Роберт Касадесус | |
---|---|
Касадесус, выступающий в 1972 году | |
Родился | ( 1899-04-07) 7 апреля 1899 г.. Париж, Франция |
Умер | 19 сентября 1972 (1972-09-19) (73 года). Париж, Франция |
Род занятий |
|
Роберт Касадезю (7 апреля 1899 - 19 сентября 1972) был известным пианистом XX века французом и композитор. Он был самым выдающимся членом выдающейся музыкальной семьи, будучи племянником Анри Казадезуса и Мариуса Казадезуса, мужа Габи Казадезуса и отец Жана Касадезуса. Предпочтительное произношение его фамилии - «Ках-за-дех-су» с молчаливой последней буквой «s».
Роберт Казадезус родился в Париже, учился там в Консерватории у Луи Димера, получив Премьер-приз (Первую премию) в 1913 году и Приз Димером в 1920 году. Затем Роберт вошел в класс Люсьена Капета, имевшего исключительное влияние. Капет основал знаменитый квартет, носивший его имя (Capet Quartet ), в котором играли двое дядей Роберта: Анри и Марсель. Квартет часто репетировал в доме Casadesus, и именно так Роберт был посвящен в камерную музыку. Квартеты Бетховена не были для него секретом - он знал их вперед и назад, но никогда не играл.
Казадезус в Концертгебау (1951)Начиная с 1922 года, Казадезус сотрудничал с композитором Морисом Равелем над проектом по созданию фортепианных роликов для ряда его произведений. Касадесус и Равель также разделили концертную площадку во Франции, Испании и Англии. Казадезус много гастролировал как солист-пианист и часто выступал со своей женой, пианисткой Габи (L'Hôte) Casadesus, на которой он женился в 1921 году.
С 1935 года Казадезус преподавал в школе Американская консерватория в Фонтенбло. Он и его семья провели Вторую мировую войну в Соединенных Штатах и имели дом в Принстоне, Нью-Джерси. (Среди его соседей в Принстоне был Альберт Эйнштейн, скрипач-любитель; они оба иногда играли Моцарта вместе в частном порядке.)
После битвы за Францию Падение Франции в 1940, Роберт и Габи основали школу Фонтенбло в Ньюпорте, Род-Айленд. В 1942 году школа Фонтенбло была переведена в Грейт-Баррингтон, штат Массачусетс, в Беркшире. В 1943 году он выступил в рамках серии концертов в Нью-Йорке, предназначенных для сбора денег для Координационного совета французских обществ помощи.
После войны, в 1946 году, Роберт Казадесус, ныне директор Американскойконсерватории. наблюдал за его возвращением в Фонтенбло. Среди его учеников Клод Хелффер, Грант Йоханнесен, Моник Хаас, Мэри Луиза Бем, Кэрол Лемс-Дворкин и Уильям Ив, которые снялся в основанном на Касадесусе Bell Telephone Hour документальном художественном сериале "Первое семейство пианистов" (1967) и долгое время преподавал фортепиано в Боуден-колледже. Он продолжал записывать и сочинять; его последнее сочинение, Симфония №. 7, «Израиль», было данью уважения народу Израиля и посвящено его частому соратнику Джорджу Селлю ; Селл умер в год завершения работы, в 1970 году, и премьера состоялась лишь вскоре после смерти Казадезуса в 1972 году ансамблем под руководством дирижера Фредерика Вальдманна в Элис Талли Холл в Нью-Йорке.
У Роберта и Габи Казадезю было трое детей: Жан, Гай и Тереза. Казадезус умер в Париже 19 сентября 1972 года после непродолжительной болезни и всего через несколько месяцев после гибели своего сына Жана в автомобильной катастрофе. Габи Казадезус умерла в Париже 12 ноября 1999 года. В более поздние годы она редактировала произведения Равеля для компании G. Schirmer, Inc.
Продукт школы французского пианизма, его стиль игры был классическим и сдержанным, с очень тонким подходом к мелодии и линии. Он особенно известен как переводчик Моцарта. Среди других его записей - записи полной фортепианной музыки Равеля (за которую он был удостоен Гран-при Академии Шарля Кро и Гран-при Академии Дисков) и Бетховен Сонаты для скрипки с Зино Франческатти (из которых Крейцерова соната была снята и выпущена на DVD). Bell Telephone Hour (телесериал, посвященный изобразительному искусству, транслировавшийся на NBC в течение многих лет) в 1967 году произвел часовой телевизионный фильм о Роберте, Габи и их сыне Джине под названием «Первое семейство фортепиано».
Внешний звук | |
---|---|
Вы можете услышать, как Роберт Казадезус исполняет фортепианные концерты Вольфганга Амадея Моцарта :. No. 10 ми-бемоль мажор, K. 365 Для двух фортепиано. No. 12 ля мажор, K.414. No. 18 си-бемоль мажор, K. 456. No. 20 ре минор, K.466. с Джорджем Сзеллом, дирижирующим Кливлендским оркестром с Габи Касадесус в 1955-1956 гг. Здесь на archive.org |
Казадезус был особенно известен своими записями концертов Моцарта. Он записал Концерт для фортепиано с оркестром № 27 Моцарта в си-бемоле с Джоном Барбиролли и Нью-Йоркским филармоническим оркестром в 1941 году. Позже Казадесус сделал LP-записи ряда фортепианных концертов Моцарта с Джорджем Сзеллом и Кливлендским оркестром (иногда именуемым Columbia Symphony по договорным причинам), включая номера. 12, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 26 и 27, часто с его собственными каденциями. К Казадесусу присоединились его жена Габи и ихсын Жан в записи концертов Моцарта для двух и трех фортепиано в сопровождении Филадельфийского оркестра ведет Юджин Орманди. Эти записи несколько раз переиздавались на компакт-дисках Sony Classical.
Он также сделал записи четырех концертов Баха для двух и трех клавишных, выпущенных Columbia, под управлением Юджина Орманди, Пьера Дерво и Эдмон де Стаутц. Из пяти концертов Бетховена Касадезус записал Первый, Четвертый и Пятый, два последних - многократно, а Четвертый - со своими каденциями. Он также записал несколько сонат Бетховена, как для фортепиано соло, так и для скрипки и фортепиано, со своим частым партнером по записи Зино Франческатти.
Казадезус также был особенно известен своими записями французского репертуара таких композиторов, как Рамо, Шабрие, Форе, Дебюсси и Равель. В 1951 году Касадесус сделал первую интегральную запись полных сольных фортепианных произведений Равеля на трех пластинках для Колумбии. Он также записал французские произведения для четырех рук и двух фортепиано со своей женой Габи.
Кроме того, записанная продукция Casadesus включает работы Скарлатти, Шуберта, Шумана и Шопена, а также а также Мануэль де Фалья Ночи в садах Испании. Касадезус также записал ряд собственных композиций.
В «Искусстве фортепиано» Давид Дубаль пишет о Касадезю: «он стал абсолютным французским пианистом, лучшим в своей стране. Касадезю воплотил качества Галльский баланс, непринужденный звук, стиль и точность техники. Его звук был четким, сухим и искрящимся, как винтажное шампанское. Касадесус был искушенным музыкантом с феноменально гибким пианизмом. Его диапазон был широк, и он использовал педали. было просто поразительно ».
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Робертом Касадесусом. |