Подводная лодка штурмового класса

редактировать

Подводная лодка штурмового класса
Shortfin Barracuda.svg
Обзор класса
Строители:Военно-морская группа
Операторы:Королевский флот Австралии
Предыдущий:класс Коллинза
Стоимость:A$ 50 миллиардов (2016)
В комиссии:≈2030–2050
Планируется:12
Общие характеристики
Тип :Дизель-электрическая ударная подводная лодка
Водоизмещение:Надводное водоизмещение 4500 т
Длина:97 м (318 футов)
Ширина:8,8 м (29 футов)
Установленная мощность:Дизель-электрический со свинцово-кислотными аккумуляторами
Силовая установка:Насосная струя
Скорость:Свыше 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час)
Дальность действия:18 000 морских миль (33 000 км; 21 000 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч) на поверхности
Автономность:80 дней
Комплектность:60
Датчики и. системы обработки:AN / Боевая система BYG-1
Вооружение:
  • 8 x 533-мм (21 дюйм) торпедные аппараты
  • 28 торпед:
  • тяжелая торпа Mark 48 MOD 7 Да, противокорабельные ракеты Harpoon или мины Stonefish Mk III

Подводная лодка класса Attack - это будущий класс подводных лодок для Королевских ВМС Австралии, базирующихся по предложению Shortfin Barracuda французского судостроителя Naval Group (ранее известная как DCNS) по замене подводных лодок класса Collins. Класс будет введен в эксплуатацию в начале 2030-х годов, а строительство продлится с конца 2040-х до 2050 года. Стоимость программы оценивается в 50 миллиардов долларов и станет крупнейшим и наиболее сложным проектом по приобретению оборонных средств в истории Австралии.

Программа по замене класса Collins началась в 2007 году с начала проекта Министерства обороны США по приобретению SEA 1000. Уникальные условия эксплуатации Австралии (включая значительные изменения климата и условий океана) и отказ от ядерной морской силовой установки ранее были привел его к работе с крупнейшими в мире дизель-электрическими подводными лодками класса Collins, способными преодолевать большие расстояния от HMAS Stirling до районов своей дислокации.

На ранних этапах проекта замены были определены четыре варианта дизайна: покупка конструкции Military-Off-The-Shelf (MOTS), изменение конструкции MOTS для условий Австралии, проектирование эволюция класса Коллинза или создать новый дизайн. Ядерная силовая установка была исключена из-за отсутствия местной ядерной промышленности в Австралии и общественного противодействия ядерным технологиям.

В 2009 г. в Белой книге по обороне правительства Австралии было объявлено, что класс из двенадцати человек подводные лодки будут построены. Выбранная конструкция должна была быть построена в Австралии на верфи ASC Pty Ltd в Южной Австралии, но, если для постройки подводных лодок будет выбрана другая компания, а не ASC, им будет предоставлен доступ к государственной объект. Концептуальная работа должна была начаться в 2009 году, победивший проект должен был быть определен к 2013 году, а проектные работы должны быть завершены к 2016 году, что позволит завершить строительство первой подводной лодки до 2025 года. Однако в реализации проекта были значительные задержки. с совещаниями по определению предполагаемых возможностей, которые не будут реализованы до 2012 года, что подтолкнуло начало строительства к 2017 году.

К концу 2014 года эксплуатационные возможности все еще не были определены на фоне растущих предположений о том, что правительство Австралии купит Подводные лодки класса Sōryū прямо из Японии, без каких-либо тендеров и игнорирования предыдущих обязательств по постройке лодок в Австралии. Однако в феврале 2015 года Правительство Эбботта объявило о «процессе конкурентной оценки» между конкурирующими проектами из Японии, Франции и Германии.

