Кубинская увертюра - симфоническая увертюра или тональная поэма для оркестра в составе американского композитора Джорджа Гершвина. Первоначально названный Румба, он появился в результате двухнедельного отпуска, который Гершвин провел в Гаване, Кубе в феврале 1932 года. Гершвин сочинил пьесу в июле и Август 1932 года.
В увертюре преобладают карибские ритмы и кубинская перкуссия с широким спектром инструментальной окраски и техники. Это богатое и увлекательное произведение, сложное и утонченное, иллюстрирующее влияние кубинской музыки и танцев. Его основная тема была создана под влиянием тогдашнего хита Игнасио Пиньейро "Échale Salsita".
Другие песни, на которые ссылаются темы и фразы пьесы, включают традиционную народную песню La Paloma.
Увертюра в тройной форме.
Премьера произведения под названием Rumba состоялась на New York, ныне снесенном Lewisohn Stadium 16 августа 1932 года, как часть программы Гершвина, проводимой Нью-Йоркской филармонией. Концерт имел огромный успех. Как писал Гершвин:
Работа была положительно встречена критиками. Три месяца спустя он был переименован в «Кубинскую увертюру» на благотворительном концерте под управлением Гершвина в Метрополитен-опера, чтобы не дать публике подумать, что это просто новинка. Новое название предоставило, как заявил композитор, «более точное представление о характере и предназначении музыки».
Увертюра оценивается для трех флейт (третье удвоение пикколо ), два гобоя, английский рожок, два кларнета си-бемоль, бас-кларнет, два фагота, контрафагот, четыре валторны, три си-бемоль трубы, три тромбона, туба, литавры, перкуссия и струнные.
Примечание композитора в партитуре указывает конкретное расположение латиноамериканских ударных инструментов, включая бонго, клаву, тыкву и маракас "прямо перед дирижерской трибуной", с фотографиями.
Ф. Кэмпбелл Уотсон, который отвечал за счет Гершвина после его смерти, изменил счет и несколько изменил его. Это может объяснить ритм фортепиано, который появляется в некоторых аудиозаписях.
22 сентября 2013 года было объявлено, что в конечном итоге будет выпущено музыковедение полной оркестровой партитуры. Семья Гершвинов, работая совместно с Библиотекой Конгресса и Мичиганским университетом, работает над тем, чтобы сделать публично доступными партитуры, которые отражают истинные намерения Гершвина. Неизвестно, будет ли критическое издание включать в партитуру ритмическое фортепиано или в партитуре будут задокументированы изменения в оркестровке в процессе сочинения Гершвина. Возможно, в оценку будет включено три раза повторение предпоследнего такта произведения.