Франческо Граначчи (1469 - 30 ноября 1543) был итальянским художником эпохи Возрождения, работавшим преимущественно в своей родной Флоренции. Хотя сегодня он малоизвестен, в свое время он пользовался уважением и фигурирует в «Жизни художников» Джорджо Вазари.
Граначчи родился в 1469 году в Вильяманье, обучался во Флоренции в мастерской Доменико Гирландайо, где он на всю жизнь подружился с Микеланджело. Эти двое часто посещали знаменитый сад скульптур Лоренцо Медичи возле монастыря Сан-Марко. Его самые ранние работы, такие как Мадонна с младенцем и святыми Михаилом и Иоанном Крестителем (Staatliche Museen, Берлин ), Поклонение младенцу (Музей искусств Гонолулу ) и его панель из четырех историй святого Иоанна Крестителя (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) показывают сильное влияние Гирландайо, а также Филиппино Липпи, который мог иметь был первым мастером Граначчи. По словам Вазари, когда Граначчи был еще молодым, он моделировал обнаженную фигуру Филиппино в «Воскресении Феофила в капелле Бранкаччи.
. В 1508 году Граначчи отправился в Рим, где он и другие художники, в том числе Аньоло ди Доменико дель Маццьер попросили помочь Микеланджело с потолком Сикстинской капеллы. По возвращении во Флоренцию он написал ряд запрестольных образов и другие важные работы, такие как Мадонна с младенцем со святыми Франческо и Иеронимом для монастыря августинцев Сан-Галло или Успение Богородицы для Санти Джироламо и Франческо сулла Коста (оба сейчас в Galleria dell'Accademia ). В 1515 г. он участвовал в украшении в честь визита Папы Льва X во Флоренцию. В 1519 году он завершил большое панно с изображением Богородицы с младенцем и святым Иоанном Крестителем, которое сейчас находится в Музее западного и восточного искусства в Одессе.
Работы Граначчи 1520–1525 годов демонстрируют некоторое сходство с работой. из фра Бартоломео. Например, его «Мадонна с младенцем со святыми Себастьяном и Франциском» в музее Санта-Вердиана в Кастельфьорентино более динамична и драматична, чем его ранние работы. То же самое можно сказать о его Мадонне с младенцем и четырьмя святыми (1521 г.) в Сан-Джованни-Деколлато в Монтемурло, около Прато. В 1527 году Граначчи написал «Въезд Карла VIII во Флоренцию (Уффици, Флоренция) и запрестольный образ Десяти тысяч мучеников для церкви Сан-Симоне-э-Джуда во Флоренции. В 1530 году он завершил главный алтарь церкви Сант-Аполлония, Флоренция ; По словам Вазари, это произведение было разработано Микеланджело. Четыре его основных панно с изображением святых Иеронима, Аполлонии, Иоанна Крестителя и Марии Магдалины находятся в Старой пинакотеке, Мюнхен; центральное Благовещение находится в Коршам-Корт, а пределла из десяти частей теперь разделена между Академией во Флоренции, Виллой I Татти во Флоренции и частной коллекцией.
Граначчи умер в 1543 году. Он похоронен в церкви Сант-Амброджо во Флоренции.
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем, около 1505-10 гг. Понсе, Museo de Arte de Ponce.
Благовещение, конец 1520-х гг. Коршем-Корт (Уилтшир), Коллекция Метуэна.
Иосиф представляет своего отца и братьев фараону, около 1516 года. Флоренция, Галерея дельи Уффици.
Викискладе есть материалы, связанные с Франческо Граначчи. |