born | (1909-08-27) 27 августа 1909 г.. Вудвилл, Миссисипи, США |
Умер | 15 марта 1959 (1959-03-15) (49 лет). Нью-Йорк, Нью-Йорк |
Жанры | Джаз |
Профессия(s) | Музыкант |
Инструменты | Теноровый саксофон, кларнет |
Годы деятельности | 1933–1959 |
Этикетки | Верв, Коммодор, Савой, Пабло, Виктор |
Лестер Уиллис Янг (27 августа 1909 г. - 15 марта 1959 г.), по прозвищу «Пре» или «Пре», был американским джазовым теноровым саксофонистом и иногда кларнетистом.
Получив известность, будучи членом оркестра графа Бэйси, Янг был одним из самых влиятельных игроков на своем инструменте. В отличие от многих своих упорных сверстников, Янг играл расслабленным, прохладным тоном и использовал сложные гармонии, используя то, что один критик назвал «свободным плаванием», кружась и ныряя, как чайка, с низкими, фанковыми риффами, которые понравился танцорам и слушателям ".
Известный своим модным интровертным стилем, он изобрел или популяризировал большую часть hipster жаргона, который стал ассоциироваться с музыкой.
Лестер Янг родился в Вудвилле, штат Миссисипи, 27 августа 1909 года. Его матерью была Лизетта Янг (урожденная Джонсон), а его отцом был Уиллис Хэнди Янг, родом из Луизианы. У Лестера было два брата и сестры - Леонидас Раймонд, который стал барабанщиком, и Ирма Корнелия. Он вырос в музыкальной семье. Его отец был учителем и руководителем группы, и несколько других родственников выступали профессионально.
Когда он рос в Новом Орлеане, он работал с пяти лет, чтобы зарабатывать деньги для семьи. Он продавал газеты и чистую обувь. К десяти годам он выучил основы игры на трубе, скрипке и барабанах и присоединился к Young Family Band, гастролировав с карнавалами и играя в региональных городах на юго-западе. В подростковом возрасте у него с отцом возникли конфликты, и он часто уезжал. домой на долгое время.
Янг покинул семейную группу в 1927 году в возрасте 18 лет, потому что он отказался гастролировать по Южным Соединенным Штатам, где закон Джима Кроу действовали, и в общественных местах требовалась расовая сегрегация. Он стал членом бостонской группы под руководством Арта Бронсона и предпочел тенор-саксофон альту своим основным инструментом. Он имел привычку уезжать, работать, а потом возвращаться домой. Он навсегда уехал из дома в 1932 году, когда стал членом «Голубых дьяволов» под руководством Уолтера Пейджа.
В 1933 году Янг поселился в Канзас-Сити, где после недолгого выступления в нескольких группах он стал известен с Count Basie. Его игра в группе Basie характеризовалась расслабленным стилем, который резко контрастировал с более энергичным подходом Коулмана Хокинса, доминирующего тенор-саксофониста того времени. Одним из ключевых факторов влияния Янга был Фрэнк Трумбауэр, который стал известен в 1920-х вместе с Полом Уайтманом и играл на саксофоне C-мелодии (между альтом и тенором).
Янг покинул группу Бэйси, чтобы заменить Хокинса в оркестре Флетчера Хендерсона. Вскоре он оставил Хендерсона, чтобы играть в группе Энди Кирка (в течение шести месяцев), прежде чем вернуться к Бэйси. В то время как с Бэйси, Янг сделал записи небольшой группы для Милта Габлера Commodore Records, The Kansas City Sessions. Хотя они были записаны в Нью-Йорке (в 1938 году с воссоединением в 1944 году), они названы в честь группы, Канзас-Сити семь, и включали Бак Клейтон, Дикки Уэллс, Бэйси, Янг, Фредди Грин и Джо Джонс. На этих занятиях Янг играл на кларнете, а также на теноре. Янг описывается как играющий на кларнете «жидкий, нервный стиль». Помимо сессий в Канзас-Сити, его работа на кларнете 1938–1939 годов задокументирована на записях с Бэйси, Билли Холидей, небольшими группами Бэйси и органистом Гленном Хардманом. Билли и Лестер познакомились на джем-сейшене в Гарлеме в начале 30-х и вместе работали в группе Count Basie и в ночных клубах на 52-й улице Нью-Йорка. В какой-то момент Лестер переехал в квартиру, которую Билли делила со своей матерью Сэди Фэган. Холидей всегда настаивал, что их отношения носят исключительно платонический характер. Она дала Лестеру прозвище «През» в честь президента Франклина Рузвельта, «величайшего человека из всех» в сознании Билли. Играя на ее имени, он называл ее «День леди». Их знаменитые чуткие классические записи с Тедди Уилсоном относятся к этой эпохе.
После того, как кларнет Янга был украден в 1939 году, он оставил этот инструмент примерно до 1957. В том же году Норман Гранц дал ему один и призвал его играть на нем (с совершенно разными результатами на том этапе в Жизнь Янга - см. Ниже).
Янг покинул группу Бэйси в конце 1940 года. По слухам, он отказался играть с группой в пятницу, 13 декабря того же года, по суеверным причинам, поспособствовавшим его увольнению, хотя Янг и барабанщик Джо Джонс позже заявит, что его уход готовился несколько месяцев. Впоследствии он руководил несколькими небольшими группами, в которые часто входил его брат, барабанщик Ли Ён, в течение следующих нескольких лет; записи прямых и трансляций этого периода существуют.
В этот период Янг сопровождал певицу Билли Холидей на нескольких студийных сессиях (в период с 1937 по 1941 год), а также сделал небольшой набор записей с Нэтом "Кингом". Коул (их первое из нескольких коллабораций) в июне 1942 года. Его студийные записи относительно редки в период с 1942 по 1943 год, в основном из-за запрета на запись Американской федерацией музыкантов. Небольшие лейблы, не связанные профсоюзными контрактами, продолжали запись, и он записал несколько сессий для лейбла Гарри Лима Keynote в 1943 году.
В декабре 1943 года Янг вернулся в лоно Бэйси на 10 месяцев. ограничение, прерванное тем, что его призвали в армию во время Второй мировой войны (см. ниже). Записи, сделанные в этот и последующие периоды, предполагают, что Янг начал гораздо шире использовать пластиковую трость, которая, как правило, придавала его игре более тяжелый, более насыщенный звук (хотя все еще довольно гладкий по сравнению с тем, что у многих других исполнителей). Хотя он никогда не отказывался от трости, он использовал пластиковую трость значительную часть времени с 1943 года до конца своей жизни. Другой причиной уплотнения его тона примерно в это время было изменение мундштука саксофона с металлического Otto Link на эбонитовый Brilhart. В августе 1944 года Янг появился вместе с барабанщиком Джо Джонсом, трубачом Гарри "Свитс" Эдисоном и другим тенор-саксофонистом Иллинойс Жаке в Gjon Mili короткометражный фильм Jammin 'the Blues.
В сентябре 1944 года Янг и Джо Джонс были в Лос-Анджелесе с Basie Band, когда они были введены в США Армия. В отличие от многих белых музыкантов, которых поместили в группы, такие как возглавляемые Гленном Миллером и Арти Шоу, Янг был направлен в регулярную армию, где ему не разрешалось играть на своей саксофон. На основании Ft. Макклеллан, Алабама, Янг был найден с марихуаной и алкоголем среди его вещей. Вскоре он был предан военному суду. Янг не стал бороться с обвинениями и был осужден. Он просидел один травматический год в бараках для задержанных и был с позором уволен в конце 1945 года. Его опыт вдохновил его на композицию "DB Blues" (где DB обозначает бараки для задержанных).
Карьера Янга после Второй мировой войны была гораздо более плодотворной и прибыльной, чем в довоенные годы, с точки зрения сделанных записей, живых выступлений и годового дохода. Янг присоединился к труппе Нормана Гранца «Джаз в филармонии» (JATP) в 1946 году, регулярно гастролируя с ними в течение следующих 12 лет. Он также сделал много студийных записей под руководством Гранца, в том числе трио с Нэтом Кингом Коулом. Янг также много записывался в конце 1940-х для Aladdin Records (1946-7, где он делал записи Коула в 1942 году) и для Savoy (1944, '49 и '50)., некоторые сессии которого включали Бэйси на фортепиано.
В то время как качество и последовательность его игры постепенно снижались во второй половине 1940-х и в начале 1950-х, он также показал несколько блестящих выступлений в течение этого периода. Особенно примечательны его выступления с JATP в 1946, 1949 и 1950 годах. Вместе с Янгом на концерте JATP 1949 года в Карнеги-холл были Чарли Паркер и Рой Элдридж, и соло Янга на "Lester Leaps In " на том концерте особенно выделяется среди его выступлений во второй половине его карьеры.
Примерно с 1951 года уровень игры Янга падал более стремительно по мере того, как его пьянство увеличивалось. Его игра показывала опору на небольшое количество клишированных фраз и снижение креативности и оригинальности, несмотря на его заявления о том, что он не хотел быть «повторяющим карандашом» (Янг придумал эту фразу, чтобы описать акт повторения собственных прошлых идей). Игра и здоровье Янга пошли на спад, кульминацией которого стал госпитализация в ноябре 1955 г. после нервного срыва.
. После этого лечения его состояние улучшилось. В январе 1956 года он записал две спродюсированных Гранцем сессии, включая воссоединение с пианистом Тедди Уилсоном, трубачом Роем Элдриджем, тромбонистом Виком Дикенсоном, басистом Джином Рэми и барабанщик Джо Джонс - которые были выпущены как альбомы The Jazz Giants '56 и Pres and Teddy. 1956 год был относительно удачным для Лестера Янга, включая тур по Европе с Майлзом Дэвисом и Modern Jazz Quartet, а также успешную резиденцию в Patio Lounge Оливии Дэвис в Вашингтоне., Округ Колумбия, с Биллом Поттсом Трио. Концертные записи Янга и Поттса в Вашингтоне были выпущены позже.
На протяжении 1940-х и 50-х Янг иногда играл в качестве приглашенного гостя с оркестром графа Бэйси. Самым известным из этих выступлений является выступление в июле 1957 года на джазовом фестивале в Ньюпорте, в составе которого были многие из его коллег 1940-х годов: Джо Джонс, Рой Элдридж, Иллинойс Жаке и Джимми Рашинг.. В 1952 году он был показан на Лестере Янге с трио Оскара Петерсона, выпущенном в 1954 году на Norgran. В 1956 году он записал две пластинки со своими сотрудниками 1930-х годов Тедди Уилсоном и Джо Джонсом. Скотт Яноу из Allmusic, рецензируя один из альбомов, Pres and Teddy, сказал:
Хотя слишком часто писали, что Лестер Янг быстро пришел в упадок с середины 40-х годов, правда в том, что когда он был здоров, Янг играл в своих лучших проявлениях в течение 50-х, добавляя эмоциональной напряженности своему звуку, которого не было в более беззаботные дни 30-х. Этот классический сеанс находит великого тенора в особенно выразительной форме.
Лестер был трижды женат. Его первый брак был с Беатрис Толливер в Альбукерке 23 февраля 1930 года. Его второй брак был с Мэри Дейл.
Его третьей женой была Мэри Беркли. У них было двое детей: Лестер В. Янг младший (род. 1947) и Иветт Янг (род. 1957). Оба имеют докторскую степень в области образования, по словам барабанщика Роя Хейнса, у которого взяли интервью в рамках попытки создать кинобиографию Янга. 31 января 2008 года Сэди Салливан провела устное историческое интервью с доктором Лестером В. Янгом-младшим. Примерно в 1:10:00 он рассказывает о своем отце, слушает джаз, учится играть и как это сделал знаменитый отец. не выражать одолжений.
8 декабря 1957 года Янг появился с Билли Холидей, Коулманом Хокинсом, Беном Вебстером, Рой Элдридж и Джерри Маллиган в телешоу CBS The Sound of Jazz, исполняя мелодию Холидей «Fine and Mellow ». Это была встреча с Холидей, с которой он потерял связь с годами. Ближе к концу карьеры она тоже была в упадке, но они оба очень хорошо выступали. Соло Янга было блестящим, которое некоторые обозреватели приветствовали как беспрецедентное чудо экономии, фразировки и необычайно трогательных эмоций; Нат Хентофф, один из продюсеров шоу, позже прокомментировал: «Лестер встал и сыграл самый чистый блюз, который я когда-либо слышал... в диспетчерской мы все плакали».
Янг сделал свои последние студийные записи и живые выступления в Париже в марте 1959 года с барабанщиком Кенни Кларком в конце сокращенного европейского турне, во время которого он почти ничего не ел и пил. сильно. Он умер рано утром 15 марта 1959 года, всего через несколько часов после возвращения в Нью-Йорк, в возрасте 49 лет.
По словам джазового критика Леонарда Фезера, который ехал с Отдыхая в такси на похороны Янга, она сказала после службы: «Я пойду следующей». Холидей умер четыре месяца спустя, 17 июля 1959 года, в возрасте 44 лет.
Стиль игры Янга повлиял на многих других тенор-саксофонистов, в том числе на Стэна Гетца, as а также Зут Симс, Эл Кон, Уорн Марш, а также баритон-саксофонист Джерри Маллиган и альт-саксофонист Ли Конитц и Пол Десмонд. Пол Куиничетт настолько близко смоделировал свой стиль, как у Янга, что его иногда называли «вице-президиумом». Сонни Ститт начал включать элементы подхода Лестера Янга, когда он делал переход на теноровый саксофон. Лестер Янг также оказал прямое влияние на молодого Чарли Паркера и, таким образом, на все движение бибопа.
Говорят, что Лестер Янг популяризировал использование термина «круто » для обозначения чего-то модного. Еще один сленговый термин, который он придумал, - это термин «хлеб», обозначающий деньги. Он спрашивал: «Как пахнет хлеб?» на вопрос, сколько будет стоить концерт.
Чарльз Мингус посвятил элегию Яну, «Прощай, шляпа со свиным пирогом ", всего через несколько месяцев после его смерти. Уэйн Шортер, тогдашний сотрудник Jazz Messengers Арта Блейки, сочинил дань уважения под названием" Lester Left Town ".
В 1981 году Оямо (Чарльз Ф. Гордон) опубликовал книгу «Воскрешение леди Лестер» с подзаголовком «Поэтическая песня о настроении, основанная на легенде о Лестере Янге», описывающую жизнь Янга. Впоследствии работа была адаптирована для театра и поставлена в ноябре того же года в Manhattan Theater Club, New York City с джазовой комбинацией из четырех человек под управлением Дуайта Эндрюса.
В фильме 1986 года Круглая полночь вымышленный главный герой Дейл Тернер, которого играет Декстер Гордон, частично был основан на Янге, включая отсылки к воспоминаниям о его армейском опыте и в общих чертах изображающий его время в Париже и его возвращение в Нью-Йорк незадолго до смерти. Янг - главный герой в художественной книге о джазе английского писателя Джеффа Дайера 1991 г. Но Прекрасно.
Документальный фильм 1994 года о 1958 году. Esquire "Великий день в Гарлеме " фотография джазовых музыкантов в Нью-Йорке, содержащая много воспоминаний о Янге. Для многих других участников фотосессия была последней, когда они видели его живым; он был первым музыкантом на знаменитой фотографии, который скончался.
Дон Байрон записал альбом Ivey-Divey в благодарность за то, что он узнал, изучая работы Лестера Янга, смоделированные после свидания с трио 1946 года с Бадди Ричем и Нэтом Кингом Коулом. «Айви-Диви» - одна из распространенных эксцентричных фраз Лестера Янга.
Янг был героем оперы Prez: A Jazz Opera, написанной Бернардом Кэшем и Аланом Плейтером и транслировавшейся BBC в 1985 году.
Сборник рассказов Питера Штрауба «Волшебный террор» (2000) содержит рассказ под названием «Шляпа со свиным пирогом», беллетризованный рассказ о жизни Лестера Янга. Страуб был вдохновлен появлением Янга в телешоу CBS-TV The Sound of Jazz 1957 года, которое он смотрел неоднократно, недоумевая, как такой гений мог закончить «нынешние развалины, эти человеческие развалины, с трудом справляющиеся с этим». играть вообще ».
17 марта 2003 года Янг был добавлен на Стену славы джаза ASCAP вместе с Сидни Бечет, Элом Коном, Нэтом« Кингом »Коул, Пегги Ли и Тедди Уилсоном. Его представляли на церемонии его дети Лестер Янг-младший и Иветт Янг.
Каталожный номер | Альбом | Примечания | Записано | Выпущено |
---|---|---|---|---|
MGN 5 | Лестер Янг с трио Оскара Петерсона №1 | 10 ' | 1952 | 1954 |
MGN 6 | Лестер Янг с трио Оскара Петерсона # 2 | 10 ' | 1952 | 1954 |
MGN 1005 | Президент | 1950-1952 | 1954 | |
MGN 1022 | Это ничего не значит | 1954 | 1955 | |
MGN 1054 | Президент играет с трио Оскара Петерсона | с Оскаром Петерсоном | 1952 | 1955 |
MGN 1043 | Pres and Sweets | с Гарри Эдисоном | 1955 | 1956 |
MGN 1056 | The Jazz Giants '56 | 1956 | 1956 | |
MGN 1071 | Lester's Here | 1951-1953 | 1956 | |
MGN 1072 | Pres | 1950-1951 | 1956? | |
MGN 1074 | Трио Лестера Янга Бадди Рича | с Бадди Ричем | 1946 | 1956 |
MGN 1093 | Lester Swings Again | Переиздание MGN 1005 | 1950-1952 | 1956 |
MGN 1100 | Это ничего не значит | Переиздание МГН 1022 | 1954 | 1956? |
Каталожный номер | Альбом | Примечания | Записанные | Выпущенные |
---|---|---|---|---|
MGV 8134 | Pres and Sweets | Переиздание Norgran MGN 1043 | 1955 | 1957 |
MGV 8144 | Президент играет с трио Оскара Петерсона | Переиздание Norgran MGN 1054 | 1952 | 1957 |
MGV 8161 | Lester's Here | Переиздание Norgran MGN 1071 | 1951-1953 | 1957 |
MGV 8162 | Pres | Переиздание Norgran MGN 1072 | 1950-1951 | 1957? |
MGV 8164 | Трио Лестера Янга Бадди Рича | Переиздание Norgran MGN 1074 | 1946 | 1957? |
MGV 8181 | Lester Swings Again | Переиздание Norgran MGN 1005 | 1950-1952 | 1957? |
MGV 8187 | Это ничего не значит | Переиздание Norgran MGN 1022 | 1954 | 1957 |
MGV 8205 | Пре и Тедди | с Тедди Уилсоном | 1956 | 1957 |
MGV 8298 | Самостоятельно | с Гарри Эдисоном | 1957-1958 | 1958 |
MGV 8308 | История Лестера Янга | Сборник | 1950-1956 | 1959 |
MGV 8316 | Смеяться, чтобы не плакать | с Роем Элдриджем и Гарри Эдисоном | 1958 | 1959? |
MGV 8378 | Лестер Янг в Париже | Live | 1959 | 1959 |
MGV 8398 | The Essential Lester Янг | Сборник | 1949-1957 | 1959 |
Каталожный номер | Альбом | Примечания | Записано | Выпущено |
---|---|---|---|---|
402 | Pres | Live. Ранние записи "лично". Записано на домашний диктофон. Первый коммерчески выпущенный сборник Янга как лидера группы. | Несколько лет | 1961 |
405 | Pres is Blue | Live (Savoy Ballroom) | 1950 | 1963 |
409 | Just You, Just Me | 1948-1949 | 1961 | |
504 | Live at the Savoy (также известный как Pres) | Live | ? | 1981 |
828 | Историческая встреча на саммите | с Чарли Паркер | ? | 1961 |
Каталожный номер | Альбом | Примечания | Записано | Выпущено |
---|---|---|---|---|
2308219 | Pres, В Вашингтоне, округ Колумбия, 1956, том 1 | Live | 1956 | 1980 |
2308225 | Prez, В Вашингтоне, округ Колумбия, 1956, том 2 | Live | 1956 | 1980 |
2308228 | Pres, В Вашингтоне, округ Колумбия, 1956, том 3 | Live | 1956 | 1981 |
2308230 | Pres, В Вашингтоне, округ Колумбия, 1956, том 4 | Live | 1956 | 1981 |
![]() | На Викискладе есть материалы, связанные с Лестером Янгом. |