Чехословацкие военно-морские силы | |
---|---|
Československé válečné loďstvo | |
Действующий | 1918–1959 |
Страна | ![]() |
Тип | Коричневый флот |
Роль | Морская война |
Часть | Чехословацкой армии. Чехословацкой народной армии |
Штаб | Литомержице и Братислава (1919–21) |
Боевые действия | Польско-чехословацкая война. Венгерско-чехословацкая война |
Командиры | |
Известные. командиры | [cs ] (1919 –21) |
Знаки отличия | |
Морской флаг (1935–1939 и 1945–1955) | ![]() |
Морской прапорщик (1955–1960) | ![]() |
Чехословацкие военно-морские силы (Československé válečné loďstvo) были военно-морское вооружение бывшего чехословацкого государства. Чехословакия не имеет выхода к морю и не протекает через нее крупных рек (Дунай составлял небольшую часть ее границы), ее военно-морские силы были небольшими и состояли только из речных судов, действующих на Дунае и верховьях Эльба.
Чехословацкий легион на Дальнем Востоке располагал в 1918 году морской частью из двух пароходов и ледокола, базирующихся в Владивосток, которые использовались для транспорта. Позже в том же году Легион захватил на озере Байкал два парохода, которые были вооружены гаубицами. Вступив в бой с Красной Армией, базировавшейся в порту Мысовая, военно-морские силы Легиона потопили ледокол «Байкал». Однако к 1920 году Легион был уничтожен как военная сила в России.
Сначала Первая Чехословацкая Республика управляли речным судном, доставшимся в наследство от Австро-Венгерской империи. С 1919 по 1921 год чехословацкие военно-морские силы состояли из Эльбского участка (базирующегося в Литомержице ) и Дунайского участка (базирующегося в Братиславе ). Эти участки были разделены, Эльба и Дунай не были соединены. Более крупные корабли были развернуты на Дунае, причем Эльбский участок больше подходил для транспорта, разведки и инженерной поддержки, чем для ведения боевых действий.
В 1921 году эти участки были объединены за счет исключения Эльбского участка. Оставшийся (Дунайский) участок был передан 4-му инженерному полку. Эта Дунайская флотилия состояла из штабного отделения, инженерного отделения мостов, транспортного участка, отделения минной войны, отделения запасного и арсенала.
Старый австрийский корабль, считавшийся устаревшим к концу 1920-х годов, планировалось построить два новых больших речных монитора. Один из них, Президент Масарик, был построен и сдан в эксплуатацию в 1932 году. Обладая четырьмя 66-миллиметровыми (2,6 дюйма) орудиями, президент Масарик был флагманом и самым мощным кораблем Дунайской флотилии. Президент Масарик был единственным чехословацким кораблем, способным до некоторой степени соответствовать лучшим кораблям более мощного флота других придунайских держав (Югославия, Румыния и Венгрия ) в 1930-е годы.
В состав флотилии входили и другие суда. Канонерские лодки МД-1 и МД-2, первоначально заказанные для Австро-Венгрии как торпедоносители, были оснащены двумя одиночными установками Škoda 75-миллиметрового (3.0 в) пушка, два пулемета и мины. Запуски OMH класса также были заказаны Австрией, но закончили их только в 1924 году; Их единственным вооружением было два пулемета. Два малых минных заградителя были последними боевыми кораблями, введенными в эксплуатацию флотилией, первые поступили на вооружение в 1938 году.
Флотилия истекла вместе с Республикой в 1939 году, и президент Масарик был задействован. немцами во Второй мировой войне.
В 1946 году в Братиславе был создан 14-й морской инженерный батальон с несколькими заградителями и другими судами в его снаряжении. Самой большой лодкой в военно-морских силах была бывшая Sicherungsboot 43 (англ.: Security Boat 43), унаследованная от немцев. Это судно было вооружено 75-миллиметровым (3,0-дюймовым) орудием в башне среднего танка Panzer IV и четырьмя 20-мм зенитными орудиями.
В 1950 году был сформирован 52-й морской полк. в Братиславе, и 14-й морской инженерный батальон был включен в это подразделение. Дальнейшая реорганизация произошла в 1957 году. К этому времени стало ясно, что главная проблема, стоящая перед военно-морскими силами на чехословацком Дунае, заключалась не в защите от внешней агрессии, а в предотвращении бегства граждан в Австрию. Также к концу 1950-х стало очевидно, что речные силы, хотя и подходят для патрулирования больших отдаленных рек (например, в Африке или Южной Америке), вероятно, будут плохо себя чувствовать в горниле полномасштабной механизированной войны, будучи особенно уязвимыми.
Соответственно, в 1958 году члены Варшавского договора подписали постановление, по которому защита Дуная была передана Дунайской флотилии ВМФ СССР. В 1959 году чехословацкие военно-морские силы были расформированы, а силы безопасности внутренних вод были переданы Министерству внутренних дел, образуя военно-морской контингент пограничной службы.
Оттокар Прохаска, вымышленный герой романов «Оттокар Прохаска» Джона Биггинса, какое-то время был главнокомандующим Чехословацкой Дунайской флотилией.