De Divisione naturae

редактировать

De Divisione naturae («Разделение природы») - это название, данное Томасом Гейлом к его изданию (1681 г.) труда, первоначально названному теологом 9 века Иоганн Скот Эриугена Перифизион .

Содержание
  • 1 Композиция
  • 2 Четыре вида «Природы»
  • 3 Комментарий
  • 4 Наследие
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Состав

Работа, вероятно, проводилась в начале 860-х годов и завершилась примерно в 866–866 гг. 67. Это основано на посвящении в книге, идентифицируемом как брат (брат) Вульфад, который был сделан епископом в 866 году, поэтому маловероятно, что Эриугена использовала бы такое случайное упоминание после этого возвышения. Произведение не имело широкого распространения при жизни автора. При написании книги Эриугене помогали один, возможно, еще два человека, судя по наличию заметок на полях, указывающих на почерк двух разных людей. Считается, что одним из них был сам Эриугена, а в сценарии указано, что вторым писателем был такой же ирландец.

Четыре вида «Природы»

Работа оформлена в пяти книгах. Первоначальный план состоял в том, чтобы посвятить по одной книге каждому из четырех разделов, но тема творения требовала расширения. Форма изложения - диалог ; метод рассуждения - силлогизм. Натура - это имя универсального, совокупности всех вещей, содержащих в себе бытие и небытие. Это единство, проявлением которого являются все особые явления.

Эриугена развивает неоплатоническую космологию, согласно которой бесконечный, трансцендентный и «неизвестный» Бог, который находится за пределами бытия и небытия, посредством процесса самоартикуляции, процессия, или «самотворение», переходит от его божественной «тьмы» или «небытия» к свету бытия, провозглашая Слово, понимаемое как Христос, и в то же время вневременной момент, вызывающий основные причины всего сущего. творение... Он рассматривает по существу диалектическую связь между Создателем и сотворенным, где Бог выражает Себя в творении, а творение достигает высшей точки в возвращении к божественному.

В этой природе есть четыре различных вида:

  1. То, что творит и не сотворено - это Бог, Источник и Принцип всего сущего;
  2. То, что создано и творит, - это мир изначальных причин или (платонических) идей;
  3. То, что создается, а не творит - это мир явлений, ряд случайных, чувственно воспринимаемых вещей;
  4. То, что не создается и не создает - это Бог, Срок, к которому все вещи возвращаются.

Первый - это Бог как основа или происхождение всех вещей. «Сотворение» мира на самом деле есть теофания, или проявление Сущности Бога в сотворенных вещах. Подобно тому, как Он открывает Себя разуму и душе в более высокой интеллектуальной и духовной истине, так Он открывает Себя чувствам в созданном мире вокруг нас. Следовательно, творение - это процесс раскрытия Божественной Природы. Природа во втором смысле - это мир первопричин или идей, которые Отец «создал» в Сыне и которые, в свою очередь, «создают», то есть определяют общую и специфическую природу конкретных видимых вещей. Поскольку они, хотя и созданы, тождественны Богу, и поскольку их средоточием является Слово Божье, Вторая Личность Пресвятой Троицы, они являются действующими причинами, а не просто статичными типами. Однако из этого нет необходимости делать вывод, как это сделали некоторые критики, что, согласно Эриугене, изначальные причины идентичны Слову. В качестве примеров первопричин Эриугена перечисляет добро, мудрость, интуицию (проницательность), понимание, добродетель, величие, силу и т. Д.

Третье чувство, «которое творится, а не творит», - это то место, где поток реальности, исходящий из центра, Бога, проходящий через идеи в Слове, и вступающий в царство пространства и времени. Здесь они уже не чистые идеи, а только видимости реальности, то есть явления. В сфере пространства и времени идеи берут на себя бремя материи и становятся подверженными множественности, изменению, несовершенству и распаду. Следовательно, материальный мир нашего опыта состоит из идей, облеченных в материю - здесь Эриугена пытается примирить платонизм с аристотелевскими представлениями. Последний - это Бог как конечный конец или цель всего сущего, то, к чему мир сотворенных вещей в конечном итоге возвращается. Возвращение к Богу происходит в обратном порядке, через все этапы, которые отмечают нисходящий курс или процесс вещей от Бога. Элементы становятся светом, свет становится жизнью, жизнь становится смыслом, смысл становится разумом, разум становится интеллектом, интеллект становится идеями во Христе, Слове Божьем, и через Христа возвращается к единству Бога, из которого начались все процессы природы. Это «включение» во Христа происходит посредством Божественной благодати в Церкви, невидимой главой которой является Христос.

Таким образом, мы различаем в божественной системе начало, середину и конец; но эти три, по сути, одно; разница - только следствие нашего ограниченного понимания. Мы вынуждены рассматривать этот вечный процесс в форме времени, применять временные различия к тому, что является вневременным или надвременным.

Комментарий

Французский журналист и писатель Жан-Жак Габю, говорит: «Более того, некий пантеизм, точнее пандеизм, вытекает из его работ, в которых неоплатоническое вдохновение идеально дополняет строгую христианскую ортодоксальность ». Согласно Уильяму Тернеру, профессору философии в Католическом университете Америки, доктрина окончательного возвращения всего сущего к Богу очень ясно показывает влияние Оригена. В целом описанная система мышления представляет собой комбинацию неоплатонического мистицизма, эманационизма и пантеизма, которые Эриугена тщетно пыталась примирить с аристотелевским эмпиризмом, христианским креационизмом и теизмом. «Результатом является совокупность свободно сформулированных доктрин, в которых преобладают мистические и идеалистические элементы, и в которых есть многое, что несовместимо с католическими догмами».

Сам Эриугена прямо отрицал, что он был пантеистом. «Бог есть все во всем. Все, что есть в Боге, даже в Боге, вечно... тварь существует в Боге, и Бог сотворен в творении чудесным и невыразимым образом, проявляя себя, делая себя невидимым. видимая... Но божественная природа, он наконец настаивает, потому что она выше бытия, отличается от того, что она создает внутри себя ". Хотя Эриугена утверждает идентичность Бога и творения, он явно отвергает точку зрения, что Бог - это «род» или «целое» (totum), в котором существа являются «видами» или «частями». Только метафорически можно сказать, что Бог - это «род» или «целое». Утверждения об имманентности Бога в творении всегда уравновешиваются в писаниях Эриугены утверждениями о превосходстве Бога над всеми вещами ».

De Divisione naturae была осуждена советом на Сансе Гонорий III (1225 г.), за пропаганду идентичности Бога и творения, и Папой Григорием XIII в 1585 году. В 1681 году давно утерянная работа была найдена в Оксфордского университета, и сразу же был помещен в «Указатель запрещенных книг », и этот поворот событий, вероятно, фактически подстегнул его популярность. Несмотря на этот результат, Тернер отметил об Эриугене, что «там можно не сомневаюсь, что он сам ненавидел ересь, был склонен относиться к еретикам с немалой степенью резкости... и на протяжении всей своей жизни считал себя непоколебимо верным сыном Церкви ».

Наследие

Разделение природы было названо последним достижением античной философии, трудом, который «синтезирует философские достижения пятнадцати веков. и появляется как последнее достижение древней философии ». Он представлен, как и книга Алкуина, как диалог между Учителем и Учеником. Эриугена предвосхищает Фому Аквинского, который сказал, что нельзя знать что-то и верить одновременно. Эриугена объясняет, что разум необходим, чтобы понять и истолковать откровение. «Власть - это источник знания», но разум человечества - это норма, по которой судят обо всех авторитетах.

Ссылки
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-17 04:48:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте