Collegium Musicum был одним из нескольких типов музыкальных обществ, которые возникли в немецких и немецко-швейцарских городах и поселках во время Реформации и процветали до середины 18 века.
Как правило, в то время как общества, такие как [де ] (хорал), культивировали вокальную музыку для церковных выступлений и обсуждаемую музыкальную философию вместо банкета collegia musica для удовольствия исполняла как вокальную, так и инструментальную музыку; они сосредоточились на инструментальной музыке, которая набирала популярность в эпоху барокко. Хотя по своей концепции любительские общества были закрытыми, коллегии часто включали профессионалов, которые заполняли музыку, и допускали нечленов к выступлениям. Более того, они часто исполняли музыку для церковных, государственных и академических мероприятий и пользовались покровительством ведущих граждан. С 1660-х годов их функции в значительной степени положили начало общественной концертной жизни в Германии.
Лейпциг collegia musica, состоящая в основном из студентов университетов, за которыми последовала преемственность особенно выдающихся директоров, в том числе Иоганн Кунау (1688 ), основанный Телеман (1702 ), и Бах (1729 - 1737 ), сочинивший несколько концертов и драм за музыку для еженедельных выступлений в Café Zimmermann, Gottfried Zimmerman's coffeehouse, а также для «необычных» концертов. Телеманн продолжал продвигать профессиональные концерты Франкфуртской и Гамбургской коллегий в конце 1720-х годов, что способствовало появлению публичных подписных концертов в Германии. С моравской эмиграцией американские коллегии возникли, начиная с 1744 в Пенсильвании, Мэриленде, Огайо и Каролина.
В 1909 г. Хьюго Риман заново основал Лейпцигскую коллегию в университете, положив начало широко распространенной современной тенденции в университетах Германии и Америки по развитию старинной музыки на оригинальных инструментах или репликах. Таким образом, термин collegium musicum стал в значительной степени ассоциироваться с университетскими ансамблями, исполняющими старинную музыку, хотя с исторической точки зрения этот термин не должен означать каких-либо ограничений в репертуаре.
Хотя [де ] стал самым известным из-за его связи с Бахом, в других городах были подобные учреждения. Это был любительский музыкальный ансамбль, основанный в Гамбурге в 17 веке Маттиасом Векманном, как дополнение к профессиональным Hamburger Ratsmusik.
Различные современные коллективы получили это название, в том числе: