Машина опыта

редактировать

Машина опыта или машина удовольствия - это мысленный эксперимент, предложенный философом Роберт Нозик в своей книге 1974 года Анархия, государство и утопия и Исследованная жизнь (глава X). Это одна из самых известных попыток опровергнуть этический гедонизм, и попытка сделать это путем воображения выбора между повседневной реальностью и явно предпочтительной смоделированной реальностью.

Если основной тезис гедонизма что «удовольствие - это хорошо», то любой компонент жизни, который не приносит удовольствия, не делает ничего напрямую для повышения благополучия. Этой точки зрения придерживаются многие теоретики ценностей, но наиболее известная из них - некоторые классические утилитаристы. Нозик опровергает этот тезис с помощью мысленного эксперимента. Если он сможет показать, что есть нечто иное, чем удовольствие, которое имеет ценность и тем самым увеличивает наше благополучие, то гедонизм потерпит поражение.

Содержание
  • 1 Мысленный эксперимент
    • 1.1 Первоначальные опасения
    • 1.2 Аргумент
    • 1.3 Причины не подключать
    • 1.4 Дополнительно
    • 1.5 Аргумент против гедонизма
    • 1.6 Контраргументы
  • 2 В художественной литературе
  • 3 См. Также
  • 4 Сноски
Мысленный эксперимент

Нозик просит нас представить машину, которая могла бы дать нам любые желаемые или приятные переживания, которые мы могли бы пожелать. Психологи придумали способ стимулировать мозг человека, чтобы вызвать приятные переживания, которые субъект не мог отличить от тех, которые он получил бы без машины. Затем он спрашивает, если бы у нас был выбор, предпочли бы мы машину реальной жизни?

Нозик также считает, что если бы удовольствие было единственной внутренней ценностью, у людей была бы главная причина подключиться к «машине опыта», которая вызывала бы благоприятные ощущения.

Первоначальные проблемы

Кто будет запускать машины, если все подключатся? Нозик просит нас не обращать внимания на это беспокойство, поскольку оно не влияет отрицательно на мысленный эксперимент. Можно просто оговорить, что машины были настолько хорошо спроектированы, чтобы быть безотказными.

Эксперимент также открыт для множества интерпретаций. Например, Нозик утверждает, что вы можете либо спланировать остаток своей жизни на машине, прежде чем подключать ее к сети, либо вы можете периодически отключаться от сети, чтобы выбрать программу для следующего цикла. Хотя эти вариации интересны, они также не влияют напрямую на аргумент.

Аргумент

Аргумент состоит в следующих строках:

  • P1: если для нас имеет значение только получение как можно большего удовольствия, то если мы будем испытывать большее удовольствие, делая x, чем выполняя y, у нас нет причин делать y вместо x.
  • P2: Мы испытаем больше удовольствия, если подключимся к машине опыта, чем если мы не подключимся к машине опыта.
  • C1: Если для нас важно только то, что мы испытываем как можно больше удовольствия, тогда у нас нет причин не подключаться к машине опыта. (P1 P2)
  • P3: У нас есть причина не подключаться к машине впечатлений.
  • C2: Получать как можно больше удовольствия - это еще не все, что для нас важно. (C1 и P3, автор MT )

Причины не подключать

Нозик приводит три причины не подключаться к машине.

  1. Мы хотим делать определенные вещи, а не просто иметь опыт их выполнения.
    • «Только потому, что мы сначала хотим выполнить действия, мы хотим получить опыт их выполнения» (Нозик, 43)
  2. Мы хотим быть людьми определенного типа.
    • «Кто-то, плавающий в резервуаре, является неопределенной каплей» (Нозик, 43)
  3. Подключение к машине опыта ограничивает нас созданной человеком реальностью (это ограничивает нас тем, что мы можем сделать).
    • «Фактического контакта с какой-либо более глубокой реальностью нет, хотя ее переживание можно смоделировать» (Нозик, 43)

Кроме того,

Это не цитирует сам Нозик, а скорее другие философы, которые придумали или поделились дополнительными причинами.

  • Смещение статуса-кво, люди склонны не любить перемены, особенно учитывая мысль о том, что их нужно подталкивать проволокой. (Bramble, 4)
  • Мы бы хотели никогда не увидишь свою настоящую семью и друга s снова, хотя мы не знаем. (Kawall, 383)
  • Концепция свободы воли становится туманной. (Bramble, 142)
  • Подключение к сети - это форма самоубийства. (Bramble, 141)

Аргумент против гедонизма

Гедонизм утверждает, что вещи, к которым стоит стремиться, - это высшее благо или то, что сделает вас счастливее в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Счастье - высшая ценность в жизни человека. Машина опыта гедонистична, но люди по-прежнему отказываются подключаться к ней по причинам, перечисленным выше. Таким образом, делается вывод, что личное счастье - не самая большая ценность для всех. (Лин)

Контраргументы

Психолог и философ Джошуа Грин говорит, что на нашу интуицию о машине опыта может повлиять предубеждение статус-кво, и предлагает переформулировать мысленный эксперимент в форме, противодействующей этому. По его версии:

вы просыпаетесь в простой белой комнате. Вы сидите в кресле с откидной спинкой, а на голове у вас стальное приспособление. Над вами стоит женщина в белом халате. «На дворе 2659 год, - объясняет она, - знакомая вам жизнь - это программа машины опыта, выбранная вами около сорока лет назад. Мы в IEM прерываем программы наших клиентов каждые десять лет, чтобы обеспечить удовлетворенность клиентов. Наши записи показывают, что во время трех ваших предыдущих перерывов вы считали свою программу удовлетворительной и решили продолжить. Как и раньше, если вы решите продолжить свою программу, вы вернетесь к своей жизни, какой вы ее знаете, без каких-либо воспоминаний об этом прерывании. Ваши друзья, близкие и проекты будут рядом. Конечно, вы можете прекратить свою программу на этом этапе, если вы не удовлетворены по какой-либо причине. Вы собираетесь продолжить свою программу?

Если мы по-другому воспринимаем эту версию истории по сравнению с формой, которую предлагает Нозик, то, по словам Грина, это связано с предвзятостью статус-кво.

В художественной литературе

До того, как это стало философским мысленный эксперимент середины семидесятых, приятный, но смоделированный опыт против дилеммы реальности был основным продуктом научной фантастики; например, в рассказе «» (fr ), опубликованном в журнале Amazing Stories в октябре 1929 года. Роман Infinite Jest Дэвид Фостер Уоллес использует аналогичную формулировку машины опыта. Роман вращается вокруг фильма под названием «Бесконечная шутка», который смертельно приятен: фильм настолько увлекателен, что, однажды просмотрев его, зритель не захочет ничего другого, кроме как смотреть его снова и снова. Примеры фильмов, основанных на машинах, способных воспроизводить ранее записанные события, включают фильм 1983 года Мозговой штурм и фильм 1995 года Странные дни.

Выбор между стандартной человеческой жизнью и превращением в существ, которые могут испытать много более интенсивная жизнь, приносящая удовольствие, также является одним из главных поворотов классического романа Клиффорда Саймака Город. В этой истории, в отличие от аргумента Нозика, большинство людей выбирают жизнь с удовольствием, главным образом потому, что они могут полностью оценить то, что они могут получить в процессе, благодаря сложному языковому методу, предполагая, что условия выбора должны быть правильно выбраны. и полностью поняты, чтобы опыт был значительным.

Это также основная тема фильма 1999 года Матрица. Рассказ агента Смита о ранней истории Матрицы включает идею о том, что люди отвергают виртуальная реальность, которая предлагает им рай; однако позже его информатор Сайфер готов предать своих коллег, потому что он предпочел бы быть повторно помещенным в (возможно, менее совершенную) Матрицу в качестве богатого и успешного человека, чем продолжать жить в суровых реалиях за пределами симуляции.. Хотя эта более поздняя версия Матрицы не является райской реальностью в буквальном смысле, можно утверждать, что она очень похожа на вызывающую удовольствие машина опыта, поскольку Сайферу дается возможность занимать видное положение во власти и богатство в этом новом симуляторе. Как он говорит, обедая в симуляторе ресторана:

«Знаешь, я знаю, что этого стейка не существует. Я знаю, что когда я кладу его в рот, Матрица говорит моему мозгу, что он сочный и вкусный.. Спустя девять лет, вы знаете, что я понимаю? Незнание - это блаженство. "

См. Также
Сноски
Последняя правка сделана 2021-05-19 09:55:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте