Колесницы в древнем Китае

редактировать
Колесницы в древнем Китае
THorseChineseChariot400BCE.jpg Китайская колесница (ок. 400 г. до н. Э.)
Традиционный китайский 戰車
Упрощенный китайский 战车
Буквальное значениевоенная машина

древние китайцы колесница (кит. : 战车; пиньинь : чжанче; букв. : «военная машина») использовалась в качестве машины нападения и преследования на открытые поля и равнины древнего Китая примерно с 1200 г. до н. э. Колесницы также давали военным командирам мобильную платформу, с которой они могли управлять войсками, обеспечивая лучников и солдат, вооруженных кинжалами-топорами, повышенной мобильностью. Они достигли пика важности в период весны и осени, но были в значительной степени вытеснены кавалерией во время династии Хань.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Строительство
  • 3 Экипаж и вооружение
  • 4 Оперативное развертывание
  • 5 Боевое и тактическое расположение
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Библиография
История
Династия Цинь колесница из Терракотовой армии

Традиционные источники приписывают изобретение колесницы династии Ся министру Си Чжун и говорят, что они использовались в битве при Гане (甘 之 战) в 21 веке до нашей эры. Однако археологические данные показывают, что использование колесницы в небольших масштабах началось около 1200 г. до н.э. в конце династии Шан. Это подтверждает материальное распространение изобретения из евразийской травостепи на запад протоиндоевропейцами (вероятно, тохарцами ), которые аналогичным образом разводили лошадей, занимались сельским хозяйством и технологии производства меда через Таримский бассейн в Китай. Современные надписи на костях оракула персонажа 車 изображают подобную колеснице двухколесную повозку с одним шестом для крепления лошадей.

Колесницы достигли своего апогея и до конца оставались мощным оружием периода Воюющих царств (471–221 гг. до н.э.), когда все более широко применялись арбалеты, массовая пехота, принятие стандартных кавалерийских единиц и адаптация кочевой кавалерии (конная стрельба из лука) взяли верх. Колесницы продолжали служить в качестве командных пунктов для офицеров во время династий Цинь и Хань, в то время как бронированные колесницы также использовались династией Хань против сюнну Конфедерации в хань-сюннуской войне, особенно в битве при Мобее в 119 г. н.э. Армия генерала Вэй Цина, выступая из Динсяна, натолкнулась на армию сюнну Чаньюя численностью 80 000 человек. Вэй Цин приказал своим войскам выстроить тяжелобронированные колесницы кольцевым строем, создав мобильные крепости.

с изменениями в характере войны, а также с увеличением количества более крупных пород лошадей, во время династий Цинь и Хань (221 г. до н.э. - 220 г. н.э.) колесница была заменена конницей и пехотой, а однополюсная колесница стала менее важной. В то время двухвальная колесница развивалась как легкое и удобное транспортное средство. Во время Восточной Хань (25–220 гг. Н. Э.) И позже в Период Трех Королевств (220–280 гг. Н. Э.) Преобладающей формой была колесница с двумя валами. Это изменение наблюдается в бесчисленных резных фигурках династии Хань и во многих керамических моделях гробниц. Со временем, по мере развития общества, ранние колесницы доциньского периода постепенно исчезли.

Строительство
Могущественный землевладелец на колеснице. Восточная Хань 25–220 гг. Н. Э. Аньпин, Хэбэй.

Древние китайские колесницы, как правило, представляли собой двухколесные повозки, запряженные двумя или четырьмя лошадьми, с одним тягловым шестом длиной около 3 м, который изначально был прямым, но позже превратился в два изогнутых вала. На переднем конце шеста была горизонтальная тяга длиной около метра с деревянными ярмами, к которым запрягали лошадей. Деревянные колеса диаметром приблизительно от 1,2 до 1,4 м были установлены на трехметровой оси (9,8 фута) и закреплены на каждом конце бронзовыми колпаками. Колеса периода Шан обычно имели 18 спиц, но колеса периода Чжоу были пронумерованы от 18 до 26. Колеса колесниц периода Весны и Осени (8-7 век до н.э.) имели от 25 до 28 спиц. Кузов кареты был около одного метра в длину и 0,8 метра в ширину с деревянными стенками и отверстием в задней части для доступа солдат.

С приходом периода весны и осени (771) -476 г. до н.э.) были внесены улучшения в дизайн и конструкцию колесницы. Угол изогнутой тяги увеличился, поднимая конец шеста. Это уменьшило количество усилий, необходимых лошади, тянущей колесницу, и увеличило ее скорость. Ширина корпуса лафета также увеличилась примерно до 1,5 м, что позволило солдатам больше свободы передвижения. Ключевые компоненты, такие как шест, колпак и ярмо, были усилены декорированным медным литьем, что повысило устойчивость и долговечность колесницы. Эти колесницы по-разному назывались «золотыми колесницами» (金 车), «боевыми колесницами» (攻 车) или «колесницами с оружием» (戎 车).

Китайская военная колесница, как и другие боевые колесницы из Евразии, получил свою характерную способность работать на высокой скорости за счет сочетания легкой конструкции вместе с двигательной установкой с использованием лошадей, которые были самыми быстрыми тягловыми животными из имеющихся.

Экипаж и вооружение
Китайские скифы ось колесницы

Обычно колесница несла трех бронированных воинов с разными задачами: один, известный как возничий (御者), отвечал за вождение, второй - лучник (射) (или иногда несколько лучников (多 射)). при стрельбе на дальние дистанции. Рунгё (戎 戎), чья роль заключалась в защите на близком расстоянии, составлял третий член экипажа. Оружие, перевозимое на колеснице, состояло из оружия ближнего и дальнего боя.

Самым важным оружием ближнего боя на колеснице был кинжал-топор или ге (戈), оружие с примерно трехметровым древком. На конце двуглавого устройства с одной стороны был острый кинжал, а с другой - топор. Его носили ронгё, и его можно было как размахивать, так и колоть, как копье, во врага. К периоду Весны и Осени ге было в значительной степени вытеснено алебардой или дзё (戟), у которой на конце древка имелось лезвие копья в дополнение к наконечнику топора и кинжалу.

Все командиры колесниц несли бронзовые кинжалы для защиты на случай, если колесница выйдет из строя или враг запрыгнет на ее борт. Солдаты на борту носили кожаные или иногда медные доспехи и несли щит или дун (盾), сделанный из кожи или бронзы. Лучник колесницы был вооружен либо луком (gōng 弓), либо арбалетом (nŭ 弩) для дальних атак. Лошади-колесницы также начали носить доспехи в весенний и осенний период для защиты от травм. Когда колесница не участвовала в военных действиях, она использовалась как транспортное средство.

Оперативное развертывание

Колесница была большим военным транспортным средством, которое из-за своей недостаточной гибкости не было эффективным в качестве единой боевой единицы. Обычно его командиру было выделено несколько пехотинцев или тузо (徒 卒) для сотрудничества в бою. В эпоху Западного Чжоу на каждую колесницу обычно приходилось десять пехотинцев, пять из которых ехали на колеснице, каждая из которых называлась эскадроном (дуй ì / 队). Пять эскадронов составляли zhèngpiān (正 偏), четыре zhèngpiān формировали дивизию (shī while), а пять дивизий назывались армией (jūn 军). В весенне-осенний период колесница стала главным оружием войны. Наряду с увеличением численности военнослужащих в каждом штате их доля колесниц в общей численности армии также уменьшалась, а количество людей, выделенных на каждую колесницу, увеличилось до семидесяти. Это изменение коренным образом изменило основы ведения войны.

Боевое и тактическое расположение
Ось китайской колесницы в форме скифа

В древнем Китае колесница использовалась в основной роли со времен династии Шан до начала годы правления династии Хань (ок. 1200–200 до н. э.), когда она была заменена кавалерией и вернулась к второстепенной роли поддержки. На протяжении тысячелетия или более каждый солдат на колеснице использовал особую боевую тактику, которая требовалась от машины.

Бои на колесницах обычно происходили на открытых пространствах. Когда обе стороны оказывались в пределах досягаемости, они сначала обменивались огнем из стрел или арбалетов, надеясь, что своим превосходством они вызовут беспорядок и замешательство в рядах противника. Когда два противника сближались друг с другом, они оставались на расстоянии около четырех метров, чтобы избежать трехметровых топоров кинжалов своих противников. Настоящая битва происходила только тогда, когда две колесницы подходили ближе.

Ширина всего около трех метров, с обеих сторон ехала пехота, колесница была очень негибкой, как боевая машина, и ее трудно было повернуть. Наряду с этим были ограничения на использование оружия, когда противники использовали моментальную возможность для победы или ловили своего противника клешнями. Эта тактика требовала боевых действий в плотном строю с хорошей военной дисциплиной и контролем. С началом весенне-осеннего периода больше внимания уделялось формированию войск по типу боя. Подразделения колесниц были обучены обеспечивать взаимодействие с остальной армией во время военной кампании.

В эпоху Западного Чжоу колесницы были развернуты на широко открытых равнинах в одну линию друг с другом. Сопровождающая пехота затем будет развернута впереди колесницы - широким строем, лишившим противника возможности атаковать в клещи. Когда две стороны столкнутся, если колесницы будут оставаться в строгом строю, будет хорошая возможность окружить врага. В этот период войны на колесницах использование упорядоченного командного боя до некоторой степени определяло разницу между победой и поражением, в противном случае сражение пришлось бы прекратить, чтобы укрепить строй. В этом типе операции важное значение имела единая команда. Старшие офицеры использовали барабаны и флаги для управления наступлением и отступлением армии, скоростью и корректировкой строя. Однако такие операции по своей природе были очень медленными, и скорость боя, таким образом, затруднялась. Кроме того, пехота должна была оставаться в строю, что не способствовало дальнейшему преследованию отступающих врагов.

Типичный пример важности дисциплинированных сил произошел во время свержения Чжоу Шан в решающей битве при Муе в 1046 году до нашей эры. По мере продвижения армии Чжоу пехоте и колесницам приказывали останавливаться и перегруппировываться через каждые шесть или семь шагов, чтобы сохранить строй. Армия Шан, несмотря на ее превосходящую численность, в основном состояла из деморализованных и насильственно мобилизованных войск. В результате войска не смогли удержаться в строю и потерпели поражение.

С наступлением весны и осени колесницы оставались ключом к победе. В битве при Яньлине в 575 г. до н.э. между штатами Чу и Цзинь неорганизованный характер колесниц и пехоты армии Чу привел к ее поражению. И формирование войск, и гибкость колесницы впоследствии претерпели значительные изменения, и пехота стала играть гораздо более важную роль в бою. Войска больше не размещались впереди колесниц, а вместо этого размещались по всем четырем сторонам, что увеличивало гибкость машины. Построения больше не состояли из одной линии колесниц; вместо этого они были рассредоточены, что давало преимущество глубины. Таким образом, движение колесницы больше не было затруднено, поэтому она могла отражать атаки противника, а также обеспечивать быстрое преследование.

См. Также
Ссылки

Цитаты

Библиография

  • Беквит, Кристофер I. (2009): Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13589-2.
Последняя правка сделана 2021-05-14 06:20:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте