Девушки Раде в народном костюме | |
Общее население | |
---|---|
Вьетнам 398671 (2019) | |
Регионы со значительным населением | |
Вьетнам, Камбоджа | |
Языки | |
Раде • Вьетнамский | |
Религия | |
Христианство • Анимизм |
Рейд (язык Раде : Анак Дагар / народ дегар ) - это австронезийская этническая группа южного Вьетнама (население 398671 человек в 2019 году).
Rhade - это старая французская надпись Дагара на языке Rade, который полностью записывался как Анак Дагар (народ дегар). Анак Дагар произошел от анака Кудая-Нагар, что означает «Кудаянагар этнические группы» или «потомки бока Кауиньи и bia Нагар ". Внутри «Кауинья» происходит от имени Кампучии, а «Нагар » - величайшей богини народа чам. Таким образом, народ рада даже в этом вьетнамском Центральном нагорье находился между культурой Чампа и Камбоджей. В то же время это была территория, не имеющая выхода к морю. Поэтому иногда международный термин дегар также используется для всех групп вьетнамского центрального нагорья.
Согласно Фреху исследователям Юго-Восточной Азии, персонаж Монах Каусинья символизировал сферу индийской культуры классический Юго-Восточная Азия через По Нагар (Чампа ), Неанг Ник (Кампучия ), Нанг Хосоп (Лаос ), Мае Кхван-кхао (Таиланд )... Кроме того, эта легенда была популярной вьетнамским Центральным нагорьем этнических групп и в Юго-Восточной Азии, которые пострадали от индийской цивилизации.
Радеский язык - один из хамских языков, подсемейства малайско-полинезийской ветви австронезийской языковой семьи. На других языках чам говорят в Центральном Вьетнаме и в Ачех, Суматре ; Чамы более отдаленно связаны с малайскими языками Индонезии, Малайзии и Мадагаскар и с филиппинскими языками.
Чам разработал систему письма, разработанную на основе латиницы в 1920-х годах.
Разновидность бамбуковой сумки, созданная мифологическим персонажем И Ритом и имеющая форму чашелистика цветка пуланга.В Раде практикуется матрилинейное происхождение. Происхождение прослеживается по женской линии, семейная собственность находится в руках женщин и унаследована от них. Основной единицей родства является матрилинейность; они сгруппированы в матрилинейных братьев и сестер более высокого уровня (матрисибов). Раде далее делятся на две фратрии.
Женщины-матрилини, их супруги и дети живут вместе в длинном доме. Род владеет корпоративной собственностью, такой как рисовые поля, скот, гонги и кувшины; их держит старшая женщина по материнской линии. Род также занимается сельским хозяйством на общих землях и обслуживанием длинного дома. Глава самого длинного дома - мужчина, положение которого чаще всего унаследовано супругом дочери или невесткой предыдущего главы длинного дома.
Матрилинеи и матрисибы экзогамны, причем как половые отношения, так и брак запрещены. Фратрии также накладывают некоторые ограничения на брак. Пары, нарушающие эти ограничения, должны приносить в жертву буйвола, хотя нарушение фратрийных ограничений обычно не считается серьезным и требует только принесения в жертву свиньи. Проживание матрилокально.
Деревни Раде были традиционно автономными и управлялись олигархией ведущих семей. Некоторые деревни стали доминирующими на местном уровне, но ни одна из них не образовала более крупных политических структур.
Эпос (на языке Раде: клей хан), например Клей хан И Дам Сан и т. Д. Рассказываются эпическими сказителями (на языке Раде: по хан) у костра в ночи.
Музыка Эде очень разнообразна, и воспроизведение музыки - это способ, которым люди Эде общаются как с другими людьми, так и с Богом, согласно их убеждениям (язык Эде: ян).
Типичный дом жителей Раде - это длинный дом из бамбука и дерева. Длина длинного дома измеряется количеством балок воротника (на языке Rade: de). Как только девушка, живущая в доме, выходит замуж, дом удлиняется на одну секцию, поскольку матрилокальный аспект брака Раде означает, что муж будет жить в доме своей жены. Ориентация построек север-юг.
Пространство длинного дома разделено на две части: площадь части Га составляет от 1/3 до 2/3 общей площади, отведенной под гостиную, а в другой части - спальни. Здесь две двери: входная для мужчин, задняя для женщин и две лестницы: мужская и женская.
Длинные дома могут быть длиной 100 метров, в них могут разместиться от трех до девяти семей. Традиционное описание размеров длинного дома: «Дом такой длины, как эхо гонга».
Во время войны во Вьетнаме американские и южновьетнамские военные советники опасались, что Вьетконг обратит в свою веру соплеменников рада в провинции Ок-Лук в их поддержку. Они учредили программу, по которой американский спецназ стремился обучить Рейдов «программам самообороны деревень». Эти программы самообороны были весьма противоречивыми.
По словам Уильяма Дайкера, офицера иностранных дел США и профессора из Восточной Азии, учебные мероприятия, получившие название «Гражданские нерегулярные оборонительные группы» (CIDG), были сопряжены с проблемами произвольной власти на со стороны вьетнамских властей и офицеров. Летом 1964 года «... вьетнамское высокомерие немедленно привело к проблемам, и в сентябре среди соплеменников раде [sic] в Ban Me Thout вспыхнуло серьезное восстание. Только с помощью американских советников кризис был разрешен».
Раде составляли часть союзников Соединенных Штатов Монтаньяр, а после войны некоторые бежали в США, в основном проживая в Северной Каролине.
Длинный дом Раде
Лестница
Декорированная балка
Колонна с изображениями звезд, полумесяц и грудь
Изображения черепахи, игуаны, кувшина для вина, курительной трубки в колонне
Бамбуковые стены и пол и деревянная скамья в длинном доме
Колонна с изображениями рогов носорога, голова ведьмы и динг нам.
На стене висит динг нам
Кувшины с вином
Музыкальный инструмент Братство народа Эде
L. Сабатье собрал 236 статей. Наибольшее количество статей посвящено браку и семейным делам, за ними следуют вопросы собственности и взаимоотношений между главой деревни и жителями. Основные принципы заключаются в том, что общинность и равенство гарантированы. Судьи называются khoa phat kdi.
Викискладе есть материалы, связанные с E De people. |