Семантика фреймов - это теория языкового значения, разработанная Чарльзом Дж. Филмором, которая расширяет его более ранние грамматика падежа. Он связывает языковую семантику с энциклопедическими знаниями. Основная идея состоит в том, что невозможно понять значение одного слова без доступа ко всем важным знаниям, относящимся к этому слову. Например, невозможно понять слово «продавать», ничего не зная о ситуации с коммерческой передачей, которая также включает, помимо прочего, продавца, покупателя, товары, деньги, отношения между деньгами и товары, отношения между продавцом и товаром и деньгами, отношения между покупателем и товаром и деньгами и так далее. Таким образом, слово активирует или пробуждает рамку семантического знания, относящуюся к конкретному понятию, к которому оно относится (или выделяется в семантической терминологии фрейма).
Сама идея энциклопедической организации знания устарела и обсуждалась Эпохой Просвещения такими философами, как Дени Дидро и Джамбаттиста Вико. Однако Филмор и другие эволюционные и когнитивные лингвисты, такие как Джон Хайман и Адель Голдберг, выступают против порождающей грамматики и истинно-условная семантика. Как элементарно для когнитивной лингвистики Лакоффи-Лангаккера, утверждается, что знание языка ничем не отличается от других типов знаний; следовательно, нет грамматики в традиционном понимании, и язык не является независимой когнитивной функцией. Напротив, распространение и выживание лингвистических единиц напрямую сопоставимо с таковыми других типов единиц культурной эволюции, как в меметике и других теориях культурного репликатора.
Теория применяет понятие семантической рамки, также используемое в искусственном интеллекте, которое представляет собой набор фактов, которые определяют «характерные особенности, атрибуты и функции денотата, а также его характерные взаимодействия с вещи, которые обязательно или обычно связаны с ним ". Семантический фрейм также можно определить как согласованную структуру связанных понятий, которые связаны таким образом, что без знания всех из них человек не имеет полного знания ни о каком из них; в этом смысле они являются типами гештальта. Фреймы основаны на повторяющемся опыте, поэтому фрейм коммерческих транзакций основан на повторяющемся опыте коммерческих транзакций.
Слова не только выделяют отдельные понятия, но также определяют определенную перспективу, с которой рассматривается кадр. Например, команда «продать» рассматривает ситуацию с точки зрения продавца, а «покупка» - с точки зрения покупателя. Это, по словам Филлмора, объясняет наблюдаемую асимметрию во многих лексических отношениях .
Хотя изначально она применялась только к лексемам, теперь семантика фреймов была расширена до грамматических конструкций и другие более крупные и сложные языковые единицы и более или менее интегрированы в строительную грамматику в качестве основного семантического принципа. Семантические фреймы также используются в информационном моделировании, например, в Gellish, особенно в форме «моделей определения» и «моделей знаний».
Семантика фреймов имеет много общего с семантическим принципом профилирования из когнитивной грамматики Рональда У. Лангакера .
Концепция фреймов несколько раз рассматривалась в философии и психолингвистика, в частности, поддержанная Лоуренсом В. Барсалу, а позднее Себастьяном Лёбнером. Они рассматриваются как когнитивное представление реального мира. С точки зрения компьютерной лингвистики существуют семантические модели предложения. Этот подход, идущий дальше, чем просто лексический аспект, особенно изучен в SFB 991 в Дюссельдорфе.