Chamba Rumal | |
---|---|
Географическое указание | |
Чамба Румал (носовой платок) | |
Альтернативные названия | Носовой платок Чамба |
Описание | Ремесло |
Тип | Вышивка |
Район | Химачал-Прадеш |
Страна | Индия |
Зарегистрировано | Март 2010 г. |
Материал | Шелк и хлопок (муслин или мулмул) |
платок Чамба Румал или Носовой платок Чамба - вышитое изделие ручной работы, которое когда-то распространялось под покровительством бывших правителей королевства Чамба. Это обычный подарок во время брака с детальным рисунком в ярких и приятных цветовых схемах.
Этот продукт был зарегистрирован для защиты в соответствии с географическим указанием Соглашения о правах интеллектуальной собственности, связанных с торговлей (TRIPS). 22 января 2007 года он был внесен в список «Chamba Rumal» в соответствии с Законом правительства Индии 1999 года о географических правах с регистрацией, подтвержденной Генеральным контролером по патентным образцам и товарным знакам по классам 24 как текстиль и текстильные товары, см. Заявку № 79.
Самая ранняя зарегистрированная форма этого слуха принадлежит Бебе Нанаки, сестре Гуру Нанака в XVI века, который сейчас хранится в Гурудваре в Хошиарпуре. В музее Виктории Альберта в Лондоне есть ромал, подаренный британцам в 1883 году Раджей Гопалом Сингхом, и в нем есть вышитая сцена войны на Курукшетре из эпоса Махабхарта.. Однако с 17 века женщины бывшего княжеского государства Чамба (ныне часть Химачал-Прадеша), включая членов королевской семьи, увлекались вышивкой рулетов или носовых платков как часть брачных подарков или приданого своим дочерям..
Носовые платки были сделаны в геометрической форме квадрата и прямоугольника с использованием очень тонкого шелка ручной работы, который был получен из ткани пенджаб или муслина, продукта Бенгалия. Женщины создавали узоры с высоким орнаментом, используя раскрученную нить из шелка, произведенного в Сиалкот (в Пакистане), Амритсар и Лудхиана. Принятая техника вышивки, называемая дохара танка или двойной атласный шов, создавала отчетливые идентичные узоры на обеих сторонах ткани, которые выглядели привлекательно даже с расстояния 10 футов и более. Метод дохара танка является наследием Кашмира, который был принят в Басохли и Чамба, но был усовершенствован за счет заимствования тем из специального Моголов. искусство из Картины миниатюр Чамба ; этот вид искусства процветал в 18-19 веках. После падения империи Великих Моголов многие искусные мастера этого ремесла мигрировали в холмистый регион Химачал-Прадеш. Раджа Умед Сингх из Чамбы (1748–68) покровительствовал художникам. Эти художники нарисовали очертания рисунка на ткани, которая должна быть вышита тонким углем, а также предложили подходящие цвета для использования в мифологических темах Кришны в эпосе Махабхарата, и темы из Рамаяны или сцены брака и охоты на дичь, которые должны быть вышиты; темы также включали события из Гита Говинда, Бхагват пурана или только Радха-Кришна и Шива - Парвати. Вдохновением послужили фрески Ранг Махал в Чамбе. Затем женщины выполнили вышивку. В начале 19 века, когда Махараджа Ранджит Сингх правил Пенджабскими горными штатами, сикхский стиль живописи также оказал влияние на Чамба Румал
. После независимости Индии это произведение искусства потеряло свое королевское покровительство, а качество ухудшилось из-за коммерциализации из-за производства многих более дешевых разновидностей, таких как скатерти, наволочки, одежда и даже различные предметы машинного производства, чтобы конкурировать на рынке. с более дешевыми аналогичными работами из других регионов.
Чтобы возродить это произведение искусства, в конце 1970-х по инициативе (друга Индиры Ганди ) DCC обнаружил оригинал эскизы этого произведения искусства из музеев и коллекций, а затем художницы обучались этому произведению искусства. В результате было воссоздано 16 дизайнов и восстановлено качество.
Лалита Вакил была удостоена награды Нари Шакти Пураскар за свою работу по возрождению искусства путем организации курсов. Награда «2018» была вручена в Президентском дворце президентом Индии.
Известный как «игольное чудо» Чамба Румаль теперь изготавливается в квадратных и прямоугольных формах. Используемые материалы по-прежнему состоят из муслина, малмала, хаддар (грубая ткань), тонкого угля или кисти и шелковых нитей без узлов. Используя двойной атласный шов для вышивки, обе стороны ткани одновременно сшиваются прямой и обратной техникой, чтобы сохранить единообразие рисунка на обеих сторонах ромала. После завершения вышивки ткань прошивается каймой от 2 до 4 дюймов со всех сторон.
Библиография