Dolly Suite, Op. 56, представляет собой сборник пьес для фортепианного дуэта автора Габриэля Форе. Он состоит из шести коротких пьес, написанных или отредактированных между 1893 и 1896 годами и посвященных дням рождения и другим событиям в жизни дочери любовницы композитора, Эммы Бардак.
Оркестровая версия сюиты была записана в 1906 году. автор Анри Рабо, и, как и оригинальная версия фортепианного дуэта, была предметом многих записей. Самая известная часть сюиты, Berceuse, была обработана для нескольких комбинаций инструментов. В Соединенном Королевстве он стал известен как мелодия для радиопрограммы BBC Слушай с матерью.
Сюита, состоящая из шести коротких пьес, каждая из которых имеет свое собственное название: Berceuse, Mi-a-ou, Le jardin de Dolly, Kitty- valse, Tendresse и Le pas espagnol. Полный комплект занимает около пятнадцати минут.
Форе написала или отредактировала пьесы между 1893 и 1896 годами для Регины-Элен Бардак (1892–1985), известной в своей семье как Долли (позже она стала мадам Гастон де Тинан), юная дочь певца Эмма Бардак, с которой у Форе был давний роман. Он имел обыкновение посылать музыкальные произведения в рукописи, чтобы отметить дни рождения Долли и другие семейные события.
В явном отходе от своей обычной практики Форе придал каждому из шести движений описательный, иногда причудливый, заглавие. Обычно он не любил вычурные названия музыкальных произведений и утверждал, что не будет использовать даже такие общие названия, как «баркарола», если его издатели не настаивают на них. Его сын Филипп вспоминал: «Он бы предпочел дать своим Ноктюрнам, Экспромту и даже своим Баркаролам простое название Пьеса для фортепиано с таким-то и таким-то».
Allegretto moderato. «Берсёза», приуроченная к первому дню рождения Долли, была очень ранней пьесой, написанной в 1864 году для Сюзанны Гарнье, дочери друга семьи. В 1893 году Форе внес небольшие поправки и изменил название с «La Chanson dans le jardin» на «Berceuse», то есть колыбельную песню.
Allegro vivo. «Mi-a-ou» было написано ко второму дню рождения Долли в июне 1894 года. Название относится не к домашнему коту, как это часто предполагалось, а к попыткам Долли произнести имя своего старшего брата Рауля, который позже стал одна из любимых учениц Форе. Юная Долли назвала своего брата Messieu Aoul, что Форе взял за первоначальное название пьесы. В его готовой рукописи название сокращено до «Miaou» (без дефисов). Ученый Форе Роберт Орледж пишет, что название «Ми-а-оу», как и «Китти-вальс» позже в сюите, является обязанностью издателя Форе, Жюльена Амеля.
Андантино. Третья часть сюиты, «Долли в саду», была написана как подарок к Новому 1895 году. Она содержит цитату из Первой скрипичной сонаты Форе, написанной 20 годами ранее. Ученый-форе Жан-Мишель Некту считает, что это «возможно, жемчужина сюиты с ее прекрасной мелодией, подвижными гармониями и прозрачным, тонким контрапунктом».
Tempo di valse. Четвертая пьеса в своем упоминании не более кошачья, чем «Mi-a-ou». Собаку Бардаков звали Кетти, а в рукописи Форе это произведение называется «Кетти-Вальс». Некту называет это произведение «своего рода вращающимся портретом» животного.
Анданте. "Tendresse", написанная в 1896 году, первоначально была посвящена Аделе Мэддисон, жене музыкального издателя. Как и "Долли в саду", это произведение лирическое, но выполнено в более современном стиле, в котором используется хроматизм того типа, который Форе позже использовал в своих ноктюрнах.
Аллегро. Сюита завершается испанским танцем, живым и живописным произведением сцены в стиле España друга Форе Эммануэль Шабрие.
Первое публичное исполнение сюиты было дано Альфредом Корто и Эдуардом Рислером в 1898 году. Сам Форе любил принимать участие в исполнении произведения, а не только в публично, но вместе с маленькими детьми его друзей. На фотографии напротив изображен композитор, исполняющий вторую партию прима молодой мадемуазель Ломбард, дочери хозяина и хозяйки в Тревано, озеро Лугано, в 1913 году.
Корто аранжировал сочинение для фортепиано соло в 1899 году. а в 1906 году Анри Рабо оркестровал работу для полного симфонического оркестра. Эта версия получила свое первое публичное исполнение под дирижером Леоном Жэном в Монте-Карло в декабре 1906 года, и позже она была использована для сопровождения «гениального балета» рассказом Луи Лалу в Театр искусств в Париже.
Арфист Карлос Сальседо аранжировал Долли для своего Trio de Lutèce, состоящего из флейты, виолончели и арфы. Его аранжировка была транскрибирована к исполненным партиям участниками Trio Lyra of Canada. Партия виолончели была переписана для альта, и премьера этой новой аранжировки состоялась в Питтсбурге, штат Пенсильвания, 16 июня 1993 года. Коммерческая запись произведения была выпущена на лейбле Opening Day Recordings в 1997 году.
The Berceuse была заключительной темой для давно ведущейся BBC Light Program (и позже Home Service ) радиопрограммы для маленьких детей Слушай с мамой (1950–1982). Он исполняется в фильме Эндрю и Маленькая мисс «Человек двухсотлетия». Хотя он был написан как фортепианный дуэт, было множество аранжировок Berceuse для других инструментов и ансамблей. Примеры включают версии для фортепиано и глокеншпиль Эвелин Гленни и для двух гитар, записанных Джулианом Бримом и Джоном Уильямсом.
The Berceuse также была покрыта в группе IDM Boards of Canada во втором томе неизданной саги Old Tunes, которая, как утверждается, датируется 1995 годом.
Записи сюиты в ее первоначальном виде для фортепианного дуэта включают записи Женевьев Джой и Жаклин Бонно (1955), Роберта и Габи Казадезю (1962), Кэтрин Стотт и Мартин Роско (1995), Пьер-Ален Волондат и Патрик Хоуг (2000), а также Паскаль и Ami Rogé.
Среди записей оркестровой версии есть записи National de l'ORTF под управлением сэра Томаса Бичема (1959), Бостонский симфонический оркестр, дирижер Сэйдзи Одзава (1988), и BBC Philharmonic, дирижер Ян Паскаль Тортелье (1995).