Дулла Бхатти | |
---|---|
Похоронен в Миани Сахиб Кабристан (Кладбище) | |
Родился | в середине -16 век. Пинди Бхаттиан, Пенджаб, Империя Великих Моголов. (современный Пакистан) |
Умер | 1599. Лахор, Пенджаб, Империя Великих Моголов. (современный Пакистан) |
Другие имена | Абдулла Бхатти |
Известен | Восстанием и сражениями против императора Великих Моголов Акбара централизованной схемы доходов от земли (лагаан) |
Дулла Бхатти (широко известного как «Сын Пенджаба» или «Робин Гуд из Пенджаба», иногда пишется Дулха Бхатти и также известный как Абдулла Бхатти ) - народный герой, который предположительно происходил из региона Пенджаб средневековой Индии и возглавил восстание против правления Великих Моголов во время правления императора Великих Моголов Акбара. Примечательно, что он полностью отсутствует в записанной истории того времени, и единственное свидетельство его существования исходит из пенджабских народных песен.
Деяния Бхатти описываются в фольклор и принял форму социального бандитизма. По словам Ишвара Даяла Гаура, хотя он был «законодателем мод в крестьянском мятеже в средневековом Пенджабе», он остается «на периферии историографии Пенджаба».
Дулла Бхатти жил в Пинди Бхаттиане в Пенджабе, и происходил из мусульманской раджпутской семьи потомственных местных сельских вождей из класса заминдар. И его отец, Фарид, и его дед, которых по-разному звали Биджли или Сандал, были казнены за противодействие новой и централизованной схеме сбора земельных доходов, введенной императором Великих Моголов Акбаром. Дулла родился у Ладхи через четыре месяца после смерти его отца.
По совпадению, сын Акбара, Шайху (позже известный как Джахангир ), родился в тот же день. Придворные посоветовали Шайху обеспечить его будущую храбрость и успех, если бы ребенка накормила раджпутская женщина, Акбар передал эту ответственность Ладхи, несмотря на ее связь с человеком, восставшим против трона Моголов. Это решение, по-видимому, основано на realpolitik : Акбар понял, что Ладхи обижен, что Бхатти может стать третьим поколением повстанцев и что королевская благосклонность Акбара может компенсировать это.
королевское покровительство заключалось в том, что Бхатти посещал школу. Хотя в то время он не знал о судьбе своих предков, он отказался принять ограничения, которые должны были сделать из него хорошего гражданина, и возражал против того, чтобы быть частью истеблишмента, который был разработан для создания элит. Вместо этого он ушел, чтобы заняться детскими интригами.
Случайное замечание привело к тому, что Ладхи пришлось объяснить судьбу Фарида и Биджли своему сыну. Гаур говорит, что это привело к тому, что его общий антиавторитарный, мятежный характер «кристаллизовался» с режимом Акбара в качестве его цели, хотя и не в качестве средства мести конкретно за смерть своих родственников, а в более широком смысле жертв, принесенных сельскими жителями. люди вообще. Бхатти видел в этом, говорит Гаур, «крестьянскую классовую войну».
Классовая война Бхатти приняла форму социального бандитизма, отнимающего у богатых и раздающего бедных. Фольклор дал ему легендарный статус за предотвращение похищения и продажи девушек в рабство. Он организовал для них браки и предоставил их приданое.
Издание Кишана Сингха Арифа «Пенджаб кисса Дулла Бхатти»Его усилия, возможно, повлияли на решение Акбара умиротворить Гуру Арджана Дев Джи, и благодаря влиянию Дэва люди Бари Доаб, освободив территорию от требования предоставлять доходы от земли.
Конец Бхатти наступил в 1599 году, когда он был повешен в Лахоре. Акбар надеялся показать ему пример на публичной казни, ожидая, что он затрясется от страха, но Бхатти был стойким в своем сопротивлении до конца. Шах Хуссейн, современный суфийский поэт, писавший о нем, записал свои последние слова так: «Ни один благородный сын Пенджаба никогда не продаст землю Пенджаба».
До наших дней сохранились только фрагменты варс (средневековая поэзия, положенная на музыку) о Дулле Бхатти, а дхади выступления, повествующие о его подвигах, стали менее распространенными.
Память о Бхатти как о спасителе пенджабских девочек вспоминается на ежегодных праздниках Лохри в регионе и по сей день, хотя эти празднования также включают в себя множество других символических направлений. Песня «Сундри-Мундри» поется во время торжеств и является данью ему. Среди значительных произведений современной литературы, вдохновленных этой жизнью, - пьеса «Тахт-и-Лахор» 1973 года, написанная Наджамом Хусейном Сайедом. Роман, основанный на жизни Дуллы Бхатти, написал Балдев Сингх Садакнама.
И Индийская киноиндустрия, и пакистанская киноиндустрия сняли фильмы о его жизни - Дулла Бхатти (панджабский фильм, 2016 г.) Индия и пакистанская Дулла Бхатти (фильм 1956 г.).
Примечания
Цитаты
Библиография