Футуризм был художественным движением начала 20-го века, которое охватывало живопись, скульптуру, поэзию, театр, музыку, архитектуру, кино и гастрономию. Филиппо Томмазо Маринетти инициировал движение своим « Манифестом футуризма», опубликованным в феврале 1909 года. Футуристическая музыка отвергла традиции и представила экспериментальные звуки, вдохновленные механизмами, и оказала влияние на нескольких композиторов 20-го века. По словам Родни Пэйтона, «в начале движения термин« футуризм »неправильно использовался для определения любого вида авангардных усилий; на английском языке этот термин использовался для обозначения композитора, чья музыка считалась «сложной» ».
Музыкант Франческо Балилья Прателла присоединился к движению в 1910 году и написал Манифест музыкантов-футуристов (1910), Технический манифест футуристической музыки (1911) и Разрушение квадратуры ( Distruzione della quadratura ) (1912). В «Манифесте музыкантов-футуристов» Прателла обратился к молодежи, как и Маринетти, потому что только они могли понять, что он хотел сказать. Он хвастался призом, который он получил за свою музыкальную футуристическую работу, La Sina d'Vargöun, и успехом ее первого выступления в Teatro Communale в Болонье в декабре 1909 года, что дало ему возможность судить музыкальную сцену. По словам Прателлы, итальянская музыка уступала зарубежной. Он восхвалял «возвышенного гения» Вагнера и видел некоторую ценность в работах Рихарда Штрауса, Дебюсси, Эльгара, Мусоргского, Глазунова и Сибелиуса. Напротив, в итальянской симфонии преобладала опера в «абсурдной и антимузыкальной форме». В консерваториях поощряться отсталость и посредственность. Издатели увековечили посредственность и господство в музыке «шаткими и пошлыми» операми Пуччини и Умберто Джордано. Единственный итальянец Прателла мог похвалить своего учителя Пьетро Масканьи, потому что он восстал против издателей и пытался новаторски в опере, но даже Масканьи был слишком традиционен для вкусов Прателлы.
Перед лицом этой посредственности и консерватизма Прателла развернул «красный флаг футуризма, призывая к его пылающему символу таких молодых композиторов, у которых есть сердца, которые нужно любить и бороться, у которых есть умы для зачатия, и чьи брови свободны от трусости».
Его музыкальная программа была:
Луиджи Руссоло (1885–1947) был итальянским художником и музыкантом-самоучкой. В 1913 году он написал «Искусство шумов», Руссоло и его брат Антонио использовали инструменты, которые они называли « интонарумори », которые были генераторами акустического шума, которые позволяли исполнителю создавать и контролировать динамику и высоту тона нескольких различных типов шумов. Искусство Шумов классифицирован «шум-звук» на шесть групп:
Руссоло и Маринетти дали первый концерт футуристической музыки с интонарумори в апреле 1914 года (вызвав бунт). Программа состояла из четырех «сетей шумов» со следующими названиями:
Дальнейшие концерты по Европе были отменены из-за начала Первой мировой войны.
Футуризм был одним из нескольких движений 20-го века в музыкальном искусстве, которые воздавали дань уважения машинам или имитировали их. Считалось, что Ферруччо Бузони предвосхищает некоторые футуристические идеи, хотя он оставался преданным традициям. Руссоло в intonarumori под влиянием Стравинского, Honegger, Antheil и Эдгар Варез. В Pacific 231 Онеггер имитировал звук паровоза. Есть и футуристические элементы в « Стальной ступеньке» Прокофьева.
Однако наиболее примечательным в этом отношении является Джордж Антейл. Охваченный дадаистами, футуристами и модернистами, Антейл выразил в музыке художественный радикализм 1920-х годов. Его увлечение машинным оборудованием проявляется в его « Сонате самолета», « Смерти машин» и 30-минутном механическом балете. Изначально « Балет mécanique» предназначался для сопровождения экспериментального фильма Фернана Леже, но музыкальная партитура вдвое длиннее фильма и теперь стоит особняком. В партитуре задействован ансамбль ударных, состоящий из трех ксилофонов, четырех бас-барабанов, там-тама, трех пропеллеров самолета, семи электрических звонков, сирены, двух «живых пианистов» и шестнадцати синхронных фортепиано. Работа Антейла была первой, в которой машины синхронизировались с игроками-людьми и использовалась разница между тем, во что могут играть машины и люди.
Среди русских композиторов-футуристов были Артур-Винсент Лурье, Михаил Гнесин, Александр Гедике, Геог Киркор (1910–1980), Юлиан Крейн (1913–1996) и Александр Мосолов.