26 апреля 2016 года премьер-министр Малкольм Тернбулл анонсировал Shortfin Barracuda, вариант атомной подводной лодки класса Barracuda с традиционными двигателями французской фирмы DCNS в качестве победителя.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 История проекта
    • 2.1 Белая книга по защите от 2009 г.
    • 2.2 Предположение о решении класса Сурю
    • 2.3 Политические объявления 2015 г.
  • 3 Технические соображения
    • 3.1 Силовая установка
    • 3.2 Батареи
    • 3.3 Возможности вооружения
  • 4 Конструкция
    • 4.1 Кандидаты
    • 4.2 Выбрано: Shortfin Barracuda (Франция; DCNS)
  • 5 Конструкция
  • 6 Стоимость
  • 7 Подводных лодок в классе
  • 8 См. Также
  • 9 Цитаты
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
Общие сведения

Австралийские дизель-электрические подводные лодки работают в широкий спектр географических и океанографических условий, от холодного Южного океана до тропиков Кораллового, Арафурского и Тиморского морей - Требование, чтобы подводные лодки управляли значимостью nt изменений температуры, солености, плотности и климата. Австралийские подводные лодки обеспечивают средство сдерживания военной агрессии против Австралии, патрулируя воды Австралии и близлежащих стран, и, кроме того, собирают разведывательные данные путем перехвата электронных сообщений иностранными государствами и помогают в развертывании и извлечении спецназовцев. Поскольку подводные лодки RAN работают с HMAS Stirling, и поскольку некоторые из стратегических интересов Австралии расположены так далеко, как Персидский залив и северная часть Тихого океана, австралийским подводным лодкам приходится преодолевать большие расстояния, чтобы достичь некоторые из их потенциальных районов патрулирования. Это требование к дальности и выносливости привело к конструкции класса Collins 1980-х годов, включающей большую топливную нагрузку, большие двигатели и достаточное количество батарей, чтобы преодолевать эти большие расстояния, хотя с тех пор технологические усовершенствования позволили создать небольшие дизель-электрические подводные лодки, такие как немецкая Подводная лодка типа 214 и голландская подводная лодка типа «Морж» для достижения той же дальности и выносливости, что и подводная лодка класса Collins. Также было отмечено, что транзитные расстояния, которые проходят австралийские подводные лодки, можно сократить, управляя подводными лодками с HMAS Coonawarra в Дарвине, а не с HMAS Stirling в Западной Австралии.

Подводная лодка класса Collins ХМАС Рэнкин. Проект SEA 1000 заменит шесть лодок класса Collins.

Класс Collins были первыми дизель-электрическими подводными лодками, специально разработанными для австралийских условий больших расстояний и разнообразных морских состояний, и, таким образом, представляют собой «сиротскую» конструкцию без каких-либо ограничений. эволюционировал дизайн, чтобы заменить их. Подводные лодки были увеличенными и сильно модифицированными версиями шведского кораблестроителя Kockums 'класса Västergötland. Построенные в 1990-х и 2000-х годах, подводные лодки класса Collins имеют прогнозируемый срок эксплуатации около 30 лет, а головная лодка HMAS Collins будет выведена из эксплуатации примерно в 2025 году.

История проекта

Австралийский институт подводных лодок в июле 2007 года опубликовал отчет, в котором утверждалось, что планирование следующего поколения австралийских подводных лодок должно начаться в ближайшее время, если они будут заменены к 2020-м годам. В декабре 2007 года, через месяц после вступления в должность после федеральных выборов 2007 года, министр обороны Джоэл Фитцгиббон ​​ объявил, что планирует замену класса Коллинза (назначенного SEA 1000). Проектный офис SEA 1000 был создан в рамках Defense Materiel Organization в октябре 2008 года и управлялся совместно с группой развития возможностей Defence. В феврале 2009 года контр-адмирал был назначен руководителем проекта.

Белая книга обороны 2009 года

Белая книга 2009 года Защита Австралии в Азиатско-Тихоокеанском веке: Force 2030 подтвердила Проект замены, и объявил, что подводный флот будет увеличен до двенадцати судов. Причины увеличения, представленные в белой книге, включали растущее количество и изощренность военно-морских сил Азиатско-Тихоокеанского региона (особенно подводных сил), необходимость поддержки операций подводных лодок в любом конфликте, а также усиление сдерживающего фактора, которое может обеспечить увеличение подводных сил.

Первоначально запланированный график предусматривал начало концептуальных работ в 2009 году, предварительные проекты, которые должны были быть разработаны между 2011 и 2013 годами, затем подробные проектные работы были завершены вовремя для начала строительства в 2016 году. Это было сделано для обеспечения того, чтобы новый класс будет находиться в эксплуатации до того, как в 2025 году начнется вывод из эксплуатации класса Коллинза. Однако встречи между Моффиттом и Комитетом национальной безопасности для уточнения деталей концепции и предполагаемых возможностей, запланированные на ноябрь 2009 года, продолжались не раньше марта 2012 года. 3 мая 2012 года Правительство Австралии объявило о финансировании начальной стадии проектирования. На начальном этапе будут проводиться исследования по выбору конструкции новых подводных лодок, проекты Организации оборонной науки и технологий по установлению параметров силовой установки, боевой системы и скрытности, а также запуск программ по развитию необходимых отраслевых навыков для собственно строительство. Согласно пересмотренному графику 2012 года, предварительная фаза завершится в 2013 году, при этом «одобрение первого прохода» должно быть выполнено к началу 2014 года, а «одобрение второго прохода» - в 2017 году. Сделан лучший прогноз, согласно которому первая новая подводная лодка будет введена в эксплуатацию. в 2012 г. было «после 2030 г.». По крайней мере, некоторые из медленных темпов и отсутствия принятия решений объясняются опасениями политиков, что они несут ответственность за повторение проблем, с которыми столкнулся класс Коллинза во время их строительства и в начале карьеры.

Предположение о решении класса Sōryū

Подводная лодка Unryū типа Sōryū класса в 2014 году. Многие предполагали, что японские подводные лодки являются предшественниками проекта замены.

Хотя немецкий Type Подводная лодка 214 имеет сравнимую дальность и выносливость с классом Collins, а также лучшую дальность и выносливость по сравнению с классом Sōryū. В течение 2014 года все больше предполагалось, что японская конструкция была предварительно выбрана в качестве замены класса Collins, что привело к публичная критика того, что японские подводные лодки не обладают той дальностью и выносливостью, которые требуются Австралии.

Сделка по обмену технологиями оружия в сентябре 2012 года и соглашение о совместном использовании оборонных технологий в июле 2014 года рассматривались как предварительные стремится к австралийско-японскому сотрудничеству в проектировании подводной лодки или к интеграции таких технологий, как разработанная Сёрю Кокумсом воздушно-независимая силовая установка двигателей Стирлинга, и исследования по интеграции гидродинамических возможностей японских лодок в потенциальную конструкцию SEA 1000. Преимущества такой сделки между странами включают внимание, которое обеспечение проекта SEA 1000 привлечет к японским производителям оружия (особенно после ослабления экспортных ограничений оборонного назначения в 2014 году), предоставление австралийским военным проверенной конструкции подводных лодок высокого класса. и улучшили отношения, как напрямую, так и в качестве взаимных союзников Соединенных Штатов Америки. Однако было отмечено, что сотрудничество по такому крупному оборонному проекту будет сопряжено с большим риском из-за отсутствия у Японии предыдущего опыта экспорта оружия, и любая сделка может негативно повлиять на отношения обеих стран с Китаем. Тесные личные отношения между тогдашним премьер-министром Австралии Тони Эбботтом и премьер-министром Японии Синдзо Абэ также упоминались как фактор вероятности такой сделки, хотя и с оговоркой. что смена правительства в любой стране поставит под угрозу любую потенциальную сделку по строительству или текущему техническому обслуживанию подводных лодок: Австралийская лейбористская партия более заинтересована в поддержке местного судостроения, чем Коалиция Эбботта, тогда как ухудшение китайско-японских отношений - это то, чем Демократическая партия Японии менее подвержена риску, чем Либерально-демократическое правительство во главе с Абэ.

К ноябрю 2014 года первоначальные возможности еще не были определены, и рекомендации должны были быть сделаны в течение 2015 года. В декабре 2014 года правительство Австралийской коалиции исключило использование тендера для определения новый дизайн подводной лодки, обвиняя ограниченное время, оставшееся до e Collins-class должны были покинуть службу. Хотя в то время ходили слухи, что правительство Австралии будет закупать напрямую у японских судостроителей, в январе 2015 года министр обороны Кевин Эндрюс заявил, что правительство все еще рассматривает варианты, предлагаемые европейскими судостроителями: ThyssenKrupp Marine Systems из Германии, Saab из Швеции и партнерство французских компаний Thales и DCNS.

В середине декабря 2015 года Силы самообороны Японии разрешили журналисту Австралийской радиовещательной корпорации (ABC) совершить поездку по новейшему представителю этого класса (черный дракон) на своей базе в Йокоска и поговорить с командиром, командиром Такехико Хирамой и несколькими другими сотрудниками.

Политические заявления 2015 года

8 февраля 2015 года правительство Эбботта сообщило, что оба выбора проектирование и выбор вариантов строительства будут проводиться на конкурсной основе, и 9 февраля 2015 г. объявлена ​​«конкурсная оценка ионный процесс »с возможностью строительства в Австралии. 20 февраля 2015 года правительство Австралии публично объявило о трех ключевых стратегических соображениях, которые будут приняты во внимание в процессе конкурентной оценки, а именно: что будущие подводные лодки будут иметь такую ​​же дальность и выносливость, что и класс Collins, превосходные характеристики датчиков и малозаметность по сравнению с к классу Collins, и что боевая система и торпеда Mark 48 Mod 7, совместно разработанные Соединенными Штатами и Австралией, будут предпочтительной боевой системой и основным оружием будущих подводных лодок. Правительство также объявило трехстороннюю конкуренцию между ThyssenKrupp, партнерством Thales-DCNS и японским дизайном, при этом Saab был исключен. Ожидалось, что процесс выбора проекта подводной лодки будет выбран к концу 2015 года. Было указано, что количество подводных лодок, вероятно, будет сокращено до восьми, с конкретными деталями, которые будут представлены в оборонном техническом документе, который намечен на конец 2015 года.

Технические соображения

Двигательная установка

Выбор двигательной установки будущей подводной лодки тесно связан с определением ее дальности действия, выносливости и скрытности. В подводной силовой установке представлены два основных варианта: ядерная двигательная установка и обычная, дизель-электрическая двигательная установка. Вариант с ядерной силовой установкой фактически дает подводным лодкам неограниченный радиус действия и выносливость, ограниченный только техническим обслуживанием и требованиями к экипажу для пополнения запасов и отдыха, и устраняет необходимость всплытия для подзарядки батарей, что является незаметным и рискованным процессом. Правительство Австралии неоднократно отклоняло вариант ядерной силовой установки из-за отсутствия австралийской ядерной энергетики (Австралия была бы единственной неядерной страной, эксплуатирующей атомные подводные лодки), связанные с этим вопросы эксплуатационного суверенитета, если бы Австралия работала американская атомная подводная лодка типа класса Вирджиния, что делает ее зависимой от американской технической поддержки и общественного протеста против ядерных технологий.

Второй альтернативой является использование обычных дизель-электрических подводных лодок с достаточным количеством топлива и заряда батареи для прохождения больших рабочих диапазонов, требуемых Австралией, и обеспечения максимальной дальности, выносливости и незаметности (работа под водой), прежде чем придется всплывать на поверхность трубкой и перезаряжать батареи. Ранее этот проект привел к постройке относительно большой подводной лодки с традиционным двигателем, класса Collins, с большим дизельным двигателем, топливной загрузкой и достаточным количеством батарей, способных транспортировать подводные лодки из их удаленного местоположения на HMAS Stirling в свои рабочие зоны, без необходимости выходить на поверхность в течение длительного времени.

Еще одним нововведением в дизель-электрической силовой установке, которое может быть рассмотрено для замены класса Коллинза, является воздушно-независимая силовая установка, которая не используется в существующем классе Коллинза, но используется в ряде из более поздних проектов подводных лодок, включая немецкий Тип 214, японский класс Sōryū и французский класс Scorpène. Воздушно-независимая силовая установка выполняет роль вспомогательного двигателя, обеспечивая подводным лодкам повышенную скрытность, позволяя им дольше работать под водой. На немецкой подводной лодке Тип 214 используются современные мембраны с полимерным электролитом топливные элементы, которые обеспечивают ее дальность действия и долговечность, сопоставимые с классом Коллинза.

Батареи

Батареи являются важным компонентом дизель-электрических подводных лодок, что позволяет им работать под водой в течение продолжительных периодов времени, прежде чем им придется всплывать на поверхность для их перезарядки. Усовершенствования в технологии аккумуляторов в последние годы позволили меньшим дизель-электрическим подводным лодкам работать с значительно увеличенной дальностью полета и выносливостью. В будущих конструкциях подводных лодок могут быть использованы усовершенствования в технологии литий-ионных батарей. Замена батареи класса Collins могла бы использовать технологию батарей, превосходящую технологию существующей батареи класса Collins.

