Константинопольский собор (360)

редактировать

В 359 году римский император Констанций II запросил церковный совет в Константинополе, как восточного, так и западного епископов, чтобы разрешить раскол на Соборе Селевкии. Согласно Сократу Схоластику, только около 50 восточных епископов и неопределенное количество западных епископов действительно присутствовали.

Акакий Кесарийский объявил, что Сын (Иисус Христос ) был подобен Отцу (Бог ) «согласно Священным Писаниям», как в решении большинства на Соборе Аримина, и близок к меньшинству в Совет Селевкии. Василий Анкирский, Евстафий Севастийский и их партия заявили, что Сын имеет такое же существо, что и Отец, как и в решении большинства в Селевкии, положение, известное как homoiousia. Марис Халкидонский, Евдоксий Антиохийский и дьяконы Аэций и Евномий заявили, что Сын произошел от отца, позиция, известная как аномоизм или гетероусия.

Гетероусианцы победили гомоузианцев в начальных дебатах, но Констанций изгнал Аэция, после чего совет, включая Мариса и Евдоксия, согласился Символ веры Аримина с небольшими изменениями.

Вульфила также присутствовал на соборе и одобрил его вероучение.

После Константинопольского Собора гомосексуальный епископ Акаций сверг и изгнал нескольких гомосексуальных епископов, в том числе Македоний I Константинопольский, Василий, Евстафий и Кирилл Иерусалимский.

В то же время Акакий также низложил и изгнал аномейского дьякона Аэция.

Константинопольский символ веры 359 года.

Получившийся символ веры гласил:

Мы верим в единого Бога, Всемогущего Отца, Который суть все. И в Единородном Сыне Божьем, рожденном от Бога прежде всех веков и прежде всякого начала; через которого было создано все видимое и невидимое: кто единородный, рожденный от Отца, единственный из единственного, Бог Божий, подобный Отцу, который родил его, согласно Писаниям, и чье поколение никто не знает но Отец только родивший его. Мы знаем, что этот единородный Сын Божий, посланный Отцом, сошел с небес, как написано, для уничтожения греха и смерти, и что Он был рожден от Духа Святого и от Девы. Мария по плоти, как написано, и беседовала со своими учениками; и что после того, как каждое устроение было выполнено согласно воле его Отца, он был распят и умер, и был похоронен и спустился в нижние части земли, от присутствия которых трепетал сам аид: который также воскрес из мертвых на третий день, снова беседовал со своими учениками, и по прошествии сорока дней был вознесен на небеса и воссел одесную Отца, откуда Он придет в последний день, в день воскресения, во славе своего Отца., чтобы воздать каждому по его делам. [Мы верим] также в Святого Духа, Которого Он Сам единородный от Бога, Христос, Господь наш и Бог, обещал послать человечеству в качестве Утешителя, как написано, «Дух истины»; которого он послал к ним после того, как был принят на небеса.

Но поскольку термин ousia [субстанция или сущность], который использовался отцами в очень простом и понятном смысле, но не был понятый людьми, был причиной оскорбления, мы сочли правильным отвергнуть его, поскольку этого нет даже в священных писаниях; и что об этом не следует упоминать в будущем, поскольку в Священном Писании нигде не упоминается сущность Отца и Сына. Не следует даже называть "существование" Отца, и Сына, и Святого Духа. Но мы подтверждаем, что Сын подобен Отцу в том смысле, в котором Священное Писание провозглашает и учит. Итак, пусть все ереси, которые уже были осуждены или, возможно, возникли в последнее время и которые противостоят этой эксплуатации веры, будут анафемой.

Греческий текст:

Πιστεύομεν εἰς ἕνα μόνον Θεὸν, Πατέρα παντοκράτο οὗ τὰ πάντα · καὶ εἰς τὸν μονογενῆ Υἱὸν τοῦ Θεοῦ, πρὸ πάντων τῶν αἰώνων καὶ πρὸ πάσης ἀρχῆς γεννηθέντα ἐκ τοῦ Θεοῦ · δι»οὗ τὰ πάντα ἐγένετο, τὰ ὁρατὰ καὶ τὰ ἀόρατα · γεννηθέντα δὲ μονογενῆ, μόνον ἐκ μόνου τοῦ Πατρὸς, Θεὸν ἐκ Θεοῦ, ὅμοιον τῷ γεννήσαντι αὐτὸν Πατρὶ κατὰ τὰς γραφάς · οὗ τὴν γέννησιν οὐδεὶς γινώσκει, εἰ μὴ μόνος ὁ γεὐνήα. Τοῦτον οἴδαμεν μονογενῆ τοῦ Θεοῦ Υἱὸν, πέμποντος τοῦ Πατρὸς, παραγενέσθαι ἐκ τῶν οὐρανῶν, ὡς γέγραπται, ἐπὶ καταλύσει τῆς ἁμαρτίας καὶ τοῦ θανάτου · καὶ γεννηθέντα ἐκ Πνεύματος Ἁγίου, καὶ Μαρίας τῆς παρθένου τὸ κατὰ σάρκα, ὡς γέγραπται, καὶ ἀναστραφέντα μετὰ τῶν μαθητῶν · καὶ πάσης τῆς οἰκονομίας πληρωθείσης κατὰ τὴν πατρικὴν βούλησιν, σταυρωθέντα, καὶ ἀποθανόντα, καὶ ταφέντα, καὶ εἰς τὰ καταχθόνια κατεληλυθότα · ὅν τινα καὶ αὐτὸς ὁ ᾅδης ἔπτηξεν. Ὅς τις καὶ ἀνέστη ἀπὸ τῶν νεκρῶν τῇ τρίτῃ ἡμέρᾳ, καὶ διέτριψε μετὰ τῶν μαθητῶν · καὶ πληρωθεισῶν τῶν τεσσαράκοντα ἡμερῶν, ἀνελήφθη εἰς τοὺς οὐρανοὺς, καὶ καθέζεται ἐν δεξιᾷ τοῦ Πατρὸς, ἐλευσόμενος ἐν τῇ ἐσχάτῃ ἡμέρᾳ τῆς ἀναστάσεως ἐν τῇ πατρικῇ δόξῃ, ἵνα ἀποδώσῃ ἑκάστῳ κατὰ τὰ ἔργα αὐτοῦ. Καὶ εἰς τὸ Ἅγιον Πνεῦμα, ὅπερ αὐτὸς ὁ μονογενὴς τοῦ Θεοῦ ὁ Χριστὸς, ὁ Κύριος καὶ Θεὸς ἡμῶν, ἐπηγγείλατο πέμπειν τῷ γένει τῶν ἀνθρώπων Παράκλητον, καθάπερ γέγραπται, «τὸ Πνεῦμα τῆς ἀληθείας ·» ὅπερ αὐτοῖς ἔπεμψεν, ὅτε ἀνελήφθη εἰς τοὺς οὐρανούς.

Τὸ δὲ ὄνομα τῆς «οὐσίας», ὅπερ ἁπλούστερον ὑπὸ τῶν πατέρων ἐτέθη, ἀγνοούμενον δὲ τοῖς λαοῖς σκάνδαλον ἔφερε, διότι μηδὲ αἱ γραφαὶ τοῦτο περιέχουσιν, ἤρεσε περιαιρεθῆναι, καὶ παντελῶς μηδεμίαν μνήμην τοῦ λοιποῦ γενέσθαι, ἐπειδήπερ καὶ αἱ θεῖαι γραφαὶ οὐδαμοῦ ἐμνημόνευσαν περὶ οὐσίας Πατρὸς καὶ Υἱοῦ. Αὶ γὰρ οὐκ ὀφείλει «πόστασις» περὶ Πατρὸς καὶ Υἱοῦ καὶ Ἁγίου Πνεύματος ὀνομάζεσθαι. Ὅμοιον δὲ λέγομεν τὸν Υἱὸν τῷ Πατρὶ, ὡς λέγουσιν αἱ θεῖαι γραφαὶ καὶ διδάσκουσι. Πᾶσαι δὲ αἱρέσεις, αἵ τε ἤδη πρότερον κατεκρίθησαν, καὶ αἵ τινες ἐὰν καινότεραι γένωνται, ἐναντίαι τυγχάνουσαι τῆς ἐκτεθείσης ταύτης γραφῆς, ἀνάθεμα ἔστωσαν.

высылки

Heortasius Сардиса, и Сент Кирилл Иерусалимский все были изгнаны за их участие в Соборе Селевкии годом ранее. Официально:

  • Герасий был низложен, потому что был рукоположен в епископа Сардии без санкции епископов Лидии.
  • Драконтий, епископ Пергама, потому что ранее он занимал другое епископство в Галатии, и предположительно на обоих случаи были назначены незаконно.
  • Сильван, потому что он объявил себя лидером глупой партии на обоих Соборах в Селевкии и Константинополе; кроме того, он назначил Феофила президентом церкви Кастабалы, который был ранее рукоположен епископами Элевтеррополя епископами Палестины и обещал под присягой, что никогда не примет никакое другое епископство без их разрешения.
  • Софроний был низложен из-за своей жадности и из-за того, что он продал часть пожертвований, сделанных церкви, ради собственной выгоды; кроме того, после того, как он получил первый и второй вызовы предстать перед советом, его, наконец, едва ли можно было убедить явиться, и затем, вместо того чтобы ответить на выдвинутые против него обвинения, он обратился к другим судьям
  • Неонас был низложен за то, что прибегал к насилию, чтобы добиться своего епископства, и за рукоположение духовенства, которое «не знало Священных Писаний» и «предпочитало обладание своей собственностью, а не священническим достоинством».
  • Эльпидий был свергнут за то, что поддерживал Василия, и восстановил пресвитерию по имени Евсевий, свергнутый за то, что сделал женщину по имени Нектария диакониссой, даже несмотря на то, что она была отлучена от церкви.

Вероятно, что Акакий, используя свое имперские связи, избавился от давних врагов, особенно Кирилла Иерусалимского.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-16 14:02:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте