Франческо Балилла Прателла (Луго, Италия, 1 февраля 1880 г. - Равенна, Италия, 17 мая 1955 г.) был итальянским композитором, музыковедом и эссеистом. Один из ведущих защитников футуризма в итальянской музыке, большая часть собственной музыки Прателлы выдает мало очевидной связи с взглядами, которые исповедуются в написанных им манифестах.
Родился в Луго и был глубоко впечатлен народной музыкой, которую он слышал в детстве в своей родной Романье, ныне являющейся частью Эмилии-Романьи. Прателла поступил в Консерваторию Пезаро и учился у Винченцо Чиконьяни и Пьетро Масканьи. Профессиональная карьера Прателлы была в основном сосредоточена на преподавании и музыковедении; он служил директором Liceo Musicale в Луго с 1910 по 1927 год, когда он принял пост директора Istituto G. Verdi в Равенне, где Прателла оставался до своего выхода на пенсию в 1945 году. Его интерес к коллекционированию народных песен Романьи начался еще до его футуризма. период и продолжался после, усиливаясь позже через аранжировки Прателлы народных песен и обучение припевам. Прателла также создал современные аранжировки для исполнения ранней полифонической музыки. С 1921 по 1925 год Прателла возглавлял музыкальное издание Il Pensiero Musicale в Болонье.
Первым проектом, основанным на интересе Прателлы к народной песне коренных народов, была опера La Sina d'Varguõn (1909), которая привлекла внимание
71>Филиппо Томмазо Маринетти, отец итальянского футуризма. Прателла присоединился к группе футуристов в 1910 году и стал одним из ее самых ярых активистов, опубликовав три трактата, которые в 1912 году были объединены в брошюру Musica Futurista. Вдохновленный Прателлой, Луиджи Руссоло создал свою Intonarumori (Noise Intoners) в 1913 году и написал свой собственный манифест Искусство шума (1913), представив футуристическую концепцию введения шума в музыку. Прателла был менее чем в восторге от использования Интонарумори, но он согласился использовать их ресурсы в своей опере L'aviatore Dro (1911–1914), написанной в тесном сотрудничестве с Маринетти. В конце Первой мировой войны Прателла порвал с футуристами; L'aviatore Dro открылся в 1920 году и оказался популярным как у критиков, так и у публики, но его непрактичность и странный сюжет обрекали его на определенную безвестность.
В последние годы своей жизни Прателла время от времени обращал свое внимание на сочинение музыки для фильмов, в частности, в Мать-Земля (1931) и L'argine (1938). Он также работал над предложенным Raccolta nazionale delle musiche italiane (Национальное собрание итальянской музыки) с Габриэле Д'Аннунцио, но проект был прерван смертью поэта.
Согласно Прателле, итальянская музыка уступала зарубежной. Он восхвалял «возвышенного гения» Вагнера и видел некоторую ценность в работах Рихарда Штрауса, Дебюсси, Элгара, Мусоргский, Глазунов и Сибелиус. Напротив, в итальянской симфонии преобладала опера в «абсурдной и антимузыкальной форме». консерватории поощряли отсталость и посредственность. Издатели увековечили посредственность и господство в музыке «шаткими и пошлыми» операми Пуччини и Умберто Джордано. Единственный итальянец Прателла мог похвалить своего учителя Масканьи, потому что он восстал против издателей и пытался новаторски в опере, но даже Масканьи был слишком традиционен для вкусов Прателлы.
Перед лицом этой посредственности и консерватизма Прателла развернул «красный флаг футуризма, призвав его пылающий символ таких молодых композиторов, у которых есть сердца, которые нужно любить и бороться, у которых есть умы для зачатия, и брови, свободные от трусости». Он сделал это с помощью нескольких коротких манифестов, ключевым примером которых был Musica futurista (Манифест футуристических музыкантов), опубликованный в 1910 году.
Основными идеями его музыкальных манифестов были:
Итальянские футуристические музыкальные манифесты, особенно Русоло, долгое время вдохновляли музыкантов-авангардистов и продолжают так будет в двадцать первом веке. Однако ученые середины двадцатого века - из небольшого сообщества, имевшего доступ к давно забытым произведениям Прателлы - были глубоко критичны по отношению к Прателле из-за предполагаемой полосы консервативности в его собственной музыке, которая, по их мнению, подорвала революционный дух его манифестов.. Как сказал Бенджамин Торн, «сочинения [Прателлы] никогда не соответствовали риторике». Однако в Италии состояние Прателлы улучшается. Пианист Даниэле Ломбарди записал часть футуристической фортепианной музыки Прателлы, а в 1996 году оперный театр Ла Скала в Милане возродил L'aviatore Dro впервые за 75 лет. Успех этой постановки и другие факторы помогли возродить футуристический образ Прателлы в его родной стране.
Хотя он написал семь опер, Прателла не был особенно плодовитым композитором. Помимо футуристических произведений, опер и народных хоров, он оставил небольшой, но респектабельный выпуск камерной музыки, фортепианной музыки, духовной музыки и песен. Цикл симфонических стихов Прателлы, основанный на народной музыке Романьи, пользуется большим уважением в Италии и помещает Прателлу в число итальянских «Поколений 1880 года», таких как Отторино Респиги, Джан Франческо Малипьеро и Ильдебрандо Пиццетти, отказавшийся от оперы в пользу инструментальной музыки.
В качестве автора:
Как композитор:
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Франческо Балилла Прателла |