Заявление правительства Австралии от 20 февраля 2015 года о том, что будущие подводные лодки будут иметь такую ​​же дальность и выносливость, что и класс Collins, увеличивает вероятность того, что будет выбрана усовершенствованная MOTS или полностью новая конструкция.

Возможности вооружения

В «Белой книге по обороне» 2009 г. определено, что способность наносить удары с земли является важным дополнением к торпедному, минному и противокорабельному ракетному оружию. В феврале 2015 года правительство Австралии заявило, что предпочитает, чтобы будущие подводные лодки имели американскую систему вооружения и тяжелую торпеду.

  • Торпеда
  • Мина
  • Противокорабельная ракета
  • Крылатая ракета наземного нападения
Дизайн

Кандидаты

Разработана немцами Подводная лодка Тип 214 на строительной площадке HDW в Киле, 2008. Усовершенствованный Тип 214 был одним из вариантов, рассматриваемых в программе замены.

В официальном документе Министерства обороны 2009 г. Подводные лодки на замену были обозначены как класс из двенадцати судов водоизмещением до 4000 тонн, оснащенных крылатыми ракетами наземного нападения в дополнение к торпедам и противокорабельным ракетам, способных запускать и возвращать тайных боевиков, находясь под водой, и нести средства наблюдения и разведки. сборное оборудование. Подводные лодки, вероятно, будут оснащены боевой системой США AN / BYG-1.

У проекта SEA 1000 было четыре возможных пути в порядке возрастания сложности проекта и риска:

  • Купить военный проект (MOTS). без модификаций
  • Разработать модифицированную конструкцию MOTS, чтобы лучше соответствовать условиям эксплуатации в Австралии
  • Разработать эволюцию класса Collins
  • Разработать совершенно новую подводную лодку

Первоначально рассматриваемые конструкции для различных маршрутов MOTS, включая тип 214 немецкой разработки, японский класс Sōryū, французский класс Scorpène, испанский класс S-80 и развитый класс Коллинза. Испанский класс S-80 был исключен из рассмотрения из-за серьезных конструктивных проблем, которые были отмечены в открытом доступе. Усовершенствованный дизайн класса Коллинза также рассматривался в 2013 году, но был официально исключен из рассмотрения в 2015 году из-за того, что, по оценке, требуемая работа приравнивалась к созданию совершенно нового дизайна. Кроме того, Saab выдвинул увеличенный вариант своей шведской подводной лодки A26, но был исключен из дальнейшего рассмотрения в феврале 2015 года из-за того, что Швеция не проектировала и не строила самостоятельно подводную лодку в течение двадцати лет. Подводные лодки Pure MOTS изначально были исключены из проекта в марте 2011 года, но снова были поставлены на стол в декабре 2011 года.

Были предложены усовершенствованные конструкции класса Scorpène, а ThyssenKrupp Marine Systems в дополнение к опциям для усовершенствованного Типа 214, предложил разработать совершенно новую конструкцию, Тип 216, чтобы конкретно соответствовать требованиям Австралии.

Выбрано: Shortfin Barracuda (Франция; DCNS)

30 ноября 2015 года DCNS и Thales передали Содружеству свои предложения по проекту Shortfin Barracuda Block 1A (дизель-электрический вариант атомной подводной лодки класса Barracuda, строящейся для ВМС Франции). Министерства обороны Австралии. Он включает в себя Соглашение между правительствами от Министерства вооруженных сил Direction générale de l'armement (DGA) с обязательным письменным соглашением по аспектам результатов. «Хотя точные данные остаются конфиденциальными, DCNS может подтвердить, что Shortfin Barracuda имеет длину более 90 метров и водоизмещение более 4000 тонн при погружении», - сказал Шон Костелло, генеральный директор DCNS Australia.

DCNS был выбран правительством Австралии. 26 апреля 2016 года на строительство 12 блоков Shortfin Barracuda Block 1A с прогнозируемой стоимостью 50 миллиардов австралийских долларов. Большая часть работ будет проводиться в Аделаиде, Южная Австралия.

Согласно данным ВМС Австралии, Shortfin Barracuda будет водоизмещать 4500 тонн (надводные), иметь длину 97 метров и Ширина 8,8 метра, использование водометного двигателя, дальность действия 18 000 морских миль, максимальная скорость более 20 узлов, запас хода 80 дней и экипаж 60 человек.

Строительство
Верфь ASC в Осборне, Южная Австралия. Первоначальное намерение состояло в том, чтобы построить новые подводные лодки на этой государственной верфи, даже если ASC не выиграла тендер.

Первоначально правительство Австралии обещало, что государственная ASC, компания, ответственная за строительство класса Collins, построит новые подводные лодки. В объявлении в мае 2009 г. о планах опубликовать запрос на тендер правительство лейбористов указало, что если выигравшим тендер будет компания, отличная от ASC, этой компании будет предоставлен доступ к верфи ASC в Осборне, Южная Австралия.. Несмотря на продолжающуюся поддержку подводных лодок, которые будут строиться в Южной Австралии сменяющими друг друга правительствами Коалиции и лейбористов, в июле 2014 года коалиционное правительство под руководством Эбботта отказалось от своих предвыборных обязательств по строительству на базе ASC и открыло вероятную возможность строительства подводных лодок. на зарубежной верфи. В феврале 2015 года правительство Abbott, объявив о «процессе конкурентной оценки», отметило, что правительство не будет подходить к решению о подводной лодке с «открытой чековой книжкой», а скорее разрешит конкурентный процесс, в котором будут изучены различные варианты строительства, включая строительство. в Австралии, за границей, или «гибридный подход» к иностранному и местному строительству вместе с предполагаемыми затратами и графиками.

Первоначальные планы строительства указывали 25-летний период от начала работ до окончательного завершения. Из-за длительного периода строительства рассматривалась возможность постройки подводных лодок развивающимися «партиями»; в ходе текущих исследований и инноваций обновленное оборудование и конструкции будут включены в новые подводные лодки в момент их постройки, а затем добавлены к существующим подводным лодкам во время ремонта. По состоянию на 2020 год строительство подводных лодок планировалось начать в 2024 году. Предполагается, что подводные лодки SEA 1000 будут оставаться в строю до 2070-х годов.

В июле 2017 года Малькольм Тернбулл открыл офис Future Submarine Project в Шербурге. В настоящее время ведутся проектные работы по подводным лодкам.

Класс был назван классом Attack в декабре 2018 года, а первый класс получил обозначение HMAS Attack.

Стоимость

На момент объявления проект замены Коллинза был назван самым дорогостоящим из когда-либо предпринятых силами обороны Австралии. В декабре 2010 года в обновленном Плане оборонного потенциала на 2009 год прогнозировалась стоимость проекта более 10 миллиардов австралийских долларов. Однако Австралийский институт стратегической политики предсказал, что разработка и строительство новых подводных лодок будет стоить более 36 миллиардов австралийских долларов, при этом стоимость строительства каждой подводной лодки составляет от 1,4 до 3,04 миллиарда австралийских долларов. Согласно прогнозам правительства в 2014 году, общая стоимость 12 производных финансовых инструментов Коллинза, созданных ASC, оценивается в 80 миллиардов австралийских долларов, хотя ASC оспаривает это, заявляя о стоимости 18–24 миллиардов австралийских долларов.

Неустановленное количество Sōryū- подводные лодки класса, построенные в Японии Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Shipbuilding Corporation, оценивались в 25 миллиардов австралийских долларов. Предложения европейских судостроителей в 2014 году были оценены судостроителями как стоимость около 20 миллиардов австралийских долларов или иным образом конкурирующие с японской оценкой.

Отчеты показали, что реальная стоимость будет превышать 80 миллиардов долларов, что было известно Австралии. Правительству в течение ряда лет.

Подводные лодки класса
ИмяВымпелСтроительЗаложеныСпущены на водуДоставленоВведено в эксплуатациюТезка
АтакаВоенно-морская группа Австралии и ASC Pty Ltd, Осборн 2030-е годы2030-е годыДля агрессивных действий против вооруженных сил. Он станет вторым судном в РАН под названием «Атака».
TBD
TBD
TBD
TBD
TBD
TBD
TBD
TBD
TBD
TBD
TBD
См. Также
Цитаты
Ссылки
Книги
Журнальные статьи
Новостные статьи
Press releases and reports
External links
Последняя правка сделана 2021-06-12 16:34:